Статья на тему «Что такое стертая дизартрия»
Составитель: Учитель-логопед Цыганцова Эльза Владимировна
Каждый из вас слышал истории про детей, которым учеба дается непросто. Родители и учителя часто ругают их за невнимательность, им часто снижают оценки на уроках за пропущенные буквы и за невнятные ответы. Но далеко не всегда проблема кроется в лени и невнимательности. У ряда детей таким образом проявляют себя функциональные нарушения нервной системы. Чаще всего это оказывается стертая форма дизартрии – нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга).
Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц (проведение нервного импульса от мозга к мышцам) губ, языка, мягкого неба.
К ее появлению приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка вследствие:
инфекционных болезней матери,
иммунологической
несовместимости плода и матери, токсикоза,
декомпенсированного
сахарного
диабета
или гестационн
ого
диабет
а
.
Эти причины вызывают
фетоплацентарную
недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
р
одовых травм из-за
стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влия
е
т длительный безводный период;
повреждения
ЦНС
ребёнка в первый год его жизни
вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.
Для стертой дизартрии характерны:
нечеткая артикуляции вследствие нарушения
артик
.
м
оторики,
искажённое произношение некоторых звуков,
отсутствие интонации и невыразительная речь,
неправильная постановка ударения в словах,
сложность автоматизации
звуков в речи
.
Клиническая картина может различаться зависимости от зоны поражения: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.
Нарушение звукопроизношения затрагивает несколько групп звуков: две или больше. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Ребенок путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их самостоятельно правильно употребить в речи. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма очень трудно.
Часто дизартрические проявления принимают за особенности физиологической нормы, лень или баловство ребёнка, либо просто не замечают до определённого момента. Только когда речевые нарушения сохраняются и категорически не вписываются в возрастные нормы физиологических замен, родители и врачи начинают искать причину. Поэтому, как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников не раньше 5 – 6 лет.
Признаки стертой формы дизартрии, которые могут заметить у ребёнка сами родители:
бедность мимики
нарушение
тонуса губ, языка
асимметрия носогубных складок
асимметрия
уголков рта
повышение слюноотделения
непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность
(окраска кожи и слизистых оболочек от серовато-синего до сине-чёрного цвета) при
выполнении артикуляционных проб
о
рганы речи труд
но удерживать в одной позиции
сложности в пережевывании пищи или затруднен процесс сосания молока,
нарушен процесс
глотани
я
потливость рук и ног.
д
ети легковозбудимые, непоседливые, со
вершают много лишних движений
н
аоборот,
дети
заторможены, медлительны.
Нарушение когнитивных процессов (
память, внимание
)
.
дети
быстро устают при
физических нагрузках, неуклюжи.
с
традает синхронность выполнения движений, мелкая моторика.
м
ожет быть нарушен почерк, ребенок пишет медленно.
Проявления дизартрии зависят от того, какие нервы повреждены:
Тройничный
Лицевой
Языкоглоточный
подъязычный
.
Например при поражении:
тройничного нерва
–
ограничиваются движения
в нижней челюсти, губ, языка,
лицевого нерва —
нару
шается
мимическ
ая мускулатура
,
языкоглоточного нерва —
нарушается мускулатура
корня и спинки языка,
подъязычного нерва — наруш
ается моторика
языка,
ощущается
трудность поднятия языка к небу.
Диагностика стертой дизартрии
Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.
Обследование поэтапное и включает в себя:
Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики,
фонематического восприятия
. При подозрении на стертую форму дизартрии
ребенка
направляют на консультацию к неврологу;
Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.
Коррекция стертой формы дизартрии
Требуется комплексная терапия с участием невролога, психолога, логопеда и родителей. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.