Статья на тему «Что такое стертая дизартрия»

Составитель: Учитель-логопед Цыганцова Эльза Владимировна

Каждый из вас слышал истории про детей, которым учеба дается непросто. Родители и учителя часто ругают их за невнимательность, им часто снижают оценки на уроках за пропущенные буквы и за невнятные ответы. Но далеко не всегда проблема кроется в лени и невнимательности. У ряда детей таким образом проявляют себя функциональные нарушения нервной системы. Чаще всего это оказывается стертая форма дизартрии – нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга).

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц (проведение нервного импульса от мозга к мышцам) губ, языка, мягкого неба.

К ее появлению приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка вследствие:

инфекционных болезней матери,

иммунологической

несовместимости плода и матери, токсикоза,

декомпенсированного

сахарного

диабета

или гестационн

ого

диабет

а

.

Эти причины вызывают

фетоплацентарную

недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;

р

одовых травм из-за

стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влия

е

т длительный безводный период;

повреждения

ЦНС

ребёнка в первый год его жизни

вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.

Для стертой дизартрии характерны:

нечеткая артикуляции вследствие нарушения

артик

.

м

оторики,

искажённое произношение некоторых звуков,

отсутствие интонации и невыразительная речь,

неправильная постановка ударения в словах,

сложность автоматизации

звуков в речи

.

Клиническая картина может различаться зависимости от зоны поражения: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает несколько групп звуков: две или больше. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Ребенок путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их самостоятельно правильно употребить в речи. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма очень трудно.

Часто дизартрические проявления принимают за особенности физиологической нормы, лень или баловство ребёнка, либо просто не замечают до определённого момента. Только когда речевые нарушения сохраняются и категорически не вписываются в возрастные нормы физиологических замен, родители и врачи начинают искать причину. Поэтому, как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников не раньше 5 – 6 лет.

Признаки стертой формы дизартрии, которые могут заметить у ребёнка сами родители:

бедность мимики

нарушение

тонуса губ, языка

асимметрия носогубных складок

асимметрия

уголков рта

повышение слюноотделения

непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность

(окраска кожи и слизистых оболочек от серовато-синего до сине-чёрного цвета) при

выполнении артикуляционных проб

о

рганы речи труд

но удерживать в одной позиции

сложности в пережевывании пищи или затруднен процесс сосания молока,

нарушен процесс

глотани

я

потливость рук и ног.

д

ети легковозбудимые, непоседливые, со

вершают много лишних движений

н

аоборот,

дети

заторможены, медлительны.

Нарушение когнитивных процессов (

память, внимание

)

.

дети

быстро устают при

физических нагрузках, неуклюжи.

с

традает синхронность выполнения движений, мелкая моторика.

м

ожет быть нарушен почерк, ребенок пишет медленно.

Проявления дизартрии зависят от того, какие нервы повреждены:

Тройничный

Лицевой

Языкоглоточный

подъязычный

.

Например при поражении:

тройничного нерва

ограничиваются движения

в нижней челюсти, губ, языка,

лицевого нерва —

нару

шается

мимическ

ая мускулатура

,

языкоглоточного нерва —

нарушается мускулатура

корня и спинки языка,

подъязычного нерва — наруш

ается моторика

языка,

ощущается

трудность поднятия языка к небу.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики,

фонематического восприятия

. При подозрении на стертую форму дизартрии

ребенка

направляют на консультацию к неврологу;

Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

Коррекция стертой формы дизартрии

Требуется комплексная терапия с участием невролога, психолога, логопеда и родителей. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.