Тема: Что в имени моем…
Цели урока:
ознакомление учащихся с ценностью «имя»;
акцентирование внимания детей на важности этой духовной ценности, его значения для судьбы человека;
формирование у ребенка уважения к общечеловеческим традициям наречения имени.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра, практическая работа.
Ход урока:
1. Сообщение темы урока.
- Ребята, прежде чем мы начнем наше занятие, я попрошу вас отгадать загадку:
- Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми, чем вами?
- Да, действительно, это имя.
- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая и определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении.
2. История имен.
- Самое удивительное создание на земле – это человек. Не менее удивительно то, что человек имеет собственное имя. Имя – это духовная ценность. Имя человеку очень дорого. Имя каждого человека на Земле – это тайна, которую должен знать каждый. Наши имена разнообразны и красивы, и мы любим их. Имя для человека имеет глубокий смысл и в какой-то степени может оказать влияние на его судьбу.
Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна. У каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.
- Ребята, как вы думаете, сколько всего в мире имён? (предположения детей).
- 4 миллиарда. И это не так уж удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет. Наши предки – жители Древней Руси носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок. Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын – первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк. Если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой. Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, кузнец, Пасечник, Ткач.
Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый. Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребёнка от злых духов. Эти имена не значили, что ребёнок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел. (Некрас, Ненаш, Немил, Дурак). После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов. Если на один день приходилось несколько имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка.
- Новые имена появились после того, как происходили какие-то события. После революции 1917 года появились имена Искра, Октябрина, Владлен, Майя, Ким, и т.п. А во время Великой Отечественной войны немецкие имена Адольф, Фриц приобрели негативную окраску. Заимствовались имена у других народов: Виолетта, Жанна, Эдуард, Артур, Марат.
3. Ты и твое имя.
- Имя ребенку родители дают не вдруг и не случайно. Имя, как величайшее сокровище семьи и рода, передается из поколения в поколение. Общеизвестно, что имя ребенку дается в большинстве случаев в честь бабушки, дедушки, отца, матери. Например, в королевских семействах Европы и в дворянских семьях царской России это было закономерным явлением. В русской истории было два царя Николая, три Александра, четыре Ивана. А знаете, дети, какой смысл был в этом? Мальчик, носящий имя своего рода, становился наследником своего рода, его традиций и духовных ценностей. Благодаря этой традиции крепнут устои семьи.
– Дать имя новорождённому очень трудно. Каждый член семьи предлагает своё имя. Удача в выборе имени малышу не всегда приходит сразу. Случаются споры и расхождения, мучительные раздумья и поиски. В связи с этим складываются иногда комические ситуации. Одна из таких ситуаций описана в стихотворении Юрия Благова “Выбор имени”.
(чтение стихотворения учеником).
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий, Моций, Овен, Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовём посовременней:
Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь поспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
- А теперь поговорим о том, почему вас назвали именно так? (Дети рассказывают).
- А вы знаете что означают ваши имена?
Значение имен (читают таблички со значением их имен)
- Имена людей, клички животных, названия городов и морей, рек, озёр, государств, прозвища и ласкательные формы изучает особая отрасль знаний – ОНОМАСТИКА, так что практически сегодня мы будем заниматься серьёзной наукой.
4. Игра «Назови свое имя особенно»
- Ребята! Один очень известный американский психолог Дэйл Карнеги сказал об имени следующее: «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Запомните, что имя каждого из вас – это самый сладостный и самый важный звук на любом языке.
- Давайте попробуем научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся.
Учитель готовит карточки, на которых написано, как надо произнести имя:
Радостно
Медленно
Громко
Звонко
Быстро
Весело
Тихо
Напевно
Шепотом
По
слогам
Удивленно
Восторженно
Задумчиво
Ласково (нежно)
На разных языках
Без звука
Мягко
Утвердительно
Укоризненно и т.д.
5. Игра «Назови полное имя»
- Я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя.
Рома –
Уля –
Саша –
Женя –
Аня –
Настя –
Даша –
Тая –
Оля –
Кристина –
6. Игра
1. Назовите ещё имена, которыми называют и мальчиков, и девочек.(Саша, Валерий, Валя, Ян, Жан, Василий, Евгений)
2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Ада, Зоя, Нил, Тит)
3. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Анна, Алла, Тит).
4. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь).
5. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя)
6.Как звали лягушку в сказке «Царевна-лягушка». (Василиса Премудрая)
7.Как звали русских богатырей? (Илья, Алеша, Добрыня)
8.Как звали крысу у старухи Шапокляк? (Лариска)
9.Как звали главного героя Паустовского «Теплый хлеб»? (Филька)
10.В некоторой было деревне: жил мужик, и было у него три сына: два умных, а третий дурак и звали его…? (Иван)
11.Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски….. (Незнайка)
12.Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут …» (Пьеро)
13. Назовите имена греческих богов. (Зевс, Гера, Афродита, Афина, Гефест, Посейдон и др.)
14. Назовите женское имя, которое состоит только из двух гласных. (Ия)
15. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
Владеть миром (Владимир)
Владеть всем (Всеволод)
Свято славить (Святослав)
Милая людям (Людмила)
7. Ласковые имена.
-Имя человека – это его визитная карточка. Имя сопровождает нас всю нашу жизнь, накладывая отпечаток на характер, на чувства и мысли. Наши мудрые предки: прапрабабушки и прапрадедушки, бабушки, дедушки знали о влиянии имен на человека и поэтому давали своим детям имена, которые, по их мнению, сделали бы ребенка красивым, счастливым, здоровым, душевным, добрым. Имя, ребята, у вас у каждого одно. Но вас по-разному называют мамы, бабушки, папы, подруги и друзья. У каждого имени есть несколько ласковых форм.
- Напишите на лепестках цветка ваши ласковые имена.
- Прочитайте, как вас называют ваши родные.
- Вам нравится, когда вас называют ласково? Что вы при этом чувствуете? (дети отвечают)
Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому.
9. Пословицы об именах.
- Не имя красит человека, а человек имя.
- У него доброе имя.
- Не позорь моего имени.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Что при этом имеют в виду? (дети отвечают)
- Роль личного имени в жизни человека велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности. Отсюда и появились эти выражения.
10. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось?
- Что же такое имя? (дети отвечают)
Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении.
- Как называется наука о именах?
Хочется закончить сегодняшнюю беседу словами:
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Дополнительно
Дети выставляют свои работы, рассказывают, почему они представили и видят свое имя так, как нарисовали. По рисункам детей учитель может прочувствовать и принять внутренний мир ребенка, его отношение к себе, к своему имени. Например, светлые, теплые краски в рисунке ребенка говорят о его положительном отношении к себе, а грустные, темные, мрачные – наоборот.
Учителю важно принять эту позицию/состояние ребенка, чтобы в процессе последующих уроков самопознания уделять ему надлежащее внимание.
8. Назовите растения, в названиях которых имеются имена людей. (Иван-чай, анютины глазки, валериана, лилия, роза, ванька мокрый, георгин, венерин башмачок, жасмин, Иван-да-Марья, марьин корень, нарцисс, василёк, груша, яблоня антоновка, маргаритка, вика, липа и т.д.)
9. В названиях каких городов есть имена людей? (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ульяновск, Иваново, Владивосток, Владикавказ, Ярославль, Севастополь, Димитров град, Сергиев посад, Константинополь, Борисоглебск…)
18. От имени мальчика отнимем букву – получится имя девочки, отнимем две – нота, отнимем три – местоимение. Как зовут мальчика? (Коля-Оля-Ля-Я)
19. Вспомните, какие вы слышали уменьшительно-ласкательные формы от самых распространенных в русском народе имен Иван и Мария. (Иван: Иванка, Иванушка, Ивашка, Ивась, Ваня, Ванюха, Ванюша, Ванечка, Ванек, Ванятка и др. Мария: Маруся, Машура, Машенька, Мура, Муся, Маня, Манюся, Марийка, Марьюшка, Марица, Манюня и др.)
20. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются имена собственные. («Руслан и Людмила», «Муму», «Чук и Гек», «Ромео и Джульетта», «Тарас Бульба», «Мастер и Маргарита», «Бедная Лиза», «Пётр Первый», «Светлана», «Анна Каренина», «Слово о полку Игореве», «Евгений Онегин», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Денискины рассказы», «Малыш и Карлссон» др.)
21. Вспомните пословицы и поговорки, в составе которых были бы собственные имена. (Видать, Акулина, пироги пекла: все ворота в тесте. Швец Данило что ни шьет, все хило. Ври тому, кто знает Фому, а я родной брат ему. У нашей Пелагеи все новые затеи. Иван кивает на Петра, а Петр на Ивана. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан и др.)
22. Инсценируйте пословицы:
Иван в дуду играет, а Маланья с голоду помирает.
Ленивому Микишке всё не до книжки.
Проснулась Ульяна не поздно, не рано – все с работы идут, а она тут как тут.
Едет Емеля ждать его неделю.
23. Конкурс скороговорок:
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Насыпал Парамошка горошку на дорожку, зовёт теперь к порожку дорожка из горошка.
Канавку Наталка копала лопаткой, канат Капитон натянул за палаткой.
Милая Мила мылась с мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
24. Спойте песни, в которых встречаются имена людей.