Цифровая образовательная среда как необходимость всестороннего развития личности в условиях среднего профессионального образования

 

Аннотация. В данной статье представлен анализ научных работ по направлению цифровая образовательная среда. Определено влияние на развитие личности студентов в условиях среднего профессионального образования цифровой образовательной среды. Определены недостатки и достоинства цифровой образовательной среды в условиях среднего профессионального образования. Подведен итог, который показывает необходимость развития цифровой образовательной среды для всестороннего развития личности студентов в условиях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, развитие личности, образование, влияние, условия.

 

Digital educational environment as a need for comprehensive personal development in the conditions of secondary vocational education

 

Annotation. This article presents an analysis of scientific works in the direction of digital educational environment. The influence of the digital educational environment on the development of students' personality in the conditions of secondary vocational education is determined. The disadvantages and advantages of the digital educational environment in the conditions of secondary vocational education are determined. The result is summed up, which shows the need for the development of a digital educational environment for the comprehensive development of students' personality in the conditions of secondary vocational education.

Keywords: digital educational environment, personal development, education, influence, conditions.

 

Цифровая образовательная среда играет ключевую роль в развитии личности студентов в колледже. С развитием цифровой среды, у педагогов появилась необходимость все чаще обращаться к интернет-ресурсам: вебинары, курсы повышения квалификации, методические пособия. Теперь многие семинарские задания студенты делают не в письменной форме, а через специальную систему электронного обучения (СЭО).

Определение цифровой образовательной среды по Е.А. Бархасановой, И.И. Малгарову: «Это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения образовательного процесса современными цифровыми ресурсами и технологиями» [1].

Также С.Д. Каракозов, РС. Сулейманов и А.Ю. Уваров предлагают компоненты цифровой образовательной среды: мобильные персональные рабочие места с доступом в Интернет, медиасредства в учебных пространствах, рабочие станции в учебных лабораториях и классах и т.п. [4].

Постепенно, образовательная среда начинается осознавать, что организовать учебную деятельность, найти содержание обучения можно разнообразными способами благодаря богатому набору сетевых ресурсов и их возможностям.

Р.М. Куччаев, Б.С. Мальсагов и А.Х. Чолаев приводят в пример ситуацию, когда «Российское образование весной 2020 года оказалось в уникальной ситуации, в которой дистантное обучение временно стало единственно возможной формой обучения» [5]

Образовательный процесс приобретает личностно-ориентированный характер, что включает в себя модульность, технологичность, доступность, гибкость. Таким образом, включенность Интернета во все сферы жизни - способствует созданию и развитию цифровой образовательной среды.

Развитие цифровой образовательной среды приводит к изменению традиционной формы образовательной среды: «...Школьные кабинеты перестают быть единственным местом, где учащиеся получают знания. Благодаря Интернету и мобильным сетям доступ к информации открыт всегда и везде. Учитель и учебники - уже не единственные источники информации. Более того, у издательств, выпускающих учебники, естественным образом исчезает монополия на создание учебного контента: сегодня многие тысячи учителей во всем мире создают и публикуют в сети на персональных сайтах учебные материалы, которые часто оказываются очень востребованными. Новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения занятий...» [3].

Данный пример, говорит о том, что одним из главных достоинств цифровой образовательной среды является ее доступность. Благодаря использованию различных образовательных платформ и онлайн-курсов, студенты имеют возможность получить знания в удобное для них время и в любом месте. Это особенно важно для тех, кто занимается изучением дополнительных предметов или осваивает новые профессиональные навыки. Кроме того, цифровая образовательная среда способствует обмену информацией между студентами и обучающимися, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и развитию коммуникативных навыков.

Следует отметить, что в настоящий момент четко видно внимание государства к цифровой среде для образования населения. Это прослеживается в Приоритетном национальном проекте «Современная цифровая образовательная среда». Данный проект нацелен на «повышение качества и расширение возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан» [9].

Появляется необходимость разработки разнообразных образовательных подходов, метод работы с использованием цифровой образовательной среды.

На смену традиционному обучению, где каждое действие ученика контролируется учителем и непосредственное взаимодействие «ученик-учитель», приходит - смешанное обучение.

Смешанное обучение - «это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [5]. 

Онлайн-среда рассматривается как возможность для свободы самовыражения, творчества, саморегулирования. Цифровая образовательная среда направлена на формирование новых компетенций, понимание работы техники и интерфейсов, конфиденциальность частной жизни и защиты личных данных, способы поиска информации и ее оценка с позиции достоверности и надежности для использования, обработка информации, работа в команде и способы коммуникации в ней.

Тем не менее, цифровая образовательная среда также имеет свои недостатки. Одним из них является потенциальная изоляция студентов от общества, поскольку онлайн-обучение не предполагает прямого общения с преподавателями и другими студентами. В этом случае студент может испытывать затруднения с самомотивацией и самоорганизацией. Кроме того, не все предметы могут быть полноценно изучены в цифровой образовательной среде, так как некоторые требуют личного присутствия и практических занятий. В условиях онлайн-обучения, студентам может не хватать возможности обсудить материалы и идеи лицом к лицу, а также получить мгновенную обратную связь. Это может негативно сказаться на развитии социальных навыков и самооценке студента. Также выявлены технические проблемы, связанные с нестабильным интернет-соединением или отсутствием доступа к высокоскоростному интернету. Также ЦОС может провоцировать развитие таких заболеваний как: гипертония, заболевание опорно-двигательного аппарата, устойчивая близорукость, ишемическая болезнь сердца, заболевание почек и мочеполовой системы, а также импотенция и фригидность.

Для решения данной проблемы, появляется необходимость систематического развития цифровой образовательной среды для обеспечения полного и всестороннего развития студента в условиях среднего профессионального образования. Улучшение коммуникационных инструментов и поощрение интерактивности в цифровых платформах могут быть ключевыми стратегиями для преодоления отрицательных аспектов цифровой среды и обеспечения оптимального развития студента.

Подводя итог, можно сказать, что цифровая образовательная среда играет важную роль в развитии личности студентов в условиях среднего профессионального образования. Однако необходимо учитывать как ее достоинства, так и недостатки. Цифровая образовательная среда предоставляет студентам уникальные возможности, упрощает процесс обучения и позволяет каждому студенту выразить свой потенциал. В такой среде студенты могут развить свои профессиональные навыки и внутренний потенциал, что сделает их конкурентоспособными и успешными в будущей карьере. Только при совместной работе преподавателей и разработчиков образовательных платформ мы сможем достичь полного потенциала цифровой образовательной среды и обеспечить лучшие условия для обучения и развития студентов.

 

Список литературы

 

1. Барахсанова Е.А., Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность. Проблемы современного педагогического образования / Е.А. Барахсанова, И.И. Малгаров. 2018. № 61-2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/shkolniki-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-usloviya-predpochteniya-bezopasnost

2. Гейбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. Перевод с английского. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва : НИУ ВШЭ. 2019.

3. Голенопольский И. Революция может быть цифровой. / УГ Москва.
2012. № 33. URL: http://ug.ru/archive/47248

4. Каракозов С.Д., Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного университета / С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров. Москва : Наука и школа. 2014. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta.

5. Куччаев Р.М., Роль цифровой среды обучения в современном образовании / Р.М. Куччаев, Б.С. Мальсагов, А.Х. Чолаев. 2020. С. 388-390.

6. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. №1 (21). С. 55-59.

7. Максимова К.А., Технология разработки лекционных занятий в электронной среде / К.А Максимова., О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. №3 (37). 2019. С. 67-72

8. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука». 2018.

9. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/8SiL

10. Сорокова М.Г., Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. №2. С. 44-58.