Суйеуова Набат Базархановна,
старший преподаватель,
Университет Есенова, г.Актау
ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Цифровая революция образовательного процесса обладает важным потенциалом в учебном процессе, способным полностью изменить методику обучения и каждый этап учебного процесса. В том числе в сфере высшего образования большим спросом пользуются онлайн-курсы (в том числе МООС-курсы), вебинары, тренинги и различные инновационные методы обучения [1, c.39].
Стремительное развитие цифровых технологий вносит существенные изменения в сферу образования. Самые престижные университеты в мире должны внедрять новые технологии, чтобы быть конкурентоспособными. На основе изменения конкурентной среды в сфере высшего образования рассматриваются шесть основных тенденций:
Демократизация образования
. Ожидается, что в ближайшие годы в университеты поступят более миллиарда обучающихся, что в будущем окажет большое положительное влияние на экономические аспекты.
С помощью цифровых технологий повышает
ся
доступность практик образования, в частности, для обучения студентов в развивающихся странах.
Индивидуализация образования
. Цифровое образование очень гибкое и адаптируется к конкретным потребностям каждого обучающегося: какие курсы
,
когда и как изучать– каждый выбирает самостоятельно. Это позволяет сделать учебный процесс более эффективным,
оптимальным
, а также создать обратную связь с каждым студентом.
Непрерывное обучение.
Благодаря цифровому образованию высшее образование доступно не только студентам, обучающимся в стенах университета, оно предоставляет широкие возможности работающим студентам, родителям-одиночкам. Также для тех, кто до сих пор работает по основной
специальности, цифровое образование предлагает
допольнительные
нетрадиционные методы обучения.
«
Цифровые
»
студенты.
Современные студенты
,
когда они хотят, где бы они ни находились
,
свободно используют любую цифровую технологию и привыкли получат
ь то, что им нужно для обучения
.
Постоянные технологические улучшения
. Цифровому образованию способствует развитие новых возможностей в различных мобильных устройствах, системах управления, облачных системах, видео и
других технологических областях.
Изменения в потребностях работодателей.
Цифровизация и автоматизация рабочих мест постоянно требуют новых, более совершенных навыков. Поэтому работодатели требуют, чтобы вузы предоставляли своим будущим сотрудникам больше возможностей для доступа к образовательным программам
[2, c.69
]
.
В настоящее время многие университеты используют цифровые технологии в качестве дополнительного источника дохода, например, для реализации онлайн-курсов. Такие вузы (даже тем, которые предлагают такие онлайн-курсы) должны полностью внедрять цифровые технологии в образовательную среду на территории кампуса. Это позволяет им иметь эффективную программу и отвечать на запросы студентов (онлайн или традиционно обучаемых), внедрять инновации среди сотрудников и преподавателей, перестраивать академическую деятельность.
BCG (The Boston Consulting Group) предлагает университетам по всему миру внедрить трехступенчатую систему цифровизации образовательного процесса (диджитализация) для улучшения их конкурентных преимуществ. В связи с этим BCG разработал концепцию, принятую многими университетами и сфокусированную на трех главных принципах:
Цифровое образование и исследования.
Университеты должны не только запустить онлайн-курсы, но и принять ряд мер по развитию цифровых технологий. К ним относятся: цифровое обучение и поддержка обучающих
и мониторинговых систем; масштабное и массовое онлайн-образование, охватывающее большую аудиторию по всему миру; функциональная аккредитация и экзаменационные процедуры; проведение научно-практических исследований с помощью цифровых технологий (поиск и анализ данных с помощью цифровых инструментов, цифровые коммуникации, полная транспарентность и др.).
Стратегия и партнерство.
Универси
теты должны принять цифровую технологию
как часть своей общей стратегии, чтобы изменить существующие структуры и процессы, внести изменения и инновации. Они должны адаптировать бизнес-модели, чтобы способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса, развитию сотрудничества между университетами, бизнесом и другими связанными с этим организациями
[3, c.105
]
.
.
Инфраструктура вуза и кампуса
. Цифровизация является неотъемлемой частью инфраструктуры учебного заведения, т. е. должна иметь удобную технологическую среду для исследовательской деятельности, центры обработки данных, цифровые лаборатории, везде быстрый
и
легкий доступ
к
Wi
-
Fi
, точки беспроводной зарядки, "умные" и "зеленые" здания
.
Литературы:
Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное обр
азование в России и за
рубежом.–
2019.
- № 2(34). – С.38-45;
Морозов А.В. Особенности электронного образования в условиях цифровизации // Управление образованием: теория и практика. – 2020. - № 2(38). – С.62-70;
Степаненко С.Г. Цифровизация образования как этап мировой глобализации //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. - № 2. – С.103-107;