* {font-family: Arial; font-size: 10pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Контрольная работа

слушателя профессиональной переподготовки

по программе

«Дошкольная педагогика»

на тему:

«Требования к профессиональной компетентности педагога. Готовность педагога к реализации ФГОС ДО и федеральной образовательной программы»

Выполнила:

Цыпина Елена Ивановна

Воспитатель

МАДОУ №9 «Журавлик»

Великий Новгород.г

Великий Новгород

2025 год

Какими документами регламентируются компетенции педагога ДОО?

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.; зарегистрирован Министерством юстиции 06.12.2013 г.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года.

Уже принятый документ находился в стадии доработки, 05.08.2016 г. – были внесены изменения и дополнения.

с 2016 г. – режим апробации

Введение стандарта было перенесено на 09.2019, в 2020 г. – в массовую практику .

Какими профессиональными умениями должен обладать педагог ДОО (в области построения взаимодействия с детьми, понимания закономерностей в развитии ребенка, в организации образовательного процесса, во взаимодействии с родителями и др.)?

понимание современных задач дошкольного образования;

ценностное отношение к ребенку, гуманная педагогическая позиция;

умение заботиться о сохранении духовного и физического здоровья детей;

поддержка и содействие развитию индивидуальности каждого ребенка;

умение сочувствовать и сопереживать (эмпатия);

умение держать себя подобающим образом (обладание педагогическим тактом – чувство меры);

обладание педагогическим оптимизмом (вера в возможности каждого ребенка);

умение находить общий язык с детьми, с родителями, коллегами и т.п.- культура профессионального общения;

умение создавать и моделировать информационную и развивающую предметно-пространственную среду;

умение делать выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей;

умение реализовывать задачи и содержание обучения, используя педагогические технологии, с учетом личностно-смысловой направленности;

умение осуществлять педагогическую рефлексию (анализировать собственные действия, оценивать эффективность и адекватность применения методов, приемов, средств в образовательной деятельности);

способность к самообразованию, повышению своего профессионализма.

умение поддерживать комфортную

доброжелательную обстановку

в группе;

умение поддерживать разные виды

игр

детей; взаимодействие детей друг с другом

умение предупреждать детские

конфликты;

умение создавать

атмосферу сотворчества

с ребенком, используя индивидуальный подход;

умение организовать групповую работу для обсуждения,

общения детей;

умение

организовывать общение детей

между собой, обмен мнениями, предложениями;

умение

вести наблюдения

за поведением детей, их достижениями в деятельности и фиксировать их;

умение

осуществлять диагностику

достижений детьми планируемых результатов с использованием различных методов;

умение видеть

актуальный уровень развития

ребенка и зону его

ближайшего развития

;

умение

видеть и понимать ситуацию в группе

(интересы детей, их склонности, возрастные проявления);

умение отслеживать обратную связь, реакции детей на педагогические воздействия (предложения);

умение

определять актуальные цели

(зону ближайшего развития) и формулировать

задачи

образовательной деятельности по теме с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей детей и их интересов;

умение

поддерживать любознательность

и устойчивый интерес к теме (вопросу, проблеме) на протяжении всего периода «проживания» темы;

умение создавать, моделировать, пополнять

предметную среду

и поддерживать её развивающий характер;

умение предоставлять детям

свободу выбора

видов деятельности, партнеров, места, способов осуществления деятельности, материалов;

умение

изучать возможности и ресурсы

детского сада, методического кабинета, родителей, социального окружения для решения вопроса (проблемы, темы);

умение естественно

вовлекать родителей

в образовательную деятельность;

умение ежедневно

информировать родителей

о событиях группы и достижениях детей;

умение естественно включаться в образовательную деятельность, организуемую по теме другими специалистами детского сада (

работать в команде

, соблюдая педагогическую этику); 

Какие трудовые функции входят в профессиональный стандарт педагога?

Трудовые действия

осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации…;

планирование и проведение занятий;

систематический анализ эффективности образовательного процесса и подходов к обучению;

организация, осуществление контроля и оценки достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

Необходимые умения

использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ОВЗ;

владеть ИКТ- компетентностями;

Необходимые знания

основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития;

пути достижения образовательных результатов и способы их оценки;

- приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, ФГОС ДО, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;

Может ли в образовательной деятельности ребёнок и педагог — быть равноправными партнерами? Аргументируйте свою точку зрения. Как Вы понимаете выражение «партнерские отношения педагога с детьми»?

Да , может.

Эмоциональное благополучие ребенка, его уверенность в себе, чувство

защищенности, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения с окружающими взрослыми.

Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнерства, при которой в процессе обучения и воспитания обеспечивается взаимное доверие, и создаются хорошие условия для решения любой проблемы. Такая позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Хотя педагог и дети не равны по уровню развития, по объему их личного опыта, но они равноправны, вступая в общение. Одна из главных задач воспитателя детского сада при построении равноправных положительных взаимоотношений, это развитие дружеских связей детей. Под дружескими связями детей мы понимаем склонность детей действовать совместно, проявление желаний и умений сотрудничать, длительное сохранение дружественно- делового стиля общения. При построении равноправных партнерских взаимоотношений признание успеха передается из рук взрослого в руки детского коллектива, превратившись в организующую силу стихии детской жизни. В процессе становления такого круга общения, совместной деятельности и познавательного интереса в оборот могут вводиться какие угодно знания, умения и навыки, чем дальше, тем легче детское сообщество будет справляться с ними. Чтобы детям было интересно, чтобы они увидели во взрослых (сотрудниках учреждений образования, родителях) партнеров сами взрослые должны перестроиться и научиться, вместе с детьми, смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения задания. Только при соблюдении этих условий возникает выстроенный в нашем исследовании равноправный союз следующих моделей отношений:

Форма, которая объединяет эти отношения — равноправие. Равноправные

отношения строятся на основе диалога. Невозможно запрограммировать диалог и ту истину, к которой он приведет. Для каждого участника диалога должна существовать своя истина. Дело не только в том, что взаимоотношения между педагогом и детьми становятся гуманными. В данном случае взрослые открывают возможность и необходимость детской инициативы, тем самым, обеспечивая реальность сотрудничества (в том числе и учебного) и разрешая основное противоречие нынешних отношений, когда ожидаемая детская инициатива, образовательные усилия детей гасятся самими же взрослыми. Вера в равенство возможностей детей и вера в равноправие отношений между детьми и взрослыми — это необходимое условие нормализации педагогической жизни детского сада .