Контрольная работа
слушателя профессиональной переподготовки
по программе
«Дошкольная педагогика»
на тему:
«Требования к профессиональной компетентности педагога. Готовность педагога к реализации ФГОС ДО и федеральной образовательной программы»
Выполнила:
Цыпина Елена Ивановна
Воспитатель
МАДОУ №9 «Журавлик»
Великий Новгород.г
Великий Новгород
2025 год
Какими документами регламентируются компетенции педагога ДОО?
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.; зарегистрирован Министерством юстиции 06.12.2013 г.
Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года.
Уже принятый документ находился в стадии доработки, 05.08.2016 г. – были внесены изменения и дополнения.
с 2016 г. – режим апробации
Введение стандарта было перенесено на 09.2019, в 2020 г. – в массовую практику .
Какими профессиональными умениями должен обладать педагог ДОО (в области построения взаимодействия с детьми, понимания закономерностей в развитии ребенка, в организации образовательного процесса, во взаимодействии с родителями и др.)?
понимание современных задач дошкольного образования;
ценностное отношение к ребенку, гуманная педагогическая позиция;
умение заботиться о сохранении духовного и физического здоровья детей;
поддержка и содействие развитию индивидуальности каждого ребенка;
умение сочувствовать и сопереживать (эмпатия);
умение держать себя подобающим образом (обладание педагогическим тактом – чувство меры);
обладание педагогическим оптимизмом (вера в возможности каждого ребенка);
умение находить общий язык с детьми, с родителями, коллегами и т.п.- культура профессионального общения;
умение создавать и моделировать информационную и развивающую предметно-пространственную среду;
умение делать выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей;
умение реализовывать задачи и содержание обучения, используя педагогические технологии, с учетом личностно-смысловой направленности;
умение осуществлять педагогическую рефлексию (анализировать собственные действия, оценивать эффективность и адекватность применения методов, приемов, средств в образовательной деятельности);
способность к самообразованию, повышению своего профессионализма.
умение поддерживать комфортную
доброжелательную обстановку
в группе;
умение поддерживать разные виды
игр
детей; взаимодействие детей друг с другом
умение предупреждать детские
конфликты;
умение создавать
атмосферу сотворчества
с ребенком, используя индивидуальный подход;
умение организовать групповую работу для обсуждения,
общения детей;
умение
организовывать общение детей
между собой, обмен мнениями, предложениями;
умение
вести наблюдения
за поведением детей, их достижениями в деятельности и фиксировать их;
умение
осуществлять диагностику
достижений детьми планируемых результатов с использованием различных методов;
умение видеть
актуальный уровень развития
ребенка и зону его
ближайшего развития
;
умение
видеть и понимать ситуацию в группе
(интересы детей, их склонности, возрастные проявления);
умение отслеживать обратную связь, реакции детей на педагогические воздействия (предложения);
умение
определять актуальные цели
(зону ближайшего развития) и формулировать
задачи
образовательной деятельности по теме с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей детей и их интересов;
умение
поддерживать любознательность
и устойчивый интерес к теме (вопросу, проблеме) на протяжении всего периода «проживания» темы;
умение создавать, моделировать, пополнять
предметную среду
и поддерживать её развивающий характер;
умение предоставлять детям
свободу выбора
видов деятельности, партнеров, места, способов осуществления деятельности, материалов;
умение
изучать возможности и ресурсы
детского сада, методического кабинета, родителей, социального окружения для решения вопроса (проблемы, темы);
умение естественно
вовлекать родителей
в образовательную деятельность;
умение ежедневно
информировать родителей
о событиях группы и достижениях детей;
умение естественно включаться в образовательную деятельность, организуемую по теме другими специалистами детского сада (
работать в команде
, соблюдая педагогическую этику);
Какие трудовые функции входят в профессиональный стандарт педагога?
Трудовые действия
осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации…;
планирование и проведение занятий;
систематический анализ эффективности образовательного процесса и подходов к обучению;
организация, осуществление контроля и оценки достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Необходимые умения
использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ОВЗ;
владеть ИКТ- компетентностями;
Необходимые знания
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития;
пути достижения образовательных результатов и способы их оценки;
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, ФГОС ДО, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
Может ли в образовательной деятельности ребёнок и педагог — быть равноправными партнерами? Аргументируйте свою точку зрения. Как Вы понимаете выражение «партнерские отношения педагога с детьми»?
Да , может.
Эмоциональное благополучие ребенка, его уверенность в себе, чувство
защищенности, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения с окружающими взрослыми.
Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнерства, при которой в процессе обучения и воспитания обеспечивается взаимное доверие, и создаются хорошие условия для решения любой проблемы. Такая позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Хотя педагог и дети не равны по уровню развития, по объему их личного опыта, но они равноправны, вступая в общение. Одна из главных задач воспитателя детского сада при построении равноправных положительных взаимоотношений, это развитие дружеских связей детей. Под дружескими связями детей мы понимаем склонность детей действовать совместно, проявление желаний и умений сотрудничать, длительное сохранение дружественно- делового стиля общения. При построении равноправных партнерских взаимоотношений признание успеха передается из рук взрослого в руки детского коллектива, превратившись в организующую силу стихии детской жизни. В процессе становления такого круга общения, совместной деятельности и познавательного интереса в оборот могут вводиться какие угодно знания, умения и навыки, чем дальше, тем легче детское сообщество будет справляться с ними. Чтобы детям было интересно, чтобы они увидели во взрослых (сотрудниках учреждений образования, родителях) партнеров сами взрослые должны перестроиться и научиться, вместе с детьми, смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения задания. Только при соблюдении этих условий возникает выстроенный в нашем исследовании равноправный союз следующих моделей отношений:
Форма, которая объединяет эти отношения — равноправие. Равноправные
отношения строятся на основе диалога. Невозможно запрограммировать диалог и ту истину, к которой он приведет. Для каждого участника диалога должна существовать своя истина. Дело не только в том, что взаимоотношения между педагогом и детьми становятся гуманными. В данном случае взрослые открывают возможность и необходимость детской инициативы, тем самым, обеспечивая реальность сотрудничества (в том числе и учебного) и разрешая основное противоречие нынешних отношений, когда ожидаемая детская инициатива, образовательные усилия детей гасятся самими же взрослыми. Вера в равенство возможностей детей и вера в равноправие отношений между детьми и взрослыми — это необходимое условие нормализации педагогической жизни детского сада .