МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Управление образования администрации муниципального образования

Курганинский район

МАОУ СОШ №3 им. И. К. Серикова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

________________________

Попова Н. П.

Приказ №254

от «1» сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ №3 им. И. К. Серикова

________________________

Балаянц Г.Н.

Приказ №254

от «1» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дефектологического сопровождения учащихся 1-4 классов с овз

Курганинский район 2023

Планируемые результаты:

Цель коррекционно-развивающих занятий:

коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях;

создание условий для развития сохранных функций;

формирование положительной моти

вации к обучению;

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально- личностной сферы;

формирование

 

механизмов

 

волевой

 

регуляции

 

в

 

процессе

 

осуществления

 

заданной деятельности;

воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты :

положительное отношение к учёбе в школе; первоначальные представления о знании и незнании; понимания значения обучения в жизни человека;

представление о причинах успеха в учёбе;

бережного отношения к оборудованию.

общее представление о моральных нормах пов

едения;

осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к занятиям, отвечать на вопросы учителя (учебного пособия), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни

, ответственно относиться к занятиям (ежедневно быть готовым к занятию), бережно относиться к рабочей тетради;

элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

соблюдение элементарных правил

работы индивидуально, проявление доброжелательного отношения к взрослому, стремление прислушиваться к его мнению;

элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Учащийся получит возможность научиться:

оценивать жизненные ситуации (

поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок сове

ршить.

выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством

учителя с точки зрения морали и ценностей;

стремиться к успешной учебной деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

мотивации обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;

первоначальных представлений о нравственных понятиях (

ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом

), отражённых в литературных произведениях;

освоения семейны

х традиций, в том числе традиций семейного чтения;

чувства любви к Родине; уважения к взрослым;

способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;

ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Учащийся научится:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

адекватно воспринимать предложения учителя;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

составлять план действий для решения не

сложных учебных задач;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

осознавать результат учебных действий;

описывать результаты действий.

Учащийся получит возможность научиться:

принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;

выделять из заданий известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемому материалу;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью

оценочных шкал, формулировать их вербально;

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

работать по предложенному учителем плану;

отличать верно

выполненное задание от неверного;

совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на

заняти

Познавательные:

Учащийся научится:

ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе с рабочей тетрадью;

использовать рисуночные и простые символические варианты запис

и

читать простое схематическое изображение;

понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);

проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по пре

дставлению);

выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных понятий);

под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

под руководством учителя проводить аналогию;

понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);

пон

имать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по рассматриваемому вопросу;

осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

составлять план действий р

ешения учебной задачи под руководством учителя;

оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Учащийся получит возможность научиться:

составлять небольшие сообщения в устной форме (2—3 предложения);

строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых отношениях;

выделять существенные признаки объектов;

под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

понимать цель и смысл выполняемых заданий;

самостоятельно составлять план действий решения учебной з

адачи;

самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов;

читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно- следственную связь;

представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;

использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя уч

ебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

принимать участие в работе с учителем;

понимать задаваемые вопросы;

воспринимать различные точки зрения;

понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

контролировать свои действия;

слушать учителя, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извините, пожалуйста», «Простите, я не хотел Вас обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. испол

ьзовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Учащийся получит возможность научиться:

наблюдать за действиями учителя;

формулировать свою точку зрения;

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать прево

сходство над другими, вежливо общаться;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

принимать участие в обсуждении прочитанного;

принимать различные точки зрения на прочитанное произведение.

Предметные результаты

Учащийся научится:

сравнивать числа, соотносить количество с числом, выполнять различные действия с числами;

выполнять арифметические действия в пределах 20;

работать с текстовыми задачами;

понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше

— ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);

выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения;

получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть осно

вные особенности каждого времени года;

называть живые и

неживые природные богатства

и их роль в жизни человека;

усваивать главные понятия курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих с

ущественные связи, отношение и функции;

владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

различать единицы величин, практически измерять величины;

сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;

рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные;

различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;

читать простейшие готовые схемы, таблицы, выявля

ть простейшие закономерности;

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);

воспринимать на слух чтение учителя;

читать плавно, по слогам и целы

ми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

читать выразительно,

орфоэпически

правильно, с сохранением интонации конца предложения;

обсуждать прочитанное или прослушанное произведения; отвечать на вопросы учителя;

создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных

произведений;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культур

ы и гражданской позиции человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Сенсомоторное развитие.

развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

развитие тактильных ощущений;

развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

развитие тонкости и целенаправленности движений;

развитие кинестетических основ движения;

развитие межполушарного взаимодействия;

Дидактические игры и упражнения:

узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов;

фигурно-фоновое различие предметов, букв;

анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений;

установление соответст

вия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»);

вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации;

нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания;

нахождение букв с заданным элементом; нахожден

ие заданного элемента в ряду букв;

графические диктанты;

перерисовывание фигур по точкам;

комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития:

«Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;

игра «Волшебный мешочек»;

игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

Формирование пространственных представлений.

формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

развитие пространственного праксиса;

развитие навыка дифференциации

пространственно

схоже расположенных объектов.

Дидактические игры и упражнения:

ориентировка в схеме собственного тела;

ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;

определение пространственного расположения элементов букв;

пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб

Хеда

);

определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

Развитие

мнемических

процессов.

тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

развитие тактильной и кинестетической памяти.

Дидактические игры и упражнения:

слуховые диктанты;

игра «Запомни звуки»;

игра «Забытый предмет (буква)»;

зрительные диктанты;

запоминание и воспроизведение

многозвеньевых

инструкций;

заучивание букв.

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие.

развитие

слухо

-моторной координации;

развитие зрительно-моторной координации;

развитие

слухо

-зрительной и зрительно-двигательной координации.

Дидактические игры и упражнения:

двигательное воспроизведение ритмических структур;

графические диктанты (по словесной инструкции);

выбор из предложенных

вариантовусловных

графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба

X.Бирча

и Л.

Бельмонт

);

выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу;

графическое

отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры);

срисовывание образцов узоров, точек;

дорисовывание

симметричных изображений букв, предметов;

рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-

Мезонни

).

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

регуляция простейших двигательных актов;

формирование умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Дидактические игры и упражнения:

анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;

определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала?

Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;

проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»;

речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»;

игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;

«Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

Формирование навыка письма.

Дидактические игры и упражнения:

развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

актуализация и закрепление

навыказвукобуквенного

анализа слова;

зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога

)

;

Формирование навыка чтения.

Дидактические игры и упражнения:

заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

чтение слоговых таблиц;

составление слогов, слов из предложенных букв;

чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;

составление предложений из слов;

графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога является внеурочной деятельностью, осуществляется в форме индивидуальных комплексных занятий 2 раза в неделю.

На каждом занятии работа проводится по следующим направлениям:

Направления работы

Формируемые УУД

Сенсомоторное развитие.

У ученика будут стремиться развить:

зрительный анализ и пространственное восприятие элементов букв;

тонкость и дифференцированность анализа зрительно воспринимаемых объектов;

тактильные ощущения;

умение организации и контроля простейших двигательных программ;

тонкость и целенаправленность движений; кинестетические основы движения;

межполушарное взаимодействие.

Формирование пространственных представлений.

У ученика будут стремиться сформировать:

умения ориентировки в схеме собственного тела; умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

У ученика будут стремиться развить:

пространственный праксиса;

навык дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

Развитие мнемических процессов.

У ученика будут стремиться развить:

произвольное запоминание зрительно воспринимаемых объектов;

произвольное запоминание слуховых рядов: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

тактильная и кинестетическая памяти.

Развитие

межанализаторных систем, их взаи- модействие.

У ученика будут стремиться развить:

слухо-моторная координация; зрительно-моторной координации;

слухо-зрительная и зрительно-двигательная координация.

Формирование функции программирования и контроля собственной

деятельности

У ученика будут стремиться сформировать: регуляция простейших двигательных актов; умения ориентировки в задании;

умения планирования этапов выполнения задания;

основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

умение осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Формирование навыка письма

У ученика будут стремиться сформировать:

навыка копирования;

навыка работы по заданному образцу;

Ученик получит возможность научится:

соотносить графему с соответствующим звуком речи; актуализировать и закреплять навык звукобуквенного анализа слова;

выполнять зрительно-слуховые диктанты (писать слова и предложения после прочтения аналога);

выполнять слуховые диктанты.

Формирование навыка чтения

Ученик получит возможность научится:

заучивать буквы, соотносить букву и звук, дифференциацировать сходные по начертанию буквы;

читать слоговые таблицы;

составлять слоги, слова из предложенных букв;

читать слова, предложения, иллюстрированные изображением; составлять предложения из слов;

выполнять графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Формирование

представлений об окружающем мире

Учащийся получит возможность научится:

называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть основные особенности каждого времени года;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

Учащийся получит возможность научиться:

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Формирование математических представлений

Учащийся получит возможность научится:

сравнивать числа, соотносить количество с числом, выполнять различные действия с числами;

выполнять арифметические действия в пределах 20; работать с текстовыми задачами;

понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше

— ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);

выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения;

получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;

Учащийся получит возможность научиться:

различать единицы величин, практически измерять величины; сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;

рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 7-8 ЛЕТ

занятия

Тема

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

четко ориентироваться в пространстве;

владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи;

правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут стремиться сформировать: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам;

понимание роли познавательных процессов в жизни человека;

интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-

исследовательской деятельности;

ориентация на понимание

предложений и оценок учителей и одноклассников;

понимание причин успеха в учебе;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

планировать свои действия в соответствии с учебными

задачами и инструкцией учителя;

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать. Развитие графических способностей.

3

Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек. Развитие графических способностей.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

выполнять действия в устной форме;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,

представленной на нагляднообразном уровне;

вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной

деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

использовать рисуночные и

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

10

Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Развитие графических

способностей.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

16

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать. Развитие графических способностей.

символические варианты математической записи;

кодировать информацию в знаково-символической форме;

на основе кодирования строить несложные модели математических понятий,

задачных ситуаций;

проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные призна

ки;

проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

принимать активное участие в работе парами и группами,

17

Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графических способностей.

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек. Развитие графических способностей.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать. Развитие графических способностей.

24

Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. Развитие графических способностей.

25

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей. Развитие графических способностей.

используя речевые коммуникативные средства;

допускать существование различных точек зрения;

стремиться к координации различных мнений в

сотрудничестве; договариваться, приходить к о получит возможность бщему решению;

использовать в общении правила вежливости;

использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

контролировать свои действия в коллективной работе;

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

26

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

27

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей. Развитие графических способностей.

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Развитие графических способностей.

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. Развитие

графических способностей.

30

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей Развитие графических способностей.

31

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей Развитие

графических способностей.

32

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать Развитие

графических способностей.

33

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей Развитие графических способностей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 8-9 ЛЕТ

занятия

Тема

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

четко ориентироваться в пространстве;

владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи;

правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут стремиться сформировать: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам;

понимание роли познавательных процессов в жизни человека;

интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-

исследовательской деятельности;

ориентация на понимание

предложений и оценок учителей и одноклассников;

понимание причин успеха в учебе;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

планировать свои действия в соответствии с учебными

задачами и инструкцией учителя;

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей логически-поисковых действий.

Формирование графо-моторных навыков.

3

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей логически-поисковых действий. Совершенствование мыслительных операций.

Формирование графо-моторных навыков.

4

Развитие слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек. Формирование графо- моторных навыков.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование

графо-моторных навыков.

выполнять действия в устной форме;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,

представленной на нагляднообразном уровне;

вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной

деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

использовать рисуночные и

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

10

Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек. Формирование графо- моторных навыков.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование

графо-моторных навыков.

символические варианты математической записи;

кодировать информацию в знаково-символической форме;

на основе кодирования строить несложные модели математических понятий,

задачных ситуаций;

проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные призна

ки;

проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

принимать активное участие в работе парами и группами,

17

Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Формирование графо-моторных навыков.

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Формирование

графо-моторных навыков.

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задание по

перекладыванию спичек. Формирование графо- моторных навыков.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Формирование

графо-моторных навыков.

24

Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

25

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей. Формирование графо-моторных навыков.

используя речевые коммуникативные средства;

допускать существование различных точек зрения;

стремиться к координации различных мнений в

сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости;

использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

контролировать свои действия в коллективной работе;

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

26

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать. Формирование

графо-моторных навыков.

27

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей. Формирование графо-моторных навыков.

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек. Формирование графо-моторных навыков.

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие способности рассуждать. Формирование графо-моторных навыков.

30

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей Формирование графо-моторных навыков.

31

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей Формирование графо-моторных навыков.

32

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать Формирование графо- моторных навыков.

33

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей Формирование графо-моторных навыков.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 9-10 ЛЕТ

занятия

Тема

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1

Развитие памяти, внимания, мышления, логики. Развитие

четко ориентироваться в пространстве;

владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи;

правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут стремиться сформировать: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам;

понимание роли познавательных процессов в жизни человека;

интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-

исследовательской деятельности;

ориентация на понимание

предложений и оценок учителей и одноклассников;

понимание причин успеха в учебе;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

графо-моторных навыков.

2

Развитие концентрации, удержания внимания.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие

аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных

операций. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо-

моторных навыков.

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску

закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-

образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию

спичек. Развитие графо-моторных навыков.

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо-

моторных навыков.

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

планировать свои действия в соответствии с учебными

задачами и инструкцией учителя;

выполнять действия в устной форме;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,

представленной на наглядно- образном уровне;

вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной

деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

осуществлять поиск нужной информации, используя материал

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо- моторных навыков.

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо- моторных навыков.

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-

образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Развитие графо-моторных навыков.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо- моторных навыков.

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие графо-

моторных навыков.

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо- моторных навыков.

учебника и сведения, полученные от взрослых;

использовать рисуночные и символические варианты математической записи;

кодировать информацию в знаково-символической форме;

на основе кодирования строить несложные модели математических понятий,

задачных ситуаций;

проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится:

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо- моторных навыков.

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию

спичек. Развитие графо-моторных навыков.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо- моторных навыков.

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать. Развитие графо- моторных навыков.

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. Развитие графо-

моторных навыков.

25

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей. Развитие графо- моторных навыков.

26

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

27

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей. Развитие графо- моторных навыков.

принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

допускать существование различных точек зрения;

стремиться к координации различных мнений в

сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости;

использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

контролировать свои действия в коллективной работе;

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Развитие графо-моторных навыков.

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие способности рассуждать. Развитие графо-моторных навыков.

30

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей Развитие графо- моторных навыков.

31

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей Развитие графо- моторных навыков.

32

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать Развитие графо-моторных навыков.

33

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей Развитие графо- моторных навыков.

Критерии мониторинга эффективности рабочей программы.

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования

Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.

Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.

При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, со- провождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается возможность ребенка сознательно удерживать в памяти инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.

Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)

Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, вос- приимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.

При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно- познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.

В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т. д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять

самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.

Темп работы

Оценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслитель- ных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.

Работоспособность

Отмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией, и др.).

Показатели развития познавательной деятельности учащегося

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенностимышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка.

Сформированность учебных навыков

Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.

Общая характеристика учебной деятельности

Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.

Заключение

Делается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося, с указанием выраженно несформированных либо нарушенных функций.

Планируемые мероприятия специалиста

Отмечаются основные направления коррекционной работы при необходимости зачисления учащегося на занятия, либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.).

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Формы оценки результатов коррекционно-развивающей работы Мониторинг, анализ промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы: - положительная динамика развития ребенка, отмеченная учителями, специалистами и родителями (анкетирование, опрос, беседа);

результаты структурированного наблюдения за ребенком

во время

коррекционно- развивающих занятий, занятий/уроков, на переменах, во внеучебное время;

тесты и индивидуальные задания;

качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях;

анализ продуктов деятельности ребенка (тетрадей, контрольных и самостоятельных работ).

Направления диагностики

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования

Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.

Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.

При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, со- провождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается возможность ребенка сознательно удерживать в памяти инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.

Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)

Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, вос- приимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.

При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно- познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.

В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т. д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять

самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.

Темп работы

Оценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслитель- ных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.

Работоспособность

Отмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией, и др.).

Показатели развития познавательной деятельности учащегося

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенностимышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка.

Сформированность учебных навыков

Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.

Общая характеристика учебной деятельности

Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Общая характеристика поведения и деятельности.

Устойчивый интерес ко всем заданиям.

Понимает вербальную инструкцию, действует согласно ей и удерживает на протяжении всей работы.

Активен, целенаправлен при выполнении всех заданий, работает самостоятельно в соответствии с инструкцией.

В основном действует на основе самостоятельно выявленной закономерности способом зрительного соотнесения.

Критичность адекватная: доволен результатами

при правильном решении или отмечает трудность выполнения заданий.

Темп деятельности удовлетворительный на протяжении всей деятельности.

Работоспособность удовлетворительная.

Работает внимательно, может допустить незначительное количество ошибок, сам замечает и исправляет их при самостоятельной проверке.

Самостоятельно выделяет способы действия, возможно минимальное количество обучающих шагов.

Аналогичное задание выполняет верно, самостоятельно.

Движения и действия

Двигательные качества развиты в полном объёме.

Графические задания выполняет правильно, самостоятельно.

Внимание

Достаточно устойчивое, объём внимания и длительность сосредоточения удовлетворительные, достаточно развита способность к переключению и распределению внимания.

Память

Достаточный объём и скорость запоминания, прочное хранение информации, точное воспроизведение.

Восприятие

Достаточно хорошо развит зрительный анализ и пространственное восприятие, тактильные ощущения, слуховое восприятие.

Пространственные представления

Правильно ориентируется в направлениях относительно своего тела.

Самостоятельно и правильно анализирует образец для конструирования, правильно располагает структурные элементы друг относительно друга.

Мышление

Достаточно

 

высокий

 

уровень

 

овладения

 

моделирующими

 

перцептивными действиями.

Операции анализа и синтеза на уровне наглядных форм мышления развиты в полном объёме.

Самостоятельно классифицирует по одному и двум признакам.

Самостоятельно устанавливает логическую закономерность.

Операции анализа и синтеза на уровне словесно-логическог

о мышления развиты в полном объёме.

Самостоятельно устанавливает логические связи между объектами, понимая скрытый смысл.

Самостоятельно систематизирует объекты.

Самостоятельно устанавливает последовательность событий и отражает их в речи.

Понимает смысл сюжетного рассказа, может передать в речи.

Осмысливает проблемную (неявно выраженную ситуацию) при восприятии текста на слух.

Выполняет замещающие действия, может объяснить смысловую связь предмета и заместителя.

Ориентируется в пространстве

с помощью условного плана.

Речевая деятельность

Адекватная речевая активность.

Развита диалоговая форма речи.

Составляет сложные фразы и грамматически правильно их оформляет.

Составляет рассказ по серии сюжетных картинок.

Самостоятельно пересказывает текст.