В 1 семестре в рамках Всероссийского форума среднего профессионального образования состоялась Панельная дискуссия «Демонстрационный экзамен: бренд или тренд?». Демонстрационный экзамен – это тренд, а тренд не может быть без бренда - к такому ответу сегодня пришли участники дискуссии путем голосования. Стоит отметить, что мнения разделились – вариант «тренд» набрал 58% голосов против 42% за вариант «бренд».

Со вступительным словом выступила Марина Софронова - заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России: «Демонстрационный экзамен – это механизм оценки образовательных результатов наших студентов. Ценность демонстрационного экзамена в том, что он позволяет выпускнику примерить на себе статус работника, статус компетентного сотрудника, готового к выполнению тех или иных трудовых действий. За семь лет реализации демонстрационного экзамена мы пришли к тому, что сегодня 80% образовательных организаций сдают аттестацию в этой форме. В Тюменской и Магаданской области каждый третий студент сдает демонстрационный экзамен, в Москве и Московской области - каждый пятый, согласитесь, это достижение педагогов образовательных организаций, достижение систем образования субъектов РФ. Вы прекрасно справились с задачей проведения этого формата оценки! Мы, с точки зрения регулятора, будем и дальше совершенствовать его на нормативном уровне. Демонстрационный экзамен – это инструмент, который мы будем применять при мониторинге качества образования и этот инструмент будет давать нам объективные результаты - куда смотреть, в какую сторону, какие шаги были предприняты и что нужно совершенствовать».

Подготовительная работа требует особых усилий как координатора, коим являюсь я, методиста, так и мастеров п/о и руководителей групп. Руководители групп четко выполняют задачу по составлению документации и контролю за подтверждением электронных почт и заполнению профилей выпускников. Мастера п/о ведут системную, последовательную работу по отработке определенных видов деятельности, начиная с наличия специальной одежды и заканчивая уборкой рабочего места. Да, студенты все разные, но каждый из них осваивает профессию или специальность, в которой нуждается экономика района, области и России в целом.
К обсуждению демонстрационного экзамена и его значимости для рынка труда подключились работодатели. «Мы являемся привлекательным работодателем для выпускников ВУЗов и колледжей и активно пользуемся таким инструментом как демонстрационный экзамен внутри предприятия. За этот год создан корпоративный стандарт инспектора по досмотру и инструменты оценки очень сильно перекликаются с демонстрационным экзаменом. У нас есть модули, все задания выполняются или на реальных рельсах, с реальными пассажирами или же эти условия моделируются. При помощи этого инструмента мы решаем готов ли наш специалист к самостоятельной работе или не готов. Почему мы хотим сотрудничать с колледжами (техникумами)? Потому что мы, как предприятие, заинтересованы в том, чтобы к нам приходили уже подготовленные специалисты. Вчера он был выпускником, сегодня он сдал демонстрационный экзамен, а завтра он прошел стажировку, познакомился с нашим аэропортом и уже приступил к работе», - поделилась опытом АО «Международный аэропорт «Уфа» Фируза Билалова, начальник отдела обучения и повышения квалификации.
Инесса Шуйкова, начальник управления образования и науки Липецкой области: «Липецкая область является индустриальным регионом, поэтому мы рассматриваем ребят из промышленной отрасли, которые в будущем станут нашим кадровым потенциалом. В регионе гарантируется трудоустройство и хороший уровень заработной платы, потому что мы видим высокую квалификацию выпускников. Треть выпускников Липецкой области сдают демонстрационные экзамены. Более половины - выбирают сдачу демонстрационного экзамена на профильном уровне, ребята ставят для себя высокую планку, они хотят показать свою квалификацию, они хотят показать свое мастерство! Практически каждый демонстрационный экзамен - это несколько приглашенных экспертов из различных промышленных предприятий. Самые крупные партнеры в проведении демонстрационного экзамена в Липецкой области: ПАО «Россети Центр», ПАО «НЛМК», ПАО НК «Роснефть», АО «Газпром газораспределение Липецк», ПАО «Грязинский культиваторный завод» Демонстрационный экзамен позволяет удерживать выпускников в регионе за счет взаимосвязи партнерства с промышленными предприятиями.

Да, работодатели не всегда активны в обеспечении студентов рабочими местами, но тот, кто на протяжении определенного периода обучения показал себя на производственной практике профессионалом своего дела, может быть уверен в трудоустройстве.

Я считаю, что «Демонстрационный экзамен – хороший вариант для студентов, потому что во время сдачи аттестации на тебя смотрят эксперты, представители работодателя, они видят, как ты работаешь руками, а не только на бумажках видят твои ответы. Ты сам проверяешь свои знания на практике, насколько хорошо ты подготовился, насколько готов к работе».

Результаты ДЭ выпускников 2023 года радуют, качество знаний составило:

группа №45/19 специальность «Поварское и кондитерское дело» - 100% ;

группа №32/20 профессия «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» - 100% ;

группа №31/20 профессия «Мастер общестроительных работ» - 82%.

Зам. директора по УПР С.Н. Стецкова