Деревяга Елена Борисовна

преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»,

город Ижевск, volena-funtic@mail.ru

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации. Раскрываются проблемы, возникшие в формировании данного вопросы. В завершении статьи делается вывод о формировании патриотизма у молодого поколения России.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, современное общество.

Derevyaga Elena Borisovna

teacher of the APOU UR "RMK MZ UR",

city of Izhevsk, volena-funtic@mail.ru

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Abstract: The article examines the issues of military-patriotic education of the youth of the Russian Federation. The problems that arose in the formation of this issue are revealed. At the end of the article, a conclusion is made about the formation of patriotism in the young generation of Russia.

Keywords: education, patriotism, modern society.

Конец XX и начало XXI веков характеризуются глубокими изменениями в отношении молодежи к военно-патриотическому воспитанию, национальным корням и православной культуре.

После распада Советского Союза и перехода России к рыночной экономике произошли значительные политические и экономические перемены. Переход к демократии и капиталистической системе привел к изменению общественного сознания, снижению роли традиционных ценностей и усилению индивидуализма.

Наблюдалось активное влияние западной массовой культуры, интернета и медиа. Западные идеалы индивидуализма, потребительского поведения, гедонизма нередко заменяют традиционные семейные и национальные ценности. Особенно заметно влияние популярных западных фильмов, музыки, брендов и стандартов жизни, которые в большей степени противопоставлялись традиционным российским ценностям.

Из покон веков, семья являлась важнейшей средой передачи культурных и национальных ценностей. Ритм современной жизнь диктует другие условия: присутствие экономических проблем, максимальная занятость родителей работой, карьерой. Все меньше остается времени на семейное общение и воспитание, личного взаимодействие между поколениями. Дети растут с социальными сетями, гаджетами и компьютерными играми, а порой просто общаясь со сверстниками на улице, впитывая негативные влияния и установки уличной среды.

Отмечается падение интереса молодого поколения к православной культуре и религиозным традициям России. Православие становится частью далекого прошлого, а церковные ритуалы воспринимаются скорее как элементы этнографии, нежели жизненной практики. В образовательной среде слабо освещается православная культура, философия христианской веры, что затрудняет понимание духовного наследия и внутреннего смысла православных обычаев.

Наблюдается тенденция отсутствия четких ориентиров и авторитетов, недоверие молодежи к институтам власти, образованию, религии.

Укрепляются взгляды индивидуализма, в большей степени подавляя коллективные цели и общегосударственную солидарность. Идеология потребления, комфорта и стремления к немедленному успеху вытесняет мотивацию жить ради общего блага, заботиться о будущем нации и родного отечества.

Государственные органы предпринимают шаги по возрождению патриотического воспитания [6]. Создаётся большое количество нормативно-правовых документов. Например, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Данное законодательство устанавливает обязательное включение элементов военно-патриотического воспитания в образовательный процесс школ и вузов [2]. Школьные программы включают предметы, касающиеся истории войн, победы в Великой Отечественной войне, обороны Отечества, гражданского и исторического просвещения.

Национальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на повышение уровня информированности граждан о событиях отечественной истории; формирования уважительного отношения к государственным символам и вооруженным силам [3]. Активно привлекает молодежь к участию в поисковых отрядах, волонтерских проектах, военно-исторических клубах и движениях, таких как «Юнармия».

Программа «Развитие системы дополнительного образования детей». Данное направление направлено на расширение внеклассной активностей обучающихся, в частности военно-профессиональных и военно-технических кружков и секций [4].

Государством разработаны и введены в действие многочисленные нормативно-правовые документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания молодежи. Дополнительно принимаются региональные правовые акты и проводятся соответствующие мероприятия на местах. Цель всех принятых мер заключается в формировании у молодежи чувства гордости за свою страну, осознания личной роли в ее истории и будущем.

Однако, несмотря на усилия государства, молодежь продолжает сталкиваться с вызовами, связанными с глобализацией и влиянием западной культуры. Многие обучающиеся СПО, ВУЗов воспринимают мероприятия по военно-патриотическому воспитанию не как способ формирования гражданской ответственности и патриотизма, а как навязывание идеалов или попытку манипуляции их сознанием. Рассматривают патриотическое воспитание как устаревшее или неактуальное, что создает разрыв между традиционными ценностями и новыми реалиями, в которых они живут.

Для эффективного военно-патриотического воспитания необходимо учитывать интересы и потребности молодежи. Важно интегрировать патриотическое воспитание в различные сферы жизни, включая спорт, искусство, науку и технологию. Это позволит сделать его более привлекательным и актуальным для молодежи [7].

Необходимо развивать диалог между поколениями, чтобы старшие могли передать свои знания и опыт, а молодые люди могли делиться своими взглядами и идеями. Создание условий для активного участия молодежи в патриотических инициативах, а также поддержка их инициатив и проектов помогут укрепить связь между традиционными ценностями и современными реалиями.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание должно стать не просто обязательным элементом образовательного процесса, но и частью жизни молодежи, способствуя формированию их идентичности и ответственности за будущее России.

Перечисленные меры требуют согласованной работы всего общества, включая семью, школу, государство, церкви и общественные организации. Только совместными усилиями возможно восстановить утраченную связь поколений и укрепить любовь к Родине, своему народу и православной вере.

Список литературы:

[Электронный ресурс]: Конституция Российской Федерации

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

дата

обращения:14.06.2025.

[Электронный ресурс]:

https://s3510033.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FZ_Ob_obrazovanii_v_RF_ot_01.09.2024.pdf

/ дата обращения: 14.06.2025.

[

Электронный ресурс

]:

http://government.ru/docs/all/105292/

 

дата обращения: 14.06.2025.

[

Электронный ресурс

]

:

https://sh-uglovka-1971.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/Obrazovatel_naya_programma_dopolnitel_nogo_obrazovaniya_2024_2025.pdf

/

 

дата обращения: 14.06.2025.

[

Электронный ресурс

]:

Концепция

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации

(одобрена

на

заседании

Правительственной

комиссии

по

социальным

вопросам

военнослужащих,

граждан,

уволенных

с

военной

службы,

и

членов

их

семей

(протокол N 2(12) - П4 от 21 мая 2003 г.).

дата обращения: 14.06.2025.

Капустин З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющийся

России//Педагогика,

2003, №4

. с.46

Наумов

С.Ю.,

Чернышкина

Н.Я.

Гражданское

и

патриотическое

воспитание молодежи. Саратов, 2007, с.18-19

[Электронный ресурс]

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii/viewer

/

 

дата обращения: 14.06.2025.