Дети и творчество

Много лет назад босоногий мальчишка сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. « Эй, сеньор, - крикнул мальчишка этому человеку. – Зачем вы стучите по этому камню?». Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ, «Потому, что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!».

Какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества!

Мы часто думаем о творчестве как об осознанном выражении идей. Микеланджело же относился к созданию скульптуры иначе. Он хотел освободить ангела, который заключен в глыбе камня и не выберется на свободу, пока процесс создание скульптуры не будет закончен.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания ученика. Поэтому одной из педагогических задач, сегодня является внедрение в образовательный процесс таких технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.

То есть, цитируя Микеланджело, освободить ангела заключенного внутри каждого ребенка.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети талантливы. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Существуют разные взгляды на способы развития творческих способностей детей.        

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситу

аций, позволяющих самовыражению

индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Ученик рассматривается как пассивный объект педагогического воздействия, а задание, которое дает учитель, как инструмент для такого воздействия. Результаты исследования, проведенного Т.Амбайля(1983г.), показали, что люди осуществляют деятельность при условии, что они любят то, чем занимаются, и поглощены работой, не думая о вознаграждении.

Я думаю, чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. На начальном этапе нам в этом очень помогают задания на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, как основы для развития творческих способностей. В современных учебниках любого учебно-методического комплекта этих заданий большое количество.

В ход идут ребусы, кроссворды, головоломки…

Думаю, нет необходимости доказывать, что надо обогащать словарный запас детей. Формы и методы этой работы могут быть различными, но главное – необходимо вызвать у обучающихся интерес.

Приведу некоторые примеры. Так, очень важно при работе над словарем развивать у обучающихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогает такое упражнение, как замена словосочетания одним словом, например:

Как называется крупный населенный пункт?

Как, одним словом, можно назвать жителей страны?

Как называется главный город в стране?

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. 

При составлении заданий можно использовать метопредметные связи.

Составь пословицу.

что 4. то 3. сеешь

6.по 5.и 7.жнешь 2.по

 

 

 

 

 

Запись на доске ШВЕСЕТСЬБНУКАВ

Зачеркнуть в этом ряду шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые останутся ( без смены своего положения и последовательности), сложили б хорошо знакомое слово.

Это упражнение помогает сломать стереотипы работы левого мозгового полушария, логичного, рационального мышления. Многие дети видят цепочку из букв, в которой, для выполнения задания, необходимо зачеркнуть шесть букв, и поэтому ищут слово из восьми букв. Когда же обучающиеся зачеркивают буквы « ш-е-с-т-ь-б-у-к-в», получают слово «весна».

Если ребенок совершенно равнодушен к чтению, а, например, любит рисовать, можно предложить ему создать мультфильм и озвучить его. Эта работа может превратиться в групповую. Для того чтобы выполнить это задание ребенку приходится несколько раз читать произведение - для деления текста на части-слайды, распределения ролей для озвучивания, монтажа фильма. И сами того не замечая, ребята так хорошо начинают ориентироваться в тексте, могут пересказать его, поставить вопросы. В своей практике я использую этот вид работы.

Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.

Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.

И для учителя - одного желания мало,  надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.

Продуманное оформление класса, дети, обеспеченные всем необходимым, наличие наглядных пособий, раздаточного материала  -  все это имеет большое значение для успешного развития ребёнка. Приветливый тон учителя, создающий доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе – повышает мотивацию творчества. А это ведёт:

к повышению качества знаний учащихся,

приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

активизацию творческой и познавательной активности учащихся,

формирование положительных личностных качеств ученика,

формирование осознанной потребности в  здоровом образе жизни.

Своё выступление я хочу закончить словами Максима Горького

   «Нужно любить то, что делаешь,               и тогда труд возвышается до творчества»