* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Интегрированный урок «Блокадный Ленинград. Дети войны.»

Учитель музыки Звездова А.Н.

г. Тюмень 2025 год

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения

к мужеству, силе воли ленинградцев во время блокады, их стремлению

восстановить город и культурные объекты, сохраняя при этом память о

подвиге народа во время Великой Отечественной войны.

Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти,

преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.

Задачи: Образовательные:

познакомить обучающихся с музыкальными произведениями, созданными в блокадном Ленинграде;

расширить знания обучающихся по истории Великой Отечественной войны.

Развивающие:

формировать правильный подход к пониманию классической музыки и навыки аналитического мышления;

развивать слушательскую культуру обучающихся, образное восприятие через произведения живописи, графики, музыку и слово;

развивать исполнительские навыки.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитывать гордость за свой народ, его решимость и стойкость в борьбе с силами зла.

Оборудование: (мультимедиа, костюмы, декорации, раздаточный материал, портрет Д.Шостаковича, «Симфония №7»)

Ход урока

Учитель музыки Ребята, мы с вами на прошлом уроке познакомились с творчеством Дмитрия Шостаковича. Назовите, какое произведение сейчас звучит? ( ответили на вопрос, прослушали) Скажите, почему произведение именно этого композитора включили в начале урока? (ответы детей: Блокадный Ленинград)

(На презентации горящая свеча. Звук метронома).

Выходят со свечами 4 человека (музыка)

Блокадников и тех, кто помнит дни блокады, почти не осталось. Но те, кто остался, редко рассказыва

ю

т о блокаде, чаще не говорят совсем, извиняются, но не могут.

Нам, родившимся много позже войны, ничего подобного не понять, ничего похожего не пережить.

Это что-то, что мы хорошо знали, но забыли.

Может быть нам нужно увидеть и осознать, почему мир делится на две половины, на тех, кто спасает свою жизнь и на тех, кто спасает чужие жизни даже ценой своей.

Ведь мы не пережили той блокады, но сейчас переживаем другую блокаду – блокаду людских сердец.

Может быть надо просто сделать усилие и перечитать реальные воспоминания тех, кто пережил эту блокаду.

Послушать рассказы тех, кто выжил не только физически, постараться понять их слёзы, слёзы, которых у нас нет, потому что нет воспоминаний

.

Мы хотим отдать дань уважения и благодарности, мы обещаем приложить все наши усилия и попытки понять, понять, благодаря чему они выжили и что пережили и сохранить это в нашей памяти.

Выступление: под детскую музыку выходят 4 девочки, танцуют весело

Выходит мама:

1 девочка: Мама, а вот я вырасту, выучусь на моряка, я уже в ванне плавала.

Мама: Господи, не девочка, а ягоза.

2 девочка: Мама, а когда я вырасту…..(мама перебивает)

Мама: Вырастешь,ешь кашу.

3 девочка: Мама, а мы купим живого коня?

Мама: Коня? Да что ж это делается?

4 девочка: Мама, а я красивая буду, когда вырасту?

Мама: Конечно,ты у меня красавица!

(садятся, мама поёт колыбельную аааааааа)

1 девочка(резко) Мама, а что если начнётся война, и я не успею вырасти?

2 девочка: И я не успею.

(бомбёжка, все разбегаются)

Учитель литературы. Ребята, подумайте, какая тема урока. О чём мы будем с вами говорить? (ответы детей)

Вопросы про войну вторую мировую и ВОВ, в чём разница

Учитель литературы. В 1941 году фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от нашей страны. Началась блокада, начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива, замерло электричество, вышел из строя водопровод. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград с суши, с моря, с воздуха, бросали на город даже морские мины. В городе начались пожары, рушились здания от обстрелов, люди погибали в домах и на улицах, но не сдавался город. Ленинградцы держались. «Ленинград в блокаде» - набатом неслось по стране. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что происходит, почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище. Много детского почему.

Вопросы по блокаде (даты, как сейчас называется Ленинград)

Учитель литературы: На прошлых уроках некоторым учащимся раздавали стихи, разучивали песню и танец.

Садовников Макар (выступление)

Спит малыш, обняв игрушку,

Длинноухого щенка.

В мягком облаке подушки

Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо.

Пусть продлится счастья миг

О войне и о блокаде

Он узнает не из книг.

Учитель музыки: Приглашаем вокальный ансамбль с песней «На полянке детский сад» (выступление).

Учитель литературы: Вопросы по стихам, какие знают, кто может прочитать отрывок из стихотворения о войне.

Учитель литературы: На помощь нашим солдатам вышло народное ополчение. Вместе со взрослыми воевали и ленинградские мальчишки. На защиту родного города встали все его жители. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налёте вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. С каждым днём таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день 250 гр. Хлеба, а служащие и дети – 125 гр. Муки в этом хлебе почти не было. Его изготавливали из отрубей, мякоти, целлюлоз. Хлеб был почти единственным питанием для ленинградцев. Зимой 1941 и 1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии, люди, измученные голодом и непрерывными бомбёжками жили в неотапливаемых домах. Эти полтора года стали самыми страшными для жителей города и их маленьких детей.

Михайлова Полина. Стихотворение «Шёл месяц май 42»

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
А Митька под ступенькою порога
Нашёл конфету, кто-то потерял.

Стоит и смотрит он на счастье,
Забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.

Летел пацан к малой сестрёнке,
Зажав конфету в кулаке, домой.
Пусть будет радость у девчонки...
Вдвоём остались лютою зимой.

Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
Туда, где был когда-то магазин...
Но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал.

Учитель литературы: В осаждённом городе работали 30 школ. Местом учёбы часто становились бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях учились дети. Это был подвиг. Опасен и тяжёл был путь в школу. Часто на улицах рвались снаряды. В классах стоял такой мороз, что замерзали даже чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах, руки коченели. Ученики шатались от голода, у всех была общая болезнь – дистрофия, а к ней ещё прибавилась цинга: кровоточили дёсна, шатались зубы. Ребята умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, а случалось и в классе.

Ситдикова Алина: Блокадные дети...

Блокадные дети...

И сердце сжимается вдруг.

Я снова грущу и с тоской вспоминаю

Голодных, ослабших подруг.

Застывшая школа, холодные классы

На верхнем пустом этаже

Они снова в ужасе, у смерти во власти,

Но пишут диктовку уже...

А крыша над ними звенит от осколков,

Над городом снова налёт!

Слышна канонада, грохочут зенитки,

Но девочка ручку берет.

Сидит, как боец, непреклонно и твёрдо,

Не дрогнет, слезу не прольёт,

Она — ленинградка, где дети не плачут,

Где мужество вечно живёт!

Учитель литературы: Выдержки из дневников блокадного Ленинграда описывают ужасы того времени лучше любых слов. Так на глазах у 12 летней Тани Савичевой погибли все её родные. Ушли мама, два дядя, бабушка, брат и сестра. Таня оставила свой дневник на 9 листах.

Просмотр видеоролика

Шестакова Александра

Я возвращалась вечером с работы, Отбросив все заботы и дела, Как вдруг - слегка споткнулась обо что-то… И сердце словно молния прожгла. Нет, быть не может… под ногами хлеб, Кусочек хлеба, как паек блокады, Лежит-черствеет прямо на земле, Святой земле родного Ленинграда. Мне сразу захотелось убежать На Пискаревке братские могилы, Где вечным сном уснувшие лежат Все те, кому когда-то не хватило Такого вот кусочка… чтобы жить, Пройти огонь блокадного кошмара… И слезы, словно капельки души, Скатились на поверхность тротуара. Шепчу «Простите» прямо в вышину, В стальное, тихо плачущее небо. Я не застала страшную войну, Но с детства четко знаю цену хлеба. От бабушки, от мамы, от отца, От всех, прошедших сквозь горнило ада И ужасы проклятого кольца С чудовищным названием «БЛОКАДА». Шепчу «Простите»…не хватает слов, Они застряли в горле плотным комом И отдают в прожилочках висков Сквозь толщу лет блокадным метрономом.

Учитель музыки: Тема блокадного Ленинграда ярко отображена в современном искусстве. Данное произведение, которое вы сейчас увидите и услышите, прозвучит под песню в исполнении Тамары Гвердцители. Танец Дети войны.

Учитель литературы. Подвиг маленьких ленинградцев навсегда останется в наших сердцах. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1,5 миллиона человек были представлены к награде . 15249 – детей. 12 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано, и советские войска освободили 800 городов и деревень, город Ленинград был полностью освобождён от блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Кузнецов Семён. Стихотворение «Такого дня не видел Ленинград»

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

Учитель музыки: Ленинград выстоял несмотря ни на что, не сдался, весь мир увидел, что дух нашего народа сокрушить невозможно. Давайте же склоним головы перед теми ребятами, которые не дожили до наших дней, почтим их светлую память минутой молчания.

(метроном – минута молчания)

Мозоль Кирилл Стихотворение «Помните, через года через века…»

Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Учитель литературы: В.О.В началась в июне 1941 года. 8 сентября фашисты взяли Ленинград в кольцо блокады. Блокада длилась 900 дней, 900 дней лишений, борьбы, мужества, стойкости, веры и надежды. 900 дней героической обороны. Ценою более 700 тыс. жизней Ленинград выстоял. Блокада была снята 27 января 1944 года. В этом году исполняется 80 лет со дня начала этой страшной даты.

Усатенко Дмитрий Стихотворение «Помните, через года через века…

«Помните! Через века, через года,—помните! О тех, кто уже не придет никогда,—помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, помните! Какою ценой завоевано счастье,—пожалуйста, помните!

Просмотр видеоролика «Память»