Детская ложь.
Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. Мотивы, по которым дети лгут, не имеют ничего общего с мотивами взрослых людей, они связаны с развитием сознания ребенка. Некоторые дети, подмечая веру взрослых в автоматическую силу слова, довольно умело ее используют: сами убедительно объясняют как надо учиться, как вести себя, как трудиться, легко признают свою вину и дают широковещательные обещания. Но в тоже время учатся на двойки, легко нарушают дисциплину. Если родительское слово не находит отклика в детском воображении или ведет его по ложному пути, оно должно быть отброшено. В этой связи большой интерес представляет проблема детской лжи. Родители и воспитатели порой замечают, что ребенок, отвечая на вопросы или рассказывая о чем-либо, допускают серьезные отклонения от действительности, а порой и прямое ее изменение. Обычно такие факты оцениваются отрицательно, ребенка стыдят и наказывают за вранье. Необходимо оберегать детскую душу от неправды, обмана, лжи, от всего того, что делает его черствым. «Неправда, обман, стремление выдать черное за белое, пригладить лохматое, создать видимость благополучия, -как пишет Сухомлинский В.А. - все это воспитывает лицемерие, подлость, тупую бессердечность и равнодушие.» Когда ребенок видит, чувствует сердцем, что взрослые стараются показать действительность не такой, какая она на самом делен, он теряет веру и правду. У него постепенно укрепляется убеждение, что каждый старается приспособиться к жизни: надо говорить не то что думаешь, а то, что нравиться тем, от кого зависит твоя судьба, благополучие, благосостояние.
Детская ложь имеет различные источники и причины. И в каждом случае нужно разобраться в ее природе, чтобы педагогически правильно на нее реагировать.» Не редко дети учатся лгать, подражая старшим членам семьи.» - Левшин Л.А. «Когда слово воспитывает».
Еще чаще причиной детской лжи становится страх. Ребенок что-то сломал, совершил нехороший поступок, получил двойку. Все это и сами по себе неприятные факторы, но ведь за них еще придется отвечать перед взрослыми, терпеть наказания. Страх заставляет ребенка искать выход, а он один- отрицать случившееся, исказить его, переложить вину на другого. Если ребенку удается, то он убеждается в том, что ложь может быть прекрасной защитой от всяких жизненных неприятностей и, в частности, от ответственности за собственные поступки.
Детскую ложь можно предупредить, устранив страх ребенка. Это вовсе не значит, что взрослый станет попустительствовать детям, откажется от всякой требовательности. Но ребенок должен быть уверен, что родители будут всегда к нему справедливы и доброжелательны, что при всяком его проступке справедливо определит его вину. При это ребенок должен понимать, что родитель, указывая на его вину и наказывая его, не теряет любовь и уважение. И в такой атмосфере ребенок не будет лгать, так как будет понимать, что любая проблема будет решена путем диалога.
Мы рассмотрели о случаях, когда дети лгут из-за страха или корысти. Это прямая ложь. Но от нее нужно отличать другую «ложь», которая является порождением детской творческой фантазии. Слово и речь способны быть такими же предметами детской игры, как игрушки и любые предметы, которые используются в игре. Но разве можно обвинить ребенка во лжи только за то, что палку он называет «конем», стулья –«поездом», а самого себя – «машинистом»? а ведь таким же образом из словесного материала он строит свой фантастический мир, где все происходит не так как в действительности, а так как ему самому захочется. Когда этот мир далек от реальности, мы не обвиняем ребенка за неправду, потому что его фантастический рассказ никого не может ввести в заблуждение.