Шемякина Елена Лаврентьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ М
г. Чайковский
«Детское детективное агентство» как средство формирования правовой культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Детство — важнейший период человеческой жизни не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А Сухомлинский
Сегодня в условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе. И нет, наверное, такого человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития детей, их нравственного становления. Но будет ли достаточно полным нравственное становление личности без знания гражданско-правовых норм?
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребёнок чувствует себя личностью с её индивидуальностью и неприкосновенностью. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей — формированию ответственности.
В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность, преследующая одну из важнейших целей создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Вот уже второй год я веду в своём классе кружок «Детское детективное агентство», целью которого есть формирование нравственно-правовой культуры школьников. Основными задачами правового образования детей в начальных классах являются: 1. Понимание школьниками ценностей человеческой жизни.2. Формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности, сознательной дисциплины. З. Формирование правового поведения, правильного понимания свободы и необходимости.
Идея создания «Детского детективного агентства» возникла не случайно, она была обусловлена микроклиматом моего класса. В его составе есть дети с ОВЗ, ребёнок-инвалид, опекаемый ребёнок, ребёнок с синдромом бродяжничества, а также есть дети, испытывающие дефицит родительского внимания. С самого начала создания классного коллектива встала острая проблема нравственного воспитания детей. Постоянные конфликты, раздоры, случаи воровства, бродяжничества. Некоторые дети пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических докaзательств в споре.
Но каким бы ребёнок не пришёл в этот мир, он всегда остаётся ребёнком с присущими только ему потребностями и одной из них является игра. Именно игра может объединить и сдружить детей. И вместо нудных нотаций, скучных классных часов на смену приходит её величество Игрa.
А если ещё эта игра связана с поиском правонарушителей!!! При этом ребёнок даже не догадывается о том, что героем дня является он.
Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни. Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Но чем раньше он сделан, тем больше шансов, что нормы права станут в нашем обществе основанием поведения, а не условием действия