Кушнарева Татьяна Павловна,
воспитатель МБДОУ №25 пгт Кавалерово
В современном мире мало обеспечить присмотр и уход ребенку. Мы должны развивать и формировать ребенка как личность, применяя инновационные технологии. Пример одной из таких технологий – технология эффективной социализации Волонтерство. С ее помощью мы можем опосредованно воздействовать на личность ребенка, развивая морально-нравственную сферу личности, поддерживать самостоятельность и инициативность каждого ребенка.
Мы привыкли к тому, что волонтерские движения организовываются на базе школ, социальных центров, партийных и религиозных организаций. Но, именно, детский сад обеспечивает базу морально-этических норм человека, учит милосердию, состраданию, ответственности, подает пример верного и доброго взаимодействия с миром, формирует самостоятельность и личностный позитивизм.
Волонтер – любой человек, который вносит свой вклад в развитие волонтерства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтерская деятельность – широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия. Деятельность осуществляется волонтерами на безвозмездной основе, добровольно, на благо широкой общественности. Следовательно, основным мотивом волонтерских движений и акций является не материальная прибыла, а удовлетворение социальных и духовных потребностей.
Волонтерская деятельность это: посадка цветов, кустов, деревьев; помощь таким категориям граждан как: беспризорные дети, многодетные семьи, бездомные люди и люди с ограниченными возможностями и т.д.; помощь животным, благоустройство различных территорий (парки, скверы, берега рек и озер, очистка леса от мусора и т.д.); благотворительные концерты; пропаганда здорового образа жизни и т.д..
Волонтерское движение в России основывается на следующих документах: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Конвенция прав ребенка (1989г.); Всеобщая Декларация Добровольцев; Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ от 30 июля 2009 г.; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" – №135- ФЗ от 11 августа 1995г.; Указ Президента России от 06 декабря 2017 года №583 "О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)".
В России ежегодно будет отмечаться День волонтера (5 декабря).
Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования определяет ряд целевых ориентиров, таких как:
- проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто нуждается;
- проявлять уважение к старшим и заботу о младших.
Это и есть, те самые, добрые дела, которым учат идеи волонтерского движения.
Технология "Дети-волонтеры".
Цель: Организация в ДОУ волонтерского движения через объединение активных и творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи технологии:
- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- Развитие самостоятельности и ответственности у детей;
- Создание ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Этапы внедрения практики волонтерства в ДОУ:
- Подготовительный : изучение теоретических аспектов детского волонтерства, планирование практической деятельности в рамках проекта.
- Организационный: мотивирование детей, родителей, педагогов на волонтерскую деятельность.
- Практический: конкретные акции и проекты команды волонтеров.
Работа по внедрению волонтерского движения в практику работы детского сада предполагает три направления:
Волонтерские акции – это не только большие мероприятия с привлечением различных организаций, но и маленькие добрые дела, которые может сделать каждый ребенок в детском саду и на участке. Например:
"Украсим наш сад" – уход за растениями на участках детского сада;
"Подари праздник" – участие в утренниках других групп, подготовка подарков к праздникам.
"Трудовой десант" – наведение порядка на прогулочном участке, веранде, группах детского сада, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, украшений для праздников.
"Научи меня" – дети обучают друг друга новым способам рисования, лепки, играм, рассказывают стихи и сказки.
Одной из форм организации работы по введению волонтерского движения в ДОУ является "Книга добрых дел", куда вписываются и зарисовываются добрые дела, которые совершили ребята за неделю в детском саду. Так же, можно предложить родителям, дома, вместе с детьми вести "Дневники добрых дел", куда бы записывались добрые дела, которые сделал ребенок дома.
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Толстой.