Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
г. Лаишево Республики Татарстан
Методическая работа
Тема: «Диалектика традиционного и личностно-индивидуального в творчестве Лидии Руслановой и Марии Мордасовой»
Разработчик:
Автономова Анастасия Александровна
Преподаватель вокально-хорового отделения
г. Лаишево 2024 г.
Актуальность. В современной отечественной музыкальной культуре концертное русское народное пение занимает особое место. Глубинным образом связанное с национальными корнями, с проявлениями русского менталитета, свойственного россиянам образа мыслей и строя чувствований, оно является связующей нитью с опытом предшествующих поколений.
Степень научной разработанности проблемы. Концертное русское народное пение на данный момент мало исследовано учеными. Имеющаяся литература незначительна и имеет, по большей части, методический характер, охватывая вопросы обучения начинающих певцов. Назовем труды Шаминой Л.В., Мешко Н.К.. Одной из первых работ в этой области стала диссертация И.Л. Егоровой, посвященная Лидии Руслановой. Однако этим анализ концертной практики русское народное пение исчерпывается. Между тем, активное заполнение данного сегмента музыкальной жизни России как во второй половине ХХ века, так и в нынешнем столетии, огромный успех певиц данного ампула, создание фильмов о выдающихся исполнительницах недавнего прошлого (например, Людмилы Зыкиной), свидетельствует о неослабевающем интересе к этому виду вокально-исполнительского искусства, о дальнейших устойчивых перспективах его развития.
Целью исследовaния является рассмотрение процесса формирования и эволюции сценического имиджа в концертном русском народном пении в условиях фольклорного и постфольклорного сознания.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть
диалектику традиционного и
личностно-индивидуального в творчестве Лиди
и Руслановой
и Марии Мордасовой.
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование и др.); изучение литературы; эмпирические методы – наблюдение, изучение продуктов творческой деятельности; специальные музыковедческие методы – историко-музыкальный, типологический.
Эволюция сценического имиджа в концертном русском народном пении находится в тесной связи с социокультурными изменениями. В творчестве певиц первой половины ХХ века еще отчетливо проявляется связь с фольклорным мышлением, поскольку сами исполнительницы - Лидия Русланова, Мария Мордасова - были носителями фольклора.