Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида»

662608, Россия, Красноярский край, г.Минусинск, ул.Октябрьская 16; тел. 2–90-82

С. В. Симанович

Дидактические игры для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Методическое пособие

Минусинск

2024

Симанович С.В. Учитель – дефектолог. Место работы: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Колосок» комбинированного вида».

Дидактические игры для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: методическое пособие. Минусинск, 2024.

Данное методическое пособие посвящено формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР с помощью дидактических игр. Представленные в пособии игры, задания и упражнения способствуют формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития, более точных и полных представлений у детей об окружающем мире и времени.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям – дефектологам, родителям.

Содержание

Актуальность……………………………………………………………………..4

Цели, задачи………………………………………………………………………5

Формы, методы, приёмы формирования временных представлений……..…..6

Игры и игровые упражнения для формирования временных представлений у дошкольников с ЗПР…………………..…………………………………….11 Рекомендации по проведению игровых упражнений…………………...….15

Заключение…………………………………………………………………….....18

Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять, ценить его. Время течет непрерывно, его нельзя остановить или возвратить, поэтому восприятие промежутков времени особенно сложно для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Длительность, скорость, последовательность явлений осознаются ими с трудом. Большинство из них не ориентируется в сутках, значительные затруднения испытывают при заучивании дней недели. Представления о том, почему день сменяется ночью, почему чередуются времена года - примитивны. Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями - текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и, таким образом готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у дошкольников является одним из важных показателей готовности детей к школе.

Дети с ЗПР имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Особенно следует отметить большие пробелы во временных представлениях. Временные представления не только формируются позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно. Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, дети с ЗПР определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т.д.; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.

Без специальной помощи со стороны коррекционных педагогов формирование временных представлений будет затруднено. Поэтому в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР, в период дошкольного возраста, одной из ведущих задач является формирование временных представлений.

Таким образом, можно предположить, что развитие временных представлений у дошкольников с ЗПР будет способствовать формированию более точных и полных представлений у детей об окружающем мире.

Целью коррекционных занятий является, развитие временных представлений у старших дошкольников с ЗПР через дидактические игры и упражнения.

При этом решаются следующие задачи:

- сформировать умение полно и расчленено воспринимать временные отношения;

- способствовать развитию у детей чувства времени;

- развивать умение определять и объяснять последовательность временных отрезков: время года, части суток, дни недели, длительность временных отрезков.

  Выделяя задачи формирования временных представлений у детей с ЗПР и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, можно предположить, что различия в большей мере должны наблюдаться на основном этапе обучения, в методических приемах, в длительности обучения, в коррекционной направленности предметно-развивающей среды.   

 

Формы, методы, приёмы формирования временных представлений.

Опыт показывает, что для детей с ЗПР работы, которая проводится на занятиях по формированию элементарных математических представлений и занятиях по ознакомлению с окружающим миром явно недостаточно. Необходимо включать игры и задания на формирование временных представлений в совместную деятельность ребенка с педагогом. Данная работа может проводиться как составная часть любого коррекционного занятия (вступительная или заключительная), а также с помощью отдельных приемов, используемых педагогом в коррекционном процессе. Отдельные приемы необходимо использовать на каждом занятии, сочетая их с изучением программного материала.

В ходе коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование временных представлений у детей с ЗПР, нужно учитывать и принимать во внимание качественные особенности предметно-практической, продуктивной, познавательной, речевой деятельности детей.

        Приступая к работе по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР,  опираться на следующие положения:

- выбор эффективных средств помощи детям, способствующих формированию временных представлений, необходимо основывать как на понимании причин трудностей формирования временных представлений и ориентировок, так и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на формирование временных категорий в конкретных условиях жизнедеятельности ребенка;

- важным элементом работы  целостный подход к развитию и коррекции, что предполагало возможность коррекционно-развивающего воздействия на все сферы психофизической деятельности ребенка: познавательную, двигательную, социальную, эмоциональную;

- основными средствами формирования временных представлений являются игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, беседа, чтение художественных произведений и рассказывание, рассматривание тематических картинок.      

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года можно использовать небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

Беседы можно проводить на занятиях и в совместной деятельности.

Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его назывании.

В разное время суток дети заняты многими видами деятельности. Они разделяются на постоянные и вариативные.

Постоянные виды деятельности осуществляются в строго определенное время (утром дети приходят в детский сад, днем — обедают, музыкальное занятие бывает в среду и т. д.). Вариативные виды деятельности не имеют четкой локализации во времени (игра, раздевание, прогулка и т. п.).

Короткие беседы способствуют развитию у детей различных временных представлений. В разговор следует вовлечь как можно больше участников, стимулируя их активность вопросами: «Каково твое мнение?», «Что ты об этом думаешь?», «Все согласны с тем, что было сказано?». Необходимо оказывать детям помощь в подборе нужного слова или выражения, оформлении собственной мысли в речи, самостоятельной постановке вопроса и т. д.

В процессе бесед и дискуссий может возникнуть потребность в наблюдениях, чтении художественных произведений и других средствах и формах работы по развитию представлений о времени у детей.

Рассматривание тематических картинок. На картинках изображаются природные явления, действия детей и взрослых, характерные для того или иного отрезка времени. С большим интересом дети воспринимают картинки со сказочными персонажами и содержанием, сюжет которых разворачивается в строго определенных временных рамках: утром, днем, вечером, ночью, зимой, весной, летом, осенью.

В отличие от реального времени с картинками можно произвольно манипулировать: выкладывать, рассматривать, сравнивать, группировать и т. д.

Выбор картинки по просьбе педагога: «Покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь)». «Выбери кар

тинки (из нескольких), на которых нарисовано то, что бывает утром (днем, вечером, ночью)». Ребенку предлагается сделать выбор из 6—8 картинок.

Раскладывание картинок по порядку: «Что бывает раньше, а что — потом?» (1—2 картинки вначале может выложить педагог, а ребенок — остальные).

В процессе рассматривания картинок целесообразно задавать вопросы:

• Что нарисовано на картинке?

• Когда что бывает? (При затруднении возможен направляющий вопрос: «Это бывает днем или вечером?»)

• Почему ты так думаешь? Как вы узнали, что это — ночь (день, утро, вечер)?

• Что вы делаете днем (утром, вечером, ночью)? Каким одним словом можно назвать утро, день, вечер, ночь?

• Какое сейчас время суток?

• Какое время суток вам больше нравится? Почему?

Предлагая картинку для рассматривания ребенку, педагог направляет его внимание на основные признаки данного отрезка времени.

Аналогично используются рисунки с изображением сезонов. Обычно это — пейзажи, на которых изображены различные сезонные явления природы, детские развлечения в разное время года, труд взрослых, праздники.

Дети, рассматривая картинки, устанавливают, какое время года изобразил художник, выбирают среди нескольких те, которые относятся к данному сезону, объясняют, что на них изображено, находят «соседей» к данной картинке, «дополняют» картинки до года, вставляют пропущенную картинку, находят, что «перепутал» художник, когда рисовал времена года, подбирают к картинке-пейзажу предметные картинки (что в это время может понадобиться) и т.д.

Еще одно применение картинок — проведение с их помощью разнообразных дидактических игр. При рассматривании картинок педагог может использовать и такие приемы, как:

• намеренная ошибка воспитателя в высказывании об изображенном;

• побуждение ребенка к доказательству и мотивации своего ответа;

• сравнение картинок и того, что на них изображено, между собой;

• группировка и классификация картинок по признаку времени.

Тематический набор картинок дает возможность обсудить с детьми и другие темы, связанные со временем: режим дня, необходимость дорожить временем, развлечения, праздники, день рождения, может служить основой для самостоятельного составления рассказа детьми, сюжет которого последовательно разворачивается в определенное время суток или года.

Формирование временных представлений можно проводить через дидактические игры и упражнения. Разные виды дидактических игр обеспечивают систематическое упражнение детей в ориентировке во времени.

Словесные дидактические игры и упражнения часто заключаются в следующем:

в назывании детьми пропущенного слова и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем…?», «Мы пойдем в

парк...?», «Мы возвращаемся домой из детского сада…?», «Солнышко светит днем, а луна…?..» и т.д.); в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);

в перечислении различных определений («Какая бывает осень?» — «Грустная, золотая, дождливая, холодная и т.д.»); в нахождении общего понятия (год) к частным (зима, весна, лето, осень);

в определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь, например: «Подрасту еще немного, стану в школу я ходить» 

(будет), 

«Скоро-скоро снег растает, в нашей речке лед уйдет» 

(будет), 

«Летом на даче мы собирали грибы» 

(было) 

и т.д.

Многие 

настолько-печатные дидактические игры

 с природовед

ческим

содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей.

Детям можно предложить показать, что они делали утром (днем, вечером, ночью) или чем они занимаются в разные времена года. Действия изображаются, но не называются. Задача ведущего — угадывать и называть действия или движения, которые показывают дети.

Игры и упражнения можно проводить с мячом: ведущий бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противоположное по значению, например: утро — вечер, день — ночь, рано — поздно, всегда — никогда, вчера — завтра, редко — часто, давно — недавно, долго — недолго, раньше — позже, зимой — летом, сейчас — потом, старше — моложе. Могут использоваться и прилагательные: утренний — вечерний, дневной — ночной, зимний — летний.

Можно также совершать с детьми «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в ночное (или любое другое) время» — узнать, кто и где работает ночью (в дневное время, утром), «Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» и др.

Игры и игровые упражнения для формирования временных представлений у дошкольников с ЗПР.

Игры и упражнения для закрепления и уточнения знаний о частях суток

Назови пропущенное слово и (или) окончание предложения

«Мы завтракаем утром, а обедаем…?»,

«Мы пойдем в парк...?»,

«Мы возвращаемся домой из детского сада…?»,

«Солнышко светит днем, а луна…?..» и т.д.

Придумай предложения с заданным словом

День - «Я гуляю днем»,

Ночь - «Ночью я сплю» и т.д.

Игра с мячом

Ведущий бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противоположное по значению.

Например: утро — вечер, день — ночь, рано — поздно, всегда — никогда, вчера — завтра, редко — часто, давно — недавно, долго — недолго, раньше — позже, зимой — летом, сейчас — потом, старше — моложе.

Могут использоваться и прилагательные: утренний — вечерний, дневной — ночной, зимний — летний.

Игра «путешествия» в различные отрезки времени

«Путешествие в ночное (или любое другое) время» — узнать, кто и где работает ночью (в дневное время, утром)

«Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» — вспомнить чем мы занимались летом, какая была погода и т.д

«Расскажи о своем распорядке дня»

«Утром я встаю и делаю зарядку»

«Днем я хожу на прогулку» И т.п.

Дидактические игры и игровые упражнения для уточнения временных понятий «сегодня», «завтра», «вчера»

«Продолжай!»

«В музыкальный зал мы ходили...» (вчера)

«Занятие по математике у нас было...» (сегодня)

«Рисовать мы будем...» (завтра) И т. п.

«Найди лишнее слово»

Вчера, завтра, вторник, послезавтра;

Вторник, пятница, вчера, среда, суббота;

Зима, сентябрь, весна, лето.

Игры и упражнения для закрепления и уточнения знаний о днях недели

«Покажи соответствующую цифру»

 Воспитатель называет определенный день недели, дети должны показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и т.д.)

«Живая неделя» 

Для игры вызываются к доске семь детей, пересчитываются по порядку, даются в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. можно использовать цифры или слова.

«Назови соседей» Воспитатель предлагает назвать рядом находящиеся дни недели к названному дню (среда – вторник и четверг и т.п.)

«Закончить предложения» Воспитатель читает предложения и предлагает вставить пропущенные названия дней недели.

Если сегодня понедельник, то завтра будет…

Если сегодня четверг, то завтра будет…

Если сегодня суббота, то завтра будет …

Если сегодня пятница, то вчера была…

Если сегодня вторник, то вчера был…

«Вставить в предложения пропущенные слова»

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня.

Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в …

Чиполино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …

Наф-Наф

строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней

Наф-Наф

возводил стены? В какой день недели

Наф-Наф

закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

«Вычислить день недели» 

Если к сегодняшнему дню прибавить еще два, то наступит воскресенье. Какой это день недели?

Если от завтрашнего дня отнять два дня, то это был… И т.п.

Игры и упражнения для закрепления и уточнения знаний о временах года

«Догадайся, о каком времени года идет речь».

 Воспитатель читает небольшой текст, дети по содержанию определяют время года.

Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С деревьев опадают листья. (осень)

Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках. (зима)

«Когда это бывает?» (загадки о временах года)

«Составь картинку» 

Педагог предлагает нарисовать картинку с изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года.

«Объясни смысл пословиц о временах года.

Весенний дождь лишним не бывает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Что летом родится, зимой пригодится.

Готовь сани летом, телегу - зимой.

Летний день за зимнюю неделю.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Солнце на лето, зима на мороз.

Упражнения для закрепления представлений о месяцах 

«Угадай, какой месяц?» 

В этом месяце все дети идут в школу.

Этим месяцем заканчивается осень.

С этого месяца начинается новый год.

С этого месяца начинается зима.

В этом месяце отмечаем женский день.

Этот месяц – середина лета.

Самый короткий месяц года…

Самые короткие световые дни в ... и т.п.

«Двенадцать месяцев».

Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут?

Двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

«Вставить пропущенное число»

Времен года…

Частей суток…

Дней недели…

Месяцев в году…

В каждом времени года месяцев…

В часе… минут.

«Короче – длиннее»

неделя или месяц,

5 часов или сутки,

7 суток или неделя,

20 месяцев или один год?

«Найди лишнее слово»

Вчера, завтра, вторник, послезавтра;

Вторник, пятница, вчера, среда, суббота;

Зима, сентябрь, весна, лето.

«Продолжи ряд»

Утро – день - ….;

Зима – весна -….;

Декабря – январь - …..

Рассматривание тематических картинок.

Выбор картинки по просьбе педагога

«Покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь)». «Выбери картинки (из нескольких), на которых нарисовано то, что бывает утром (днем, вечером, ночью)».

Раскладывание картинок по порядку

«Что бывает раньше, а что — потом?» (1—2 картинки вначале может выложить педагог, а ребенок — остальные).

В процессе рассматривания картинок целесообразно задавать вопросы:

• Что нарисовано на картинке?

• Когда что бывает? (При затруднении возможен направляющий вопрос: «Это бывает днем или вечером?»)

• Почему ты так думаешь? Как вы узнали, что это — ночь (день, утро, вечер)?

• Что вы делаете днем (утром, вечером, ночью)? Каким одним словом можно назвать утро, день, вечер, ночь?

• Какое сейчас время суток?

• Какое время суток вам больше нравится? Почему?

Данные игры не только уточняют и расширяют представления детей о

временных отношениях (дни недели, месяцы года, время); дают представления об умении и необходимости общаться друг с другом и педагогом в процессе игры; о необходимости сотрудничать, о возможности переживать положительные эмоциональные состояния от совместной деятельности; развивают все психические процессы.

Рекомендации по проведению игровых упражнений.

 Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

При работе над развитием представлений о частях суток необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Лучше начинать с контрастных частей суток: день — ночь, утро — вечер, а затем уже знакомить ребенка со сменой двух частей суток: утро — день, вечер — ночь. Когда ребенок усвоил последовательность смены частей суток, можно внести в работу шуточные элементы, когда взрослый ошибается в их назывании, а ребенок его исправляет. Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме без использования картинок. Например, дефектолог называет предложение, пропуская названия частей суток, а ребенок должен правильно его закончить и т. д. Затем можно переходить к стихотворному тексту. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети поднимают карточку с их изображением.       

       Важно обратить внимание ребенка на изменение положения солнца, на разный цвет неба в различное время суток и предложить ему самостоятельно нарисовать этот пейзаж.

После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся понятия «сегодня», «вчера», «завтра». Ребенку необходимо объяснить, что те сутки, которые наступят, называются «завтра». А те сутки, которые уже прошли, называются «вчера». Сначала формируется правильное понимание, а потом использование детьми этих понятий в своей речи. Можно давать задания на завершение фразы. Дефектолог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Или предложить составить рассказы на темы:   что я делал вчера; что я делаю сегодня; что я планирую сделать завтра.   

       Работу над днями недели следует соотносить с расписанием занятий. Дети должны знать, в какие дни недели и какие именно проводятся занятия и в какие дни у них бывают занятия с дефектологом. Это позволит исключить механическое заучивание названий и последовательности дней недели. В качестве зрительной опоры используется круг со стрелкой, на котором схематично прописаны дни недели, детям дается четкое направление хода времени.     

        Задания на изучение времен года можно условно разделить на три группы: задания направленные на получение знания о сезонных изменениях в живой природе, о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в жизни и труде людей в разные сезоны.       

        Знания о текущем времени года лучше давать в сравнении с только что прошедшим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Первое время педагогу следует использовать большое количество наглядности, дети по картинкам должны узнавать времена года и определять их основные признаки. Позже они должны освоить последовательность смены времен года и уметь рассказывать о них по представлениям, то есть без наглядной опоры. При ознакомлении с временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью и дать представления о том, что двенадцать месяцев составляют год. О том, что каждый сезон состоит из трех месяцев.       

        Первичной и постоянной микросредой для развития ребенка, как свидетельствуют различные исследования, является семья (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.).  Благодаря микросреде ребенок приобретает первый практический опыт ориентировки во времени .

Активная работа с родителями: проведение регулярных совместных с детьми занятий, подбор коррекционно-развивающей литературы и методических пособий по теме, консультации – помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным. Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Эффективность коррекционной работы только возрастет, если родители будут владеть некоторыми способами и приемами развития временных представлений.

Таким образом, планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений помогает детям с задержкой психического развития сформировать необходимые знания в соответствии с программными требованиями и возрастом; дает возможность детям в процессе игр обогатить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы, усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить термины этих представлений в речи.

В условиях детского сада формирование восприятия времени пронизывает всю деятельность ребенка, влияет на формирование полноценной личности ребенка, установление социальных контактов и для подготовки к школе.

Комплексное решение задач по формированию временных представлений у детей с задержкой психического развития – это наличие разнообразных форм работы с детьми и родителями: эксперимент, наблюдения за природой и сезонными изменениями, практический показ и демонстрация, беседа, сравнение, проведение дидактических и подвижных игр.

Использование определенной системы игр помогает детям правильно называть состояние погоды; различать состояние снега; узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках.

Предложенные игры для формирования временных представлений повышают уровень знаний, умений и навыков, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени. Представленные в работе игры помогут лучше сформировать временные представления у детей, как с задержкой психического развития, так и у других детей с проблемами в развитии.

Список литературы

Бондаренко, А.К.. Дидактические игры в детском саду – М., Просвещение, 1991.

Венгер

, Л.А.,

Э.Г.Пилюгина

,

Н.Б.Венгер

. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет /под ред.

Л.А.Венгера

.-М., Просвещение, 1988.

Венгер

Л.А. Восприятие и обучение. - М, 1988

Венгер

Л.А. К вопросу о структуре восприятия и ее особенностях у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии - 1979, - № 2

Веракса

Н. Формирование единых временных и пространственных представлений // Дошкольное воспитание – 1976 - №5 – с 46-48

Данилова В.В.,

Рихтерман

Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические и семинарские занятия: для студентов СПУ - М.: изд. центр «Академия», 1998.-160с.

Борякова

, Н.Ю.,

Касицына

, М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В. Секачев, ИОИ, 2004 г.

Павлова, Л.Н. Наглядно-дидактическое пособие «Раннее детство: развитие речи и мышления». – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

Шорыгина, Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М.: Книголюб, 2004. (Развивающие сказки для детей.)