* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .c34 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Дидактические игры в системе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть», «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, вот главная цель воспитания дошкольников. При этом важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для ребенка.

В последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы, экологическое воспитание дошкольников. Резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Проблема экологического образования сегодня волнует всех- ученых, педагогов, общественность.

В рамках практической реализации экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, эмоции, переживания, чувства) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Дошкольный возраст- оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Что объединяет два аспекта игру и ознакомление с природой? То, что игра погружает детей в любимую деятельность и создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен.

Главная цель любой дидактической игры- обучающая. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению- это процесс непосредственного обучения.

Прежде всего, при организации экологической игры, педагогу необходимо решать следующие задачи:

- вызвать интерес к природе, её многообразию,

- стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы,

- формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным,

- игра должна нести образовательную нагрузку, не быть только средством развлечения,

- должна быть создана дружелюбная и доверительная атмосфера.

Существуют следующие виды дидактических игр экологического содержания:

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные.

Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Это игры с использованием различных предметов природы ( листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Как пример предметных игр можно привести- «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», « С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и в индивидуальных.

Настольно-печатные игры- это типа лото, домино, разрезных картинок «Ягоды и фрукты», «Грибы», и т.д. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Эти игры развивают логическое мышление дошкольников, способствуют быстро, мобильно использовать имеющие знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей.

Словесные игры- не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, кто прыгает?», «Когда это бывает?» и т.д. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

- прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

- косвенное руководство выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Одним из методов работы является проведение дидактических игр экологического содержания. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.

Литература:

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада.

–М

., 1985

Воронкевич

О.А. Добро пожаловать в экологию.

С-Пб

., 2004

Гочарова

Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ. Е

катеринбург, 2002

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997

Маневцева

Л.М.,

Саморукова

П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников.

С-Пб

, 1998