Розенталь Валентина Михайловна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 406 «Аленка»

учитель-логопед первой квалификационной категории

Дидактический синквейн – образовательная технология, способствующая формированию предпосылок функциональной грамотности в работе учителя-логопеда

По определению российского лингвиста, психолога, доктора психологических и филологических наук Алексея Алексеевича Леонтьева «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Насколько актуально введение задач по функциональной грамотности в дошкольное образование?

Функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на этапе дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми основными компетенциями.

В период дошкольного образования мы формируем предпосылки функциональной грамотности и рассматриваем её как способность ребёнка вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и действовать в изменяющихся условиях, то есть, в образовательной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками.

В рамках логопедической работы речь идёт о читательской (языковой) грамотности дошкольника, которая предполагает:

- способность демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения;

- способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе уважения к человеческому достоинству.

В работе учителя-логопеда можно рассматривать, как формирование у детей элементарной грамотности, так и формирование предпосылок читательской (языковой) грамотности.

 

Элементарная грамотность рассматривается как формирование у детей правильных речевых навыков. При этом работа предполагает доминирующую роль логопеда (то есть, научить правильно произносить звуки и т.д.).

При формировании предпосылок читательской (языковой) грамотности у детей вырабатывается способность применять речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятиях и в общении с окружающими.

В связи с продолжением модернизации образования дошкольного образования нового поколения перед современной логопедией стоит ряд задач, связанных с постоянным активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Наиболее эффективные методы и приёмы способны поменять векторы взаимодействия взрослого и ребёнка, привнести дух новизны, создать оптимальную эмоциональную атмосферу. На службе современного логопеда стоит множество приёмов с использованием различных моделей и символов. Одной из таких новых методик по формированию предпосылок читательской (языковой) грамотности является дидактический синквейн, который я активно применяю на своих логопедических занятиях.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная рифма стихотворения. Дидактический синквейн пишется не из любых пяти строчек, а по определённым и сложным правилам. Синквейн – это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о каком-то предмете, событии или явлении, который и является темой синквейна. Это может быть краткая, но разносторонняя и ёмкая характеристика какого-то предмета или явления.

Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует актуализации словаря, оказывает комплексное воздействие: развивает не только речь, но и высшие психические функции (память, мышление, внимание) и что немаловажно – позволяет ребёнку быть активным участником образовательного процесса.

Работа с дидактическим синквейном позволяет решать следующие задачи, которые совпадают с задачами формирования предпосылок читательской (языковой) грамотности:

• активизировать словарный запас;

• совершенствовать навык использования в речи синонимов;

• закреплять знания о частях речи;

• закреплять навык составления предложения;

• придать эмоциональную краску лексическим единицам, что способствует более прочному усвоению;

• развивать просодическую сторону речи;

• активизировать мыслительную деятельность;

• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к предметам и явлениям;

• стимулировать развитие творческого потенциала;

вырабатывать способность применять речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятиях и в общении с окружающими.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, ассоциации, делать выводы и кратко их формулировать.

Рассмотрим алгоритм составления дидактического синквейна:

- Первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею.

- Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

- Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

- Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пословицы, поговорки.

- Пятая строка – слово – ассоциация, отражающее сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнку необходимо иметь достаточный лексический запас, уметь обобщать, анализировать. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие», мы тем самым готовим основу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание в предложении. В этой работе можно использовать различные картинки, предметы, схемы.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Далее могут быть использованы следующие варианты работы:

- изменение и совершенствование готового синквейна:

1. Зима.

2. Холодная, вьюжная.

3. Морозит, радует, огорчает.

4. Я люблю снежную зиму.

5. Снег.

1. Зима.

2. Морозная, снежная.

3. Забавляет, бодрит, искрится.

4. Зимой встречаем Новый год.

5. Праздник.

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего):

1. Лето.

2. Долгожданное, теплое.

3. Согревает, радует, веселит.

4. Мы очень любим лето!

5. Отдых.

Наступило долгожданное теплое лето. Это время года нас очень радует, согревает солнечными лучами, веселит каждым своим днем. Мы очень любим лето! Летом можно отдыхать, купаться, загорать, строить замки из песка.

- составление синквейна по картине, например о лесе:

1. Лес.

2. Красивый, щедрый.

3. Кормит, защищает, дарит.

4. Будем вместе беречь лес!

5. Богатство.

- синквейн-загадка – анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить):

1. ?

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Их складывают в слова.

5. Речь.

- составление синквейна по прослушанному рассказу, например о еже:

1. Ёж.

2. Серый, колючий.

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Ёж живёт в лесу.

5. Зверёк.

Сочинив синквейн, ребёнок может его рассказать. Здесь открываются новые возможности синквейна по формированию просодической стороны речи.

Опыт использования синквейна на логопедических занятиях показывает, что дети воспринимают его как игру, как особый вид творчества, как способ выразить свое мнение, поспорить с участниками общего процесса. Составление синквейна полезно для развития у детей способностей к анализу и синтезу. Использование на занятиях дидактического синквейна позволяет логопеду эффективно сочетать основные образовательные принципы – информационный, деятельностный, личностно-ориентированный, что особенно актуально в условиях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Советы педагогам по составлению синквейна:

- начиная учить детей составлять синквейн, предложите воспитанникам

составить его на тему, с которой они уже хорошо знакомы («Семья», «Детский сад» и т.д.).

- необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее

точная характеристика различных сторон темы или предмета. 

Трудности, с которыми может столкнуться педагог:

- нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определённого осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поддерживать стремление детей составлять синквейн или отвечать на вопросы.

Формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Научиться действовать дети могут только в процессе самого действия, а каждодневная работа логопеда, образовательные технологии, которые он выбирает, способствуют этому процессу. Кроме технологии «Дидактических синквейн» для формирования предпосылок функциональной грамотности в своей работе я применяю мнемотаблицы, которые также помогают детям анализировать и интерпретировать текст, способствуют обогащению активного словаря, обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Для создания условий творческого рассказывания детей, я использую «Карты Проппа», они развивают у детей внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, а также формируют умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. Применяемые мной технологии дают возможность развивать коммуникативные умения: аргументированно, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения.