Кориков Василий Александрович,
Преподаватель ГАПОУ НСО
«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»
г. Новосибирск
«Дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в колледже»
Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость обеспечения дифференцированного подхода в обучения обучающихся
в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
Роль преподавателя заключается в организации дифференцированного подхода с целью приобретения обучающимися, общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Суть педагогических технологий состоит в том, чтобы идти не от учебной дисциплины к обучающемуся, а от обучающегося к учебной дисциплине, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Они в своей основе предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Однако самые современные педагогические технологии, даже при условии, если преподаватель владеет личностно-ориентированным методом, не могут быть полностью реализованы без создания для обучаемых определённой развивающей образовательной среды.
Одним из основных направлений современного развивающего обучения является индивидуализация, где основой выступает дифференцированный подход в обучении.
Внеаудиторная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Так как контингент обучающихся в колледже разный по уровню образованности, по социальному признаку, по жизненному опыту, то и дифференциация в обучении происходила деликатно, с учётом индивидуальных различий. В дифференциации (группировании по уровням) обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении обучающихся.
Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей личности, степень готовности к профессиональной деятельности.
Причин позволяющих считать этот метод продуктивным в системе образования несколько:
– повышается активность, работоспособность обучающихся;
– повышается мотивация к изучению предмета;
– улучшается качество знаний.
Так же дифференцированность заданий самостоятельной работы студентов зависит от времени обучения. В начале изучения дисциплины «Охрана труда» самостоятельная работа ставит целью расширение и закрепление знаний и умений, полученных на лекциях и практических занятиях, в дальнейшем самостоятельная работа способствует развитию творческого потенциала и реализации профессиональных знаний. В данном случае задания могут носить как индивидуальный, так и групповой характер, в силу того, что реальные профессиональные условия в большинстве случаев основаны на работе в коллективе: презентация, деловая игра, анализ конкретной учебной ситуации, групповой проект. Задача преподавателя состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
Дифференцированное обучение позволяет каждому обучающемуся работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Дифференцированный подход к обучающимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к дисциплине, желанию получать новые знания, развивают способности студентов. Что бы эта работа давала свои результаты надо, чтобы она была не спонтанной, а целенаправленной и систематичной.
И в заключении, решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, взаимного уважения. Обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная.
Список использованных источников:
Полат, Е.С.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю.
Бухаркина
. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 164 c.
Сегеда, Т.А.
Дифференцированное обучение школьников на основе вариантов когнитивных стилей / Т.А. Сегеда // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 4. - С. 33-36.
Суворова, Г. Ф.
Как продуктивно использовать дифференцированное обучение / Г.Ф. Суворова // Народное образование. - 2015. - № 5 - С. 164-171.