Народная игрушка как средство всестороннего развития детей»
Кто бы мог подумать, но именно народные игрушки прошли через сотни лет и до сих пор радуют нас своей самобытностью. Их создали для детей, но при этом сохраняя красоту и простоту исполнения, эти игрушки передавали социальные и культурные нити для каждого поколения.
Народная игрушка – это одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась. Но даже в современном мире, при наличии новых инструментов, упрощающих их изготовление, мастера пользуются старыми технологиями, которые узнали от своих предков.
Ценность народной игрушки в воспитании и обучении детей огромна. Это ведущий тип деятельности ребенка до школы, когда закладываются основные качества личности.
В наше время на полках магазинов очень много разных красочных игрушек, от самых дешевых до дорогих. Дело не в качестве, дело в маркетинге. Вы еще не обратили внимание, что большинство игрушек завышены в цене? Почему, спросите Вы — всё очень просто, на нас и наших детях зарабатывают деньги. Дети поглощены не играми, а просмотром мультфильмов. Их память непроизвольна, они запоминают все, что увидели и услышали. Они перенимают речь, реплики, жесты героев. Игры детей –отражение увиденного, а на экранах теперь много жестокости. Да, дети сопереживают, проживают настоящие эмоции, но они не способны отделять эмоции просмотренного от жизни. И вот эти герои, становятся кумирами, которые стоят на полках магазина.
Вас должно волновать, а какой смысл несет игрушка? Когда вы зададите себе этот вопрос, вы поймете, что никакого. Именно поэтому через пару дней, новая игрушка валяется забытая, а ребенок уже ждет другую, с новым платьем или оружием.
Народные игрушки, наоборот, способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она прививает любовь к национальным и общечеловеческим сторонам жизни.
Любая игрушка, изготовленная своими руками или руками мастеров, служила семье не одно поколение и бережно передавалась любимым детям как сокровище. Они были носителями накопленных знаний, напевов, сказок, историй. Взять хотя бы матрёшку. Даже малышам она была чрезвычайно интересна, яркая, прочная, гремящая. Малыши, раскладывающие и складывающие фигурки, изучали в игре понятия размера, формы, цвета. Став старше, дети могли играть несколькими куклами в дружную семью, усваивая нормы межличностных отношений. Ну и, повзрослев, дети хранят матрешку, чтобы передать своим детям или просто для украшения дома.
Давно уже ни для кого не секрет, что игрушка становится средством, с помощью которого ребенок эмоционально изучает мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.
Наша обязанность — научить детей СОЗДАВАТЬ. Не важно игрушка это, или картинка. Через творчество любой человек, независимо от возраста, сможет передать свои эмоции, знания, стремления к красоте и искусству в целом.
Самый простой способ — творите вместе с ребенком. Никто не ждет от Вас произведений искусства. Но стремление к прекрасному делает и нас прекрасными!
А что же с народной игрушкой, спросите Вы? Да все очень просто! Это самый простой в исполнении вид игрушек, но удивительно красивый, притягательный и сказочный.
Разновидности народной игрушки:
— Дымковские игрушки;
— Филимоновские игрушки;
— Каргопольские игрушки;
— Богородские игрушки;
— Гжельские игрушки;
— Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская.
Знакомство с народной игрушкой:
Значение народного декоративно-прикладного искусства трудно переоценить. Прежде всего, это связано с тем, что детскому восприятию близка простота самого образа. Рассматривая игрушку, ребенок закрепляет в сознании знакомый образ, видя простые формы, может попытаться самостоятельно нарисовать или вылепить животных или человека.
А если визуальный образ сопровождается народными сказками, небылицами и потешками, то игрушка становится еще более родной. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.
Если Вы хотите воспитать разностороннюю личность, то необходимо:
Широко использовать фольклор (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, и т.п.).
Познакомить ребенка с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т.п.
Познакомить с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении.
Познакомить детей с театром. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта.
Познакомить с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
Использовать в играх декоративно-прикладное искусство. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.
Создание мини-музея дома. Наверняка, если пособирать у бабушек игрушки и предметы посуды, у Вас дома соберется множество прекрасных предметов народного промысла.