Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Акбердино»
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
ЭССЕ
На тему: «Дистанционное обучение. Учить, нельзя сдаваться»
Выполнила: учитель начальных классов
Низаева Чулпан Тимерхановна
Акбердино-2020
Что же такое дистанционное обучение? По википедии дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Зачем же нужно дистанционное обучение? Целью использования дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося, обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В школе – это могут быть дети, находящиеся на надомном обучении или часто болеющие дети.
Девиз традиционной системы образования – «Одно и то же подходит для всех», дистанционные технологии – система обучения, направленная на одного ученика.
Потрясшая весной весь мир пандемия заставила перейти школьников на дистанционное обучение. Но отечественная система образования, не совсем была готова к этому. И люди и без того напуганные угрозой распространения пандемии кароновируса, тоже не были готовы к резким изменения в сфере образования.
С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные для них уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. В то же время не все учителя оказались готовы выработать новые модели коммуникации с учениками и проведения уроков через различные средства для дистанционной работы. В ситуации, когда возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, большинство учителей обычных школ испытали серьезный стресс и чувство растерянности. Нужно отдать должное руководству школ и более молодым коллегам, которые как могли, старались облегчить старшим товарищам погружение в мир новых цифровых возможностей. Ученики также помогали учителям адаптироваться в этот период. Немалым подспорьем в этом стали привычные для учителей социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками, но и с родителями. Туда же в некоторых случаях перекочевывал вообще весь процесс обучения: и проверка домашних работ, и рассылка заданий, и проставление оценок, и комментарии к работам.
В среднем переход на дистанционное обучение в обычных школах занял примерно неделю. Первая неделя была очень тяжелая. Первая, да и последующие, показали, насколько неподготовленными пандемия застала учителей и учеников. И те, и другие зачастую были слабо технически оснащены, не у всех были необходимые устройства для выхода в интернет, веб-камеры и наушники. В случае, если в семье несколько детей, распределение персональных устройств было особенно трудной задачей. Да и далеко не у всех учителей дома есть личное рабочее место, многим пришлось сильно перекраивать домашнее пространство для проведения уроков и изрядно теснить входящих в их положение домочадцев. К тому же рабочий день в формате дистанционного обучения существенно увеличился, учителя сильно перерабатывали и очень уставали.
Для того чтобы начать дистанционное обучение, за рекордно- короткий срок была проведена большая работа по сбору данных. Параллельно учителей начали готовить к дистанционному обучению, проводили конференции и вебинары, посещая их, я для себя получила очень много полезной информации. Нужно было все это быстро впитывать и начать применять на практике.
До перехода на дистанционное обучение я уже пользовалась образовательными платформами такими, как: Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс. В основном обращалась к онлайн-платформам, когда возникала необходимость отработки сложных тем по предмету и для выполнения домашних заданий.
В период дистанционного обучения не только учителя, но учащиеся столкнулись с большими проблемами, которые влияют на качество обучения:
Ученики не могли в удобное время подойти к ученику, чтобы он объяснил вам непонятную тему. Приходилось приучать себя к дисциплине, и задавать вопросы во время онлайн урока.
Пользователи оказались недовольны техническими сбоями во время дистанционной работы. Как сообщают общественники, чаще всего учителя
,
школьники и их родители жаловались на техническую неготовность
интернет-ресурсов
, рекомендованных школами, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой. Общие сбои по регионам фиксировались даже на
агрегаторах
типа «Электронной школы» или на важнейших площадках уровня «Электронного дневника».
Решили проблему используя популярные во всем мире видеоконференции
Skype
,
Zoom
и
платформы с готовым контентом для самостоят
ельной работы дома (типа
Яндекс
Учебник
,
Учи
.р
у
,
ЯКласс
, МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru).
Оказалось, не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Главным
мотиватором
стали учителя, которые регулярно контролировали выполнение домашних заданий. Это было не просто
, учителя сидели вечерами
, ночами и проверяли высланные на электронную почту или же на
чат с учителем домашние задания, но нужно было учить, но не сдаваться!
И учителя
ка
ждый день выполняли свою работу!
Ученики не могли сравнивать свои достижения с достижениями одноклассников, речь идет не об оценках, а работа на уроке. Ответ у доски, выступления различными сообщениями
,
выразительное чтение текста или стихотворения вслух, и даже
изготовление поделок на уроке технологии. И тут учителя нашли решение:
начали проводить онлайн конкурсы по всем направлениям. Научились монтировать видеоклипы!
В дистанционном образовании есть не только проблемы и минусы, нашлись и свои преимущества. И вернуться к дистанционному обучению осенью было уже достаточно просто. Среди преимуществ:
свободный доступ к учебным материалам в любое время и из любого места;
экономия времени, ведь старшеклассник может работать с материалами в собственном режиме и не тратить время на дорогу в школу;
рост технической грамотности благодаря необходимости работать с разными программами;
возможность совмещать учёбу с другими делами, самому строить график;
удобство для маломобильных детей, которые могут не пропускать занятия даже в случае болезни или других проблем.
Мне самой, первую очередь не хватало живого контакта с учениками. Его отсутствие сковывало: было сложнее отслеживать присутствие и вовлеченность детей, сложнее выстраивать дискуссии и обсуждение проблемных вопросов. Из-за этого иногда вынуждена была скатываться в формат рассылки и проверки домашних работ, что сложно назвать полноценным обучением. Если в школе я ребенка вызываю, я его выслушиваю, он мне рассказывает, показывает что-то по карте, работа с иллюстрациями, работа с текстом, с тестами. Тут я чего? Голоса я не слышу, я вижу ответы на вопросы письменные в тетради, я вижу решенные тесты, результат. Я не вижу, не слышу, как ребенок разговаривает, как он общается, как он рассказывает. Тем не менее, хоть и вздыхая, признаю, что у смешанной модели обучения (комбинации онлайн и офлайн-форматов) есть будущее. Во всяком случае , этого требует время. Но веяниям времени противится не только старшее поколение учителей, которое, к слову, за этот период очень сильно подтянуло навыки обращения с техникой, но и принцип общедоступности образования.
И сейчас я задаюсь таким вопросом, каковы же перспективы развития дистанционного обучения?
Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.
Однако Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности. Не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:
- Мультимедийность - озвученные видео- и слайд-фильмы, анимация, графика;
- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
- Использование потокового аудио и видео.
- Многообразие контрольных и тестовых заданий;
- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается.
Дистанционные уроки могут стать спасением для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистанционное образование могло бы возместить этот пробел в системе образования и позволить ученикам не отрываться так, сказать от производства, то беж от учебного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области удаленного обучения существует ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества дистанционного образования. Основные направления для решения данных проблем: создание адаптивной дистанционно-образовательной среды для педагогов и учащихся. В процессе адаптации преподаватели должны усвоить основы для возможности обучать, а учащиеся для возможности обучаться. Следующее направление -подготовка образовательных учреждений для интегрирования информационно- коммуникационных технологий. Создание единого дистанционного образовательного стандарта: электронных учебников, методических рекомендаций, учебных пособий, а также различных комплексов и программ.
Существенный вклад в решение данных проблем внесут нововведения и инновации в области дистанционной педагогики. Для этого необходимо проводить новые исследования в области применения информационных технологий в педагогике, изучать влияния информационных технологий на педагогику в целом, а также на преподавателей и учащихся. И в заверении хочу сказать, что наши учителя поставили запятую именно там, где это необходимо. Учить, нельзя сдаваться! Мы никогда не сдадимся, и никакие преграды надолго не остановят учебный процесс!