Цель урока: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз. Задачи: Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями. Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся. Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Тип урока:?изучение нового материала. Вид урока:?традиционный. Методы:?эмоциональной драматургии, забега вперёд и возвращения к пройденному, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки. Общеметодические методы обучения:?словесный, наглядный, практический, закрепления. Новые понятия:?спиричуэлс, блюз, рэгтайм, импровизация. Оборудование:?раздаточный материал, звукозаписи джазовой музыки, синтезатор. Ход урока I. Организационный момент. Слушание песни Луи Армстронга ?Hello, Dollu?. II. Актуализация ?опорных? знаний учащихся. Что необычного вы услышали? Эта музыка вам знакома? А кто не знает, не слышал? III. Постановка цели и задач урока. И сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями. IV. Первичное усвоение нового теоретического материала. 1. Рассказ учителя о происхождении джаза. Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался до Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки старая легенда по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился (хотя и необязательно, но по всей стране). Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные. 2. Выполнение практических упражнений. Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их?чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе являетсябарабанщик. Именно он задаёт ритм музыки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши.?(Сначала показывает учитель, затем все вместе, Можно разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.) Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный ритмический рисунок. И если вы сейчас покапаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий музыкант. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой. В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный. Попробуем по импровизировать.?(Вместе с учителем.) Так, что же является основой джаза? Ответ учащихся – ритм, импровизация. Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно. 3. Рассказ учителя об истоках джаза. Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Негры пели по – своему, вкладывая в них всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Привезя рабов на плантации и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру. Так во второй половине XX века возникли негритянские религиозные песнопения СПИРИЧУЭЛС. Спиричуэлс?– песни североамериканских негров религиозного содержания. Слушаем произведение ? Молитва? и анализируем.?(Уч-ся определяют – лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.) Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание. Но как и всё остальное джаз не стоял на месте и появился блюз Слово (blue) в художественном переводе звучит как: ?кошки на душе скребут?. И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст в котором звучит некая недосказанность и неодназначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горькая-сладкая блюзовая смесь. Блюзы?– народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары. Слушаем произведение и анилизируем. А теперь давайте с вами подумаем отличается ли спиричулс от блюза, и если изменения есть, то какие??(Находим различия.) И теперь пришло время для следующего истока джаза: рэгтайм.?(Слушание.) Рэгтайм?– танцевальная музыка особого склада, музыка использовалась при исполнении полек и кадрилей. Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же? Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.) Вот мы и познакомились с основными истоками джаза. 4. Презентация ученика на тему: ?Творчество Луи Армстронга?. Говоря о джазе нельзя упомянуть о великих джазменах. Я хочу предложить вам сообщение об удивительном исполнителе, композиторе Луи Армстронге. (сообщение ученика) презентация. V. Обобщение и закрепление. На каждом уроке мы должны узнавать, что – то новое. А вы узнали новое? Давайте проверим? (Кроссворд.) Домашнее задание было узнать, а в нашем городе есть этот стиль – джаз? Я приготовила для вас сюрприз, мы с вами говорили о джазе, а теперь пришло время послушать джаз вживую. В исполнении ученицы прозвучит фрагмент джазовой музыки. VI. Заключительное слово учителя. Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций. Надеюсь, что вы полюбите джаз. VII. Рефлексия. А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку. По вашим аплодисментам мы поймём понравился ли вам урок. 7 класс
Джаз-урок