Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Добро в твоём сердце".
Цель: углубление представлений детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
Образовательные:
Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Формировать умение оценивать свои поступки, поступки окружающих, сравнивать их с общепринятыми нормами.
С
овершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, ис
к
ренне высказывать своё мнение);
обогащать словарь детей понятиями «добро», «доброта», «дружба».
Формировать у детей потребность в двигательной активности.
Развивающие:
Продолжать развивать умения логически и грамматически правильно высказывать свои мысли
.
С
пособствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей
.
Воспитательные:
Воспитывать чувство доброжелательности
, сопереживания, отзывчивости, потребнос
ть в дружеских взаимоотношениях.
В
оспитывать
стремление совершать
добрые дела
.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: Мягкая игрушка солнышко; «веселые» и «грустные» смайлики для каждого ребенка; солнышко с лучиками из картона; мяч; бумажные сердечки для каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», рассказов Л. Толстого, В. Осеевой; беседы по пословицам о добре и зле, «Хорошие поступки дома, в детском саду, в общественных местах», «Вежливые слова»; дидактические игры «Путешествие в мир доброты», «Доброта нужна всем» и т.д.
Ход образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Теплом и светом вас встречает это солнышко (держит в руках игрушку солнышко).
Раз, два, три, четыре, пять – вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись, мы друг другу улыбнулись,
Быстро за руки возьмёмся и в кружочек соберёмся.
Если хмуримся с утра, нам поможет доброта.
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте передадим друг другу тот лучик тепла, света и любви, что дарит нам это солнышко.
Игра «Подари солнышко».
Мы с вами будем передавать солнышко и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому вы будете его передавать.
(Звучит спокойная музыка).
Воспитатель: Почувствуйте, как по вашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
(Дети садятся на стульчики.)
Основная часть
.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы понимаете, что такое доброта? (Ответы детей).
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово - доброта. Доброта – это ласковое слово, улыбка, подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, хорошее настроение, любовь к своим близким и забота о них. Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
(Ответы детей: о человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.)
Воспитатель: Какого человека можно назвать добрым? Какими качествами должен обладать добрый человек?
(Ответы детей: щедрость, храбрость, отзывчивость, внимательность, трудолюбие.)
Дидактическая игра «Твои поступки».
Воспитатель: Человек должен чаще задумываться о своих поступках. Ребята, а вы задумывались о том, ваши поступки чаще радуют или огорчают близких вам людей? Предлагаю вам ответить на мои вопросы. Отвечая на вопросы, голосуйте: «веселый» смайлик– согласен, «грустный» – не согласен. (Детям раздаются «веселые» и «грустные» смайлики).
П
ообещав что-то сделать – сделай
, не можешь
-
не обещай.
Понравилась у друга игрушка -
забери.
Приходя утром в д
етский
сад,
здоровайся со всеми.
Когда сидим за столом и кушаем, надо разговаривать.
Воспитатель читает книжку, внимательно слушай.
Перед едой не надо мыть руки.
Мокрые руки надо вытирать только своим полотенцем.
Когда пое
ли
,
надо говорить
«
спасибо
»
.
Не понравилась тебе новенькая девочка
,
подергай ее за косички.
Всегда требуй награды за добрые дела
.
Говори только правду
, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.
Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких, а какие – радовать. Надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус? (Ответы детей).
Ребята, доброту можно увидеть: увидеть в поступках, чувствах человека. Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками, – это тоже добро. Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, танцы, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова. Но есть такое добро, которое каждый из нас - и взрослый и ребёнок - должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. О таких людях говорят: «Добрый человек!».
Воспитатель: Добрый человек, он как солнышко, светлый, яркий, теплый, лучистый, ласковый. Ребята, на столе лежат лучики от этого солнышка (показывает нарисованное солнышко). Давайте прикрепим их к нему, и тот, кто будет крепить лучик, должен сказать добрые слова. (Дети по очереди крепят к солнышку лучики и произносят добрые слова).
Игра с мячом «Ласковое слово»
Воспитатель: Доброе, ласковое слово всегда приятно слышать. Я предлагаю вам сыграть в игру «Ласковое слово». Я называю слова и бросаю мяч одному из вас, а вы должны сказать ласково. Например, я говорю «солнце», а вы - "солнышко".
(Дети встают в круг.)
Мама – … мамочка
птица – …птичка
сердце - …сердечко
дерево – …деревце
сказка – …сказочка
рука – …ручка
ребенок – …ребёночек
ручей – …ручеёк
кольцо – …колечко
стол –…столик
кошка – …кошечка
Молодцы! Вам понравились ласковые слова?
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
- Ребята, вспомните, часто ли вы бываете вежливые и употребляете добрые слова? Их еще называют «волшебные». Какими «волшебными» словами вы пользуетесь в жизни? (Ответы детей).
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться … (доброе утро).
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
.
Когда нас ругают за шалости, мы говорим
… (простите, пожалуйста)
.
Во всех странах
на прощань
е говорят
всем
… (до свидания
)
.
Мальчик
вежливый
и развитый, говорит при встрече
…(здравствуйте)
.
Всем вам с большой любовью желаю … (крепкого здоровья).
Заключительная часть
.
Воспитатель: Как много теплых, добрых слов в нашей речи! Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей. Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Я хочу подарить вам частичку своего тепла, доброго сердца – вот такие сердечки (показывает и раздает детям бумажные сердечки).
Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Посмотрите, даже в группе стало теплее и светлее. Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду и были внимательными друг к другу и к окружающим.
Литература:
Абрамова Л.В.,
Слепцова
И.Ф. ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Издательство
«Мозаика-синтез», 2017.
Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников.// Воспитатель дошкольного образовательного уч
реждения. – 2010.- № 5.
Маханева
М.Д.,
Ушакова-Славолюбова О.А.:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2017, -С.224.
Новгородцева
Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – № 6. – С. 60.
Интернет-
ресурсы:
www.maam.ru
;
www.nsportal.ru
;
www.infourok.ru
.