Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Нургалиева Лиза Камиловна, я старший воспитатель детского сада с.Карамалы-Губеево. Хочу представить вашему вниманию опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Слайд 2. Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, стране, особенностях народных традиции, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Все мы знаем, что сейчас наша страна переживает непростой исторический период. И тем важнее, ценнее сейчас работа каждого педагога, направленная на воспитание будущих патриотов России.
С 1 сентября 2023года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная Программа воспитания.
С чего начинается Родина, и как нам воспитывать будущих патриотов в рамках новой ФОП?
Слайд3. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, об отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
С появлением новой Федеральной программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у детей, расширился список задач.
Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Слайд 4.
Цель патриотического воспитания в соответствии с ФОП: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Слайд 5.
Основными направлениями патриотического воспитания являются:
-Военно-патриотическое
-Гражданско-правовое
-Социально-патриотическое
-Духовно-нравственное
-Культурнр-патриотическое
-Историко-краеведческое
-спортивно-патриотическое
Слайд 6.
По военно-патриотическому направлению был проведен тематический досуг 80-летию снятия блокады Ленинграда.
На мероприятии по блокадному Ленинграду дети посмотрели видеосюжет «Жизнь в Блокадном Ленинграде».Дети узнали сколько выдавали хлеба и как трудно было жить в таких условиях, что люди болели цингой от недостатка витаминов, там рассказывалось о жизни людей и записки маленькой Тани. По реакции детей было видно как они переживали за девочку,которая осталась одна, как она на протяжении 3лет теряла своих близких. Дети участвовали в патриотической акции «Блокадная ласточка»
Слайд 7.
Во всех детских садах прошли мероприятия, посвященные ко Дню Защитников Отечества.
Слайд 8.
В феврале в нашем детском саду произошло значимое событие в гости к нам пришли участники СВО. Ребята с нетерпением готовились к встрече, читали стихи, пели песни. Гости в свою очередь рассказали о солдатских буднях, форме, боевом братстве, отваге. Не передать словами, как светились глаза дошкольников, ведь рядом были настоящие военные. Важность встреч неоценима в воспитании у детей патриотических чувств. В конце встречи дети подарили открытки, сделанные своими руками.
Слайд 9
Каждый год проводим праздник посвященный «9 мая»
У детей формируются простейшие представления о празднике День Победы. Дети возлагают цветы и венки к памятнику воинам–победителям. Участвовали в акции «Окна победы», «Голубь мира».
Слайд 10
Провели мероприятия «Мы помним - мы гордимся» Приуроченный к Дню героев Отечества «Сыны России»
В этом мероприятии участвовали дети старших и подготовительных групп. В ходе проведения мероприятии дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, герои, сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Пригасили ветеранов и тружеников тыла. Ребята подготовили стихи. Посмотрели презентацию о наших солдатах и военных частях, которые стоят на вооружении России.
Также была проведена беседа, посвященная светлой памяти первого Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова. В ходе беседы воспитанники познакомились с интересными фактами биографии, смотрели презентацию, слушали гимн Республики Башкортостан. Узнали о его добрых делах
Слайд 11
По Гражданско-правовому направлению в феврале прошла церемония посвящения старших дошкольников в отряд юных патриотов с целью воспитания чувств патриотизма и любви к своей Родине. Церемонию провел советник директора школы Габдрахимов Р.М.
Слайд 12, 13
В феврале среди детских садов был объявлен конкурс на лучший патриотический уголок. В каждой группе был оформлен патриотический уголок, где находится глобус, карта России, портрет президента ,портрет главы республики Башкортостан ,папки, плакаты и информационные стенды с Символикой России, подобраны дидактические игры: «Символы России», «Военная техника», «Найди флаг России» и др.; иллюстрации для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрёшка», «Государственная символика России», «Природа нашего края.
Слайд 14,15
В нашем детском саду мы создали мини музей. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Музей помогает нам приобщать детей к истокам народной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее можно и потрогать. Мини-музей можно посещать каждый день, брать в руки экспонаты и рассматривать.
Виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее:
- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;
- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр;
- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения;
- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия;
В течение года воспитанники с большим удовольствием посещают музей и знакомятся с представленными экспонатами. Такие экскурсии в музей вызывают огромный отклик у детей, формируют представления об историческом прошлом родного края.
С целью приобщения воспитанников к народной культуре, формирования знаний о национальных традициях проводим фотовыставки и выставки детских и семейных работ, посвящённые различным праздникам. В декабре проведена выставка газет от группы «Как мы ёлку наряжали». Дети, родители, педагоги с большим интересом приняли активное участие в данном мероприятии.
С целью пополнения музея новыми экспонатами проводилась акция «Подари музею экспонат». В дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении. Педагоги дополнили музей альбомами: мое село, герб моей семьи, растение нашего края, животные нашего леса, знаменитые земляки, наши герои земляки СВО, народные игры башкир, национальный костюм-наследие моего народа, музыкальные инструменты башкир и татар.
В пополнении музея нам помогли и сотрудники филиалов.
Для развития и формирования у детей интереса к народной культуре и истории русского народа воспитатель Идиятова Э.А. реализовала проект «Куклы наших пробабушек». Ребята познакомились с историей возникновения тряпичных кукол, их видами и названиями, рассмотрели их наглядно. Дети с интересом слушали и задавали много вопросов. Далее изготовили тряпичную «Куклу-оберег» и вместе сделали вывод, что каждая такая куколка, сделанная своими руками достойна внимания и восхищения!
Благодаря работе музея дошкольники получают представление о малой Родине, традициях, истории своего родного края. Музей значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с краеведческим образованием дошкольников. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект.
Значение музея в воспитании ребенка велико. «Диалог» с музеем развивает у детей патриотические, духовно-нравственные качества, формирует представление о предметном мире, развивает речь ребенка.
В музыкальном зале, помимо музея, мы организовали несколько выставок: куклы наших прабабушек, куклы в национальных костюмах. Организовали выставку по нравственно- патриотическому воспитанию, в котором находятся дидактические игры, мини книжки, пособия и лепбуки, сделанные педагогами.
Слайд 16
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. С этой целью проводятся экскурсии по родной деревне и в краеведческий музей.
Слайд 17,18 Культурно-патриотическое направление
В марте месяце совместно с сотрудниками СДК провели народные праздники «Масленица» и «Каргаботкасы» (Грачиная каша). Дети с удовольствием принимают участие на таких мероприятиях. Они знакомятся с историей возникновения праздника, традициями и обычаями нашего народа.
Слайд 19
Каждый год по спортивно-патриотическому направлению воспитанники подготовительной группы принимают участие в сдаче норм ГТО, который проводится в спортивном зале школы. Также наши воспитанники принимают активное участие в полиолимпиаде «Мы гагаринцы!»
Слайд 20
По духовно-нравственному в течении года в детских садах проводятся инсценирование народных сказок. Этим мы воспитываем доброту, любовь к окружающему миру.
Слайд 21
Исходя из опыта работы можно сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице;развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к народным традициям; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины; расширению представлений о России, ее столице; знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.