ДОКЛАД НА ТЕМУ: ?ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ОБЛАСТИ ?ИСКУССТВО? Подготовила: Серобабина Е.Б. учитель ИЗО МОУ ?СОШ№8? ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ОБЛАСТИ ?ИСКУССТВО? ?Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитывать эстетически? Фридрих Шиллер Особая роль в воспитании ребенка принадлежит искусству. Ведь эстетическое воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано раскрытие способностей каждого ученика, чтобы стать конкурентно способной личностью в современном высокотехнологичном мире. Проблема развития творческих способностей школьников является одной из наиболее актуальных и востребованных современным обществом. Современный человек живет в мире, далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни. В геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменения социальная ситуация. Простого овладения некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. Задача современной школы и учителя состоит не только в том, чтобы дать ученикам как можно более глубокие знания по предмету, но и развить их творческие способности. То есть раскрыть в детях те качества, которые лежат в основе творческого мышления. Сформировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности стало приоритетной задачей современной школы. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего ?Я?, своей индивидуальности, единственной и неповторимой. Творческая личность представляет собой комплекс качеств и свойств, обеспечивающий индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможность самосовершенствования. Ученые–исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению. Как же выявить и развить творческие способности у детей на уроках изобразительного искусства? Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности, на мой взгляд, возможно только при условии творческого подхода самого учителя к процессу обучения. Я говорю о совместном поиске, о сотворчестве. В результате систематической и целенаправленной работы у детей постепенно формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, образное мышление, появляется положительная мотивация, направленная на поиск нового, нестандартного, оригинального. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все ученики класса. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом. На таких уроках я часто применяю нетрадиционные техники рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - как маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово ?нельзя?, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Уроки предметной области ?Искусство? – одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня именно учителю музыки, ИЗО, МХК, физкультуры и технологии. Когда ребёнок отправляется в школу, то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на искусствоведческих уроках? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть – чуть, но выше всего остального. Ценность искусства бесспорна и уникальна – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Цель предметной области ?Искусство? — силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность. Методика предмета направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. Программа предметной области ?Искусство? разработанная Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной, на мой взгляд, очень актуальна, интересна и многогранна, отвечает всем требованиям современной школы. На уроках предметной области ?Искусство? дети узнают о красоте природы, о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Учащиеся с огромным удовольствием знакомятся с видами колоколов и колокольного звона, постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве. Основные направления и воспитательные линии на уроках следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека. Все уроки предметной области ?Искусство? носят интегрированный характер, что даёт возможность учащимся равноценно воспринимать произведения искусства. Работа над духовно – нравственным воспитанием продолжается и во внеурочной деятельности. Подводя итог, хочу отметить, что искусство является незаменимым средством формирования духовного мира учащегося, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать, сострадать, стать частью творения и мысли автора.
Воспитательный потенциал уроков области "Искусство"