Долгосрочный проект
«Моя семья — моя радость!»
в подготовительной группе
Составила и реализовала в 2024 г. воспитатель группы: №3
Мостовая Е.Н.,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта
Семья
Тип проекта
Информационно – практико-ориентированный
По количеству
участников
Групповой
Возраст детей
6-7 лет
Продолжительность
Долгосрочный
Образовательная область программы
Познавательное развитие
Тематическое поле
Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.
Актуальность
1)В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2)Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4)В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5)Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблема
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель
Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Задачи
1)Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2)Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3)Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4)Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5)Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6)Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7)Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - диагностический
(январь)
2 этап - формирующий (февраль -ноябрь)
3 этап- обобщающий (декабрь)
Результат
1)Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3)Создана методическая копилка по данной проблеме.
4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Презентация проекта
Семейная гостиная на тему «Цветок семейного счастья», посвящённая Дню семьи
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Президент Российской Федерации объявил 2024 г. в стране «Годом семьи» в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.
Семья играет важную роль в формировании личности человека.
Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка.
В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, устанавливает нормы поведения.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
ЗАДАЧИ
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (март).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей логопедической группы, педагоги, родители и логопед. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, педагогами.
2 этап - формирующий (апрель-ноябрь)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (декабрь)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье.
с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; конкурсы; семейная гостиная.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
· метод сравнения.
· элементарный анализ.
· метод моделирования и конструирования.
· метод проектной деятельности.
· метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
· метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
· игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
· сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
· прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
· беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
· повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
· метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе «Истоки». Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья»
в подготовительной группе
Месяц
Тема
Организованная
деятельность
с детьми
Совместная деятельность
педагогов
и детей
Совместная
деятельность
с родителями
Консультативная
информация
для родителей
Анкетирование родителей и диагностика детей.
Январь «Труд в моей семье»
1.Познавательное развитие: «Кто построил новый дом»; «Для чего руки нужны»
2.Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». 3.Творческая речевая деятельность: 4.Представление рассказов собственного сочинения «Моя семья – это…» в группе сверстников.
Беседа на тему: «Кем работают мои родители» Творческая речевая деятельность: Рассказ детей на тему «Хочу быть как мама, папа».
Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»
Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»
С/Р игры: «Буровая», «Магазин», «Больница» Д/И «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии. Семинар – практикум «Родительское призвание».
Папка-передвижка: «Домашние обязанности». Выставка книг, фотоматериалов
Февраль
Мой папа -
Защитник Отечества
1.Познавательное развитие «Защитники Отечества», «Наша Армия»
2.Художественно - творческая деятельность. Аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание мозаика «Яхта моего папы»
3.Речевая деятельность Составление рассказа на тему «Наша Армия»
Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества на тему «Мой папа - солдат»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях
С/р игры на тему «Моряки», «Летчики»
П/и на тему «Всадники», «Самолеты»
Пальчиковая игра на тему «Капитан»
Игра – викторина для родителей «Звездный час»
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
Март
Моя мама
1.Речевая деятельность
ЧХП «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е. Благининой «Посидим в тишине»,
Л. Квитко «Лемеле хозяйничает, нанайской сказки «Айога»)
2.Художественно - деятельность. ИЗО: нетрадиционная техника рисования «Цветы для мамы»
3.Художественно- деятельность. Лепка «Ветка мимозы в подарок маме»
Беседы на тему «Что любит моя мама», «Мама глазами художников»
Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»
Настольный театр «Волк и семеро козлят»
Музыкально-дидактические игры на тему «Где мои детки?», «Мама и детки»
С/ р игры на тему «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
Рисование на тему «Поздравляем наших мам»
Конкурсная программа для детей и родителей, посвящённая Дню матери «Мать и дитя»
Праздничная газета «Пусть всегда будет мама!»
- «Семейное чтение» - (День рождения К.И.Чуковского)
Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «Подарим маме песенку»
Апрель
Моя семья
1.Познавательное развитие «Моя семья»
2.Художественно –развитие.
ИЗО «А у нас дружная семья!»
3.Речевое развитие «Расскажу вам о своей семье»
Беседы на тему «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи»
Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»
Рисование на тему «Моя семья»
Рассматривание картин на темы Т.Сорокина «Семья», Ю.Кугач «В субботу»
Драм. сказки «Репка»
П/Г на тему «Дружная семейка
С/р игры на темы «Семья», «Встречаем гостей»
Рисунки детей на тему «Познакомьтесь с моей семьёй»
- «Семейное творчество»
-фестиваль творческих семей «Наши руки не для скуки» (презентация поделок изготовленных руками мам, пап, бабушек и дедушек)
Консультация «Главные условия воспитания детей в семье»
Май
Наши имена и фамилии
Познавательное развитие «Наши имена и фамилии»
Эвристические беседы на тему «Моя родословная, «Я и моё имя»
Творческая Р/Д на тему «Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
Просмотр мультипл.фильма «Морозко», «Двенадцать месяцев».
Д/и на тему «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник «Придумай фамилию»
Графическое упражнение на тему «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды
«Семейные ценности и традиции» - Круглый стол «Семейные традиции в современном мире или всё начинается с семьи»
Папка-передвижка на тему «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»
Июнь
Родительский дом – начало начал
Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Мой дом» и «Береги свой дом»
Конструктивная игра на тему «Нарисуй и построй»
Д/и на тему «Стройка», «Разные дома»
Беседы на тему «История моего дома»,
«Мой дом - моя крепость»
Творческая Р/Д на тему «Мой день дома»
Рас.иллюстраций на тему «Семья дома»
С/р игры на тему «Новоселье», «Ремонт в квартире»
Игры драм. на тему «Кошкин дом», «Заюшкина избушка»
Обсуждение ситуаций на тему «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей»
П/И на тему «Строим дом»
Конкурс:
«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)
Фотовыставка: «Мой день в детском саду»
Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»
«Семейный досуг» - игровой практикум «Все мы родом из детства»
Консультация:
«Как дети создают конфликты между родителями»
Буклеты:
«Роль матери и отца в воспитании»
Июль
Профессии моих
родителей
1.Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Кто построил новый дом»
2.Художественно - деятельность.
ИЗО на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Эвристическая беседа на тему «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»
Ч/П С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»
Рас.иллюстраций на тему «Папина профессия»
С/р игры на тему «Водители», Поезд
Д/и на тему Назови профессии, «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Творческая Р/Д: составление рассказа на тему «Хочу быть как мама, папа»
«Семейное творчество» - художественная мастерская «Ромашка – символ верной, красивой любви»
Празднование «Дня семьи, любви и верности»
Мини – проект
на тему «Самый лучший
рецепт семьи» для создания кулинарной
энциклопедии
Август
Мы помощники
Социально - коммуникативное развитие «Маленький, да удаленький»
Эвристическая беседа на тему «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке»
Просмотр мультипл.фильма «Федорино горе», «Марья – искусница»
Игра - имитация на тему «Мамины помощники»
С/р игры на тему «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».
П/И на тему «Три Катюшки» «Помощник»
Работа с крупами «Поможем бабушке рассортировать семена для
посадки»
- «Семейное селфи»
- садовский
фотоконкурс
«Как мы летом
отдыхали»
-«Семейный досуг» -спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивная семья»
«День открытых дверей»
для родителей
Презентация проекта-
Семейная гостиная,
посвящённая Дню семьи
«Цветок семейного
счастья
Сентябрь
Члены моей семьи
1.Познавательное развитие «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной»
2.Художественно - деятельность. Мастер – класс по изготовлению праздничной открытки для мамы
3. Художественно –развитие.
ИЗО «Портрет моей мамочки»
Эвристическая беседа на тему «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди»
Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?»
Чтение произведений Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения
Творческая речевая деятельность Р/Д на тему «Письмо бабушке и дедушке
Игровая ситуация на тему «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные»
Игра драм. «Три поросенка
Октябрь
Семейные традиции и обычаи
1. Познание
«Чем занимаются в вашей семье»,
«Традиции и обычаи моей семьи»
2. ИЗО
Выставка рисунков
«Праздник в нашей семье»
3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»
Беседа на тему: «Как вы понимаете слово «традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».
Рассм.репродукции:
З. Серебряковой « За завтраком»
С/Р игра: «Встречаем гостей»
Книга семейных рецептов
Чтение сказок«Кукушка»,
«Гуси-лебеди» «Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
П/И: «Моя семья»
«Встречаем гостей»
беседы по картинкам
«Какая у меня семья».
Р.картин:Т.Сорокина «Семья»
Драмат.сказки: «Репка
Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини -проект: «Герб моей семьи»
-Празднование «Дня отца»
-«Семейный вопрос» - круглый стол «Роль семьи в воспитании ребёнка с ОВЗ»
Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье»
Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»
Привлечь родителей к сбору материалов необходимых для реализации проекта.
Презентация проекта-
«Родословная моей семьи»
Папка-передвижка:
«Традиции и обычаи семьи».
Ноябрь
Дом в котором мы живём
1. Познание
«Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной»
2. Портреты детей из солёного теста:
«Приятно познакомиться»
3.ИЗО (Аппликация): «Дом моей мечты»
Чтение произвед.: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
Д/И:«Родство»
Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках.
Творческая речевая деятел.: «Письмо бабушке и дедушке»
Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные».
Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».
Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы.
Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»
Мини - проект: «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе
-Празднование «Дня матери»
- «Семейные отношения» - Семинар практикум «Азбука семейного общения и искусство похвалы»
Папка-передвижка на тему «Обращение ребёнка к родителям», «День матери»
Буклеты: «Здравствуйте, дорогие мои»
Декабрь
Ты и твое имя
1. Познание
«Тайна твоего имени и фамилии»
Беседа на тему: «Что означает твоё имя?»,
«Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная».
Творческая р.деятельность:
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
Просмотр мультипл. фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев».
Д/И: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»
Графическое упраж.: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»
Чтение произвед.: «Общительные сказки»Т.А.Шорыгина
Участие родителей в улучшении развивающей среды Мини - проект:
«Генеалогическое древо моей семьи».
Папка-передвижка:
«Роль фамилии в жизни человека»
Буклеты:
«Основные заповеди «здоровой семьи»
Анкетирование родителей и диагностика детей.
В течении года:
- «Семейные ценности и традиции» - «Выставка семейных реликвий» (дети приносят значимую семейную вещь и презентуют её в группе)
- «Букроссинг» - обмен книгами между детьми в группах»
- Консультации для родителей и опекунов по вопросам прав детей и детско-родительских отношений, другим возникающим вопросам.
- Создание группового фотоальбома «Я и моя семья»
- Создание в группах «Дневника добрых дел» или «Дерева добрых дел»