Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБОУ РК «КУВКИЛИ» от «____» _______ 20___ г.

Протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РК «КУВКИЛИ» _______________

«___» ___________20___г.

М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«АКТЁРСКОЕ МАСТРЕСТВО»

Направленность - художественная

Срок реализации программы - 3 года

Вид программы - модифицированная

Уровень программы базовый

Возраст обучающихся – 6,5 17 лет

Составитель – педагог

дополнительного образования

Голубова Анастасия Димитриевна

г. Керчь - 2024

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой общеобразовательной общеразвивающей программы предмета «Актёрское мастерство», являющейся одной из общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования ГБОУРК «КУВКИ Лицей искусств», является:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Фе

дерации на период до 2024 года»

;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проекта

м (протокол от 24.12.2018 № 16)

;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Фед

ерации от 29.05.2015 г. № 996-р

;

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;

Федеральный проект «Успех каждого реб

енка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу

заседания

проектного комитета

по

национальному

проекту

«Об

разование» от 07.12.2018 г. № 3

;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития доп

олнительного образования детей»

;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/201

5 (с изменениями на 10.09.2019);

Локальны

е

акт

ы

ГБОУ РК «КУВКИЛИ»;

Устав

ГБОУ РК «КУВКИЛИ»

;

Программа является модифицированной и составлена на основе Общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования ГБОУ РК "КУВКИЛИ".

Направленность программы – художественная.

Актуальность программы состоит в том, что важную роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей в развитии творческой индивидуальности, активности учащихся. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Новизна данной общеобразовательной программы состоит в том, что она впервые вводится в программу модулей «Хоровое пение» и «Хореографическое творчество», нацелена на применение различных практик и тренингов, на формирование у учащихся навыков сольной и коллективной сценической работы.

Отличительная особенность данной общеобразовательной программы заключается в том, что интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали). Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она обеспечивает сохранение целостности образовательного пространства учреждения и его специфики, определяет главный результат педагогического процесса — обеспечение достижения обучающимися уровня эстетической образованности, предоставляет возможность творческого роста каждому обучающемуся, а также является основой социализации личности и ее профессионального самоопределения.

Адресат программы обучающиеся учебно-воспитательного комплекса-интерната-лицея искусств в возрасте с 6,5 до 17 лет.

Набор учащихся осуществляется с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к театральному виду деятельности (чтецкий материал, выполнение этюдов, собеседование). Учащиеся также могут включиться в освоение дополнительной образовательной программы на любом этапе обучения при наличии умений и навыков для освоения программы данного этапа обучения и на основании проверки знаний (тестирование, опрос, практические задания).

Объем и сроки освоения. Срок реализации программы - 3 года. На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проходят в форме урока по 45 минут.

Форма обучения – очная, возможно применение дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является как групповое, так и индивидуальное учебное занятие, в которое включается теоретический блок подачи учебного материала и практический блок. Обязательно на всех занятиях проводятся актерские тренинги. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации образовательной деятельности: занятия малокомплектными группами и индивидуально для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. Также при реализации программы могут быть использованы конкурсно – игровые программы, мастер – классы, концерты и обязательно спектакль.

Режим занятий. Занятия проходят в очной форме на базе музыкально-хореографического отделения. Групповые занятия в 1-ом классе проводятся на базе дошкольного отделения. В 1-х классах продолжительность урока в I полугодии – 30 минут, во II полугодии – 40 минут, с 2-го класса установлена продолжительность урока – 45 минут, перемена – 10 минут.

При составлении расписания групповых и индивидуальных уроков учащихся учтён рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы развитие творческой индивидуальности, активности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей, удовлетворение эстетических потребностей.

Задачи программы

Образовательные:

обеспечить организационно-педагогические условия для поддержки обучающихся в

обучении и

развитии их творческого потенциала;

создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей;

с

оздать необходимые условия для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения

Личностные:

сформировать и развить творческие способности обучающихся через активную образовательную и кон

цертно-сценическую деятельность:

воспитать грамотного слушателя и цен

ителя произведений

театрального

искусств

а

;

привить любовь к искусству во всех его проявлениях

Метапредметные:

развить

мотиваци

ю

к

исполнительской

деятельности;

привить обучающимся потребность в саморазвитии, в поиске и реализации себя;

обучить самостоятельности и целеустремленности.

1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Воспитательная работа в рамках программы предмета «Актёрское мастерство» дополнительного образования ГБОУ РК «КУВКИЛИ» направлена на воспитание у обучающихся бережного отношения к многонациональной культуре и традициям народов РФ, воспитанию чувства патриотизма, бережного отношения к культуре своей малой Родины и культурному наследию других стран и народов.

Предполагается, что различные виды учебной и концертной деятельности приведут к повышению культурного уровню обучающихся, сформирует стойкий интерес к театральным занятиям и мотивирует к достижению высокого уровня знаний и творческих успехов.

Для решения поставленных воспитательных задач учащиеся привлекаются, помимо учебной деятельности, к подготовке концертного тематического и патриотического репертуара, к участию в различных акциях, тематических мероприятиях, концертах, разноуровневых конкурсах и фестивалях.

Обучающимися по общеразвивающей общеобразовательной программе предмета «Актёрское мастерство» в 2024/2025 уч. году планируется участие в таких конкурсах:

республиканский

открытый фестиваль «

Язык-душа народа

»

;

Большой всероссийский фестиваль

детского и юношеского творчества среди учащихся общеобразовательных учреждений

Планируется участие в следующих школьных мероприятиях: в концертах, посвященных Международному Дню музыки, Дню учителя, Дню матери, Международному женскому дню, Дню победы, праздниках «Посвящение в прекрасный мир искусства», тематических концертах, отчетных концертах лицея искусств.

1.4. Содержание программы

Таблица 1

Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы предмета «Актёрское мастерство»

3 года обучения

Тема

Всего

1.Вводное занятие

3

2. Театральная игра

21

3. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С. Станиславского:

10

4. Сценическая речь

16

5. Сценическое движение

16

6. Танец, пластика

10

7.Предлагаемые обстоятельства

10

8.Работа над драматургическим материалом

8

9.Индивидуальные и групповые этюды

10

Всего:

102

Учебный график

Предмет

Месяца

IX

X

XI

XII

I

II

III

VI

V

Актёрское мастерство

Контр.

урок

Контр.

урок

Контр.

урок

Контр.

урок

Концерт для родителей

Предмет «Актерское мастерство» в цикле предметов образовательных программ модулей «Хоровое пение» и «Хореографическое творчество» формирует определённые актерские исполнительские знания, умения и навыки, знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия, способствует творческому выявлению потенциала учащихся вокально-хорового и хореографического отделения лицея искусств.

Реализация предмета с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных и поэтических произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкального, танцевального, сценического).

Важной задачей всех разделов предмета «Актёрское мастерство» является принципиальная нацеленность занятий на формирование актёрских умений юных исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие и сценическую пластику.

«Сценическая пластика» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области актерского мастерства. Образовательное и воспитательное значение физической пластики огромно. Оно развивает телесные возможности, позволяя свободно владеть своим телом, выразительно двигаться, а также способствует общему оздоровлению. В плане эстетического развития ребёнка пластическая образность расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия сценической пластикой подразумевают общее физическое развитие – развитие мышечного аппарата, сценического движения, развитие координации движения, фантазии и воображения, умение выражать через движение свои чувства и мысли.

Изучение данной общеобразовательной программы призвано развивать интерес обучающихся к театральному искусству и сформировать комплекс определенных умений и навыков. Освоение материала позволяет учащемуся самостоятельно накапливать репертуар из театральных произведений различных стилей и направлений. Обучение по данной программе отличается индивидуальным подходом к учащемуся, а также в подборе методов и приемов обучения, направленных на реализацию творческих возможностей всех обучающихся, желающих освоить театральное искусство.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются такие виды контроля знаний и умений учащихся:

текущий – осуществляется посредством наблюдения и оценивания деятельности обучающегося в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях.

1.5. Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

- наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся должны уметь:

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями;

- способность проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Режим работы музыкально-хореографического отделения обеспечивает организацию здоровьесберегающего образовательного пространства и составлен в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Сроки и продолжительность учебного года, каникул определяются календарным учебным графиком учреждения.

Учебный год начинается 1 сентября 2022 года, оканчивается 24 мая для 1-х классов и 26 мая 2023 года - для 2-11 классов.

Продолжительность учебного года

Даты начала и окончания учебного года

Дата начала учебного года: 02 сентября 2024 года.

Дата окончания учебного года: 26 мая 2025 года.

Продолжительность учебного года

Продолжительность учебного года:

1-е классы – 33 недели;

2–4-е классы – 34 недели.

Сроки и продолжительность каникул 2024/2025

1-е классы

Каникулярный период

Дата

Продолжи

тельность

Начало

Окончание

Осенние каникулы

26.10.2024

04.11.2024

10

Зимние каникулы

29.12.2024

12.01.2025

15

Дополнительные каникулы

15.02.2025

24.02.2025

10

Весенние каникулы

29.03.2025

06.04.2025

9

Итого

44

2–11-е классы

Каникулярный период

Дата

Продолжи

тельность

Начало

Окончание

Осенние каникулы

26.10.2024

04.11.2024

10

Зимние каникулы

29.12.2024

12.01.2025

15

Весенние каникулы

29.03.2025

06.04.2025

9

Итого

34

График занятий

Для учащихся классов определена пятидневная рабочая неделя.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеразвивающей программы предмета «Актёрское мастерство», 3 года обучения, не превышает величину недельной образовательной нагрузки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, что соответствует нормативным требованиям СанПиН.

В 1 классе с учетом процесса адаптации детей к условиям обучения, занятия по актёрскому мастерству имеют следующую продолжительность: I и II четверть урок 30 минут, в III и IV четвертях - 35 минут. Обучение проводится как на базе дошкольного отделения, так и в учебных классах музыкально-хореографического отделения в соответствии с программной нагрузкой и утверждённым расписанием занятий. Групповые и индивидуальные занятия проводятся после динамической паузы и после обеда.

Учебные занятия на музыкально-хореографическом отделении начинаются в понедельник в 8:20 часов, в остальные дни (вторник – пятница) – в 13:45 часов, продолжительность урока 45 минут, продолжительность перемены – 5 минут.

Утверждено следующее расписание звонков по урокам и длительность перемен с учетом СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Понедельник Вторник-пятница

Начало

урока

Окончание

Урока

Длительность

перемены

8.40

9.25

5 мин

9.30

10.05

5мин

10.20

11.05

5 мин

11.10

11.55

13.45

14.30

5 мин

14.35

15.20

5 мин

15.25

16.10

5 мин

16.15

17.00

5 мин

17.05

17.50

5 мин

17.55

18.40

Начало

урока

Окончание

урока

Длительность

перемены

13.45

14.30

5 мин

14.35

15.20

5 мин

15.25

16.10

5 мин

16.15

17.00

5 мин

17.05

17.50

5 мин

17.55

18.40

2.2. Условия реализации программы

Кадровый потенциал для реализации общеобразовательной общеразвивающей программы предмета «Актёрское мастерство» дополнительного образования ГБОУ РК «КУВКИЛИ» - 1 педагог дополнительного образования. Уровень компетенций педагогов соответствуют требованиям Профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Материально-техническое обеспечение. Занятия по программе предмета «Актёрское мастерство» проходят в 1 классе на базе дошкольного отделения и на базе музыкально-хореографического отделения лицея искусство 2 класса).

Для занятий по программе предмета «Актёрское мастерство» имеются 2 кабинета, один для индивидуальных занятий, второй для групповых. Имеется 2 экрана и 2 проектора. Музыкальный актовый зал на 50 мест для проведения концертов и праздников.

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебный процесс проходит в форме очных занятий. В обучении используются словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный методы обучения и такие методы воспитания, как увлечения, поощрения, стимулирования, мотивации, убеждения, метод личного примера.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные занятия, мелкогрупповые занятия (от 2-х человек), групповые занятия (от 5-ти человек), сводные (массовые) репетиции. Состав групп постоянный. Виды занятий – теоретические, практические, комбинированные.

Возможные формы организации учебного занятия: практическое занятие, тренинг, репетиция, беседа, теоретический анализ, открытый урок, концерт, экзамен.

Педагогические технологии - технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио.

2.3. Формы аттестации

Для оценки текущей успеваемости обучающихся по программе предмета «Актёрское мастерство» ГБОУРК «КУВКИЛИ» используется бальная система: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 -неудовлетворительно, а также на недифференцированном зачете (зачет/незачет) осуществляются контроль знаний, умений и навыков обучающихся.

Для промежуточной аттестации осуществляются контрольные мероприятия в форме академических концертов, технических зачетов, контрольных уроков, экзаменов, творческих отчетов. Промежуточная аттестация является неотъемлемой частью учебного процесса, обязательна для всех обучающихся музыкально-хореографического отделения. Промежуточная аттестация проводится для определения результативности освоения программы и призвана отражать достижения цели и задач данной образовательной программы. Формами аттестации могут быть: технический зачет, академический концерт, отчетный концерт, внутришкольный конкурс, экзамен.

Таблица 2

Критерии оценивания

5 (отлично) - учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, проявляет трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу;

• 4 (хорошо) уч-ся имеет интерес к предмету в целом, при некоторых неточностях и погрешностях в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;

3 (удовлетворительно) - работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, небрежен, интерес к предмету выражен слабо;

2 (неудовлетворительно) - ставится, если работа совсем не выполняется, творческая инициатива учащегося отсутствует, учащийся невнимателен, интереса к предмету нет.

По всем остальным программам результаты аттестации фиксируются в журналах педагогов, в журналах академических концертов и технических зачетов, в индивидуальных планах учащихся. Выставленные оценки или оценивание в виде зачета (без выставления оценки) должны отражать уровень знаний и умений учащихся на фоне планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозаписи концертных и конкурсных выступлений, грамоты, дипломы, обучающихся, новостная информация на сайте учебного заведения, годовые отчеты отделений, отчеты по достижениям солистов и творческих коллективов музыкально-хореографического отделения.

Формы контроля.

Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии; определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих обучение; позволяет педагогам подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.

Промежуточный контроль - проводится по окончании изучения темы, в конце учебной четверти, полугодия, года. Данным видом контроля изучается динамика освоения предметного содержания обучающимся, динамика его личностного развития.

Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе с целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих возможностей, определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее обучение.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

1) текущие оценки работы ученика на занятиях;

2) результаты контрольных уроков;

3) оценка выступления на академическом концерте или экзамене;

4) участие в концертах и мероприятиях, участие и победы в конкурсах на протяжении обучения.

При прохождении итоговой аттестации по предмету, выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- простые элементы работы актера над ролью;

- 10-15 произведений русских поэтов;

- теоретические основы сценической речи;

- упражнения по артикуляционной гимнастике;

- правильно выполнять упражнения актерского тренинга и выполнять тренинги в группе;

- самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;

- правильно выполнять упражнения на укрепление полученных знаний по дыханию, голосу;

- представлять движения в воображении и мыслить образами;

- элементами внутренней техники актера;

- элементами одиночного и парного равновесия;

- понятием «подтекст» и «текст»;

- схемой построения сценического этюда.

По окончании программ углублённого уровня предусмотрены выпускные экзамены, положительные (5,4,3) оценки на которых свидетельствуют об успешном завершении выбранного курса обучения.

2.4. Список литературы

1. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для академического бакалавриата / ответственный редактор А. В. Золотарева. - 2-е изд., испр. И доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2019.—267 с.-(Университеты России).-18БК 978-5-534-06301-1.-Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].- URL: https://urait.ru/bcode/436482 (дата обращения: 04.03.2021).

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/, свободный. - Загл. с экрана.

3. Кулакова Е.В., Адамян Е.И., Колосова Е.Б. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е.В. Кулакова, Е.И. Адамян, Е.Б. Колосова; отв. за вып. М.А. Симонова - Москва: РУДН, 2019. - 40 с.

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / авт.-сост.: И.А.Рыбалева. - Краснодар, 2016. - 41 с.

5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1.metodlaboratoria-vcht.ru/ ld/3/308 NP Obrazovanie.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

6. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/413906885, свободный. - Загл. с экрана.

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. От 17.02.2021 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. - Загл. с экрана.

8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями на 31 июля 2020 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://docs.cntd.ru/document/901713538, свободный. - Загл. с экрана.

9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe- obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k- programmav-dop.html, свободный. - Загл. с экрана.

10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 253132/, свободный. - Загл. с экрана.

11. Попова И. Н. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/33733781-Metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-dopolnitelnyh- obshcheobrazovatelnyh-obshcherazvivavushchih-programm.html, свободный. - Загл. с экрана.

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/72116730/, свободный. - Загл. с экрана.

13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. - Загл. с экрана.

14. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. - Загл. с экрана.

15. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности: методические рекомендации / авт.-сост.: А. В. Кисляков, Г. С. Шушарина. - Челябинск : ЧИППКРО, 2018. - 64 с.

16. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://dop■edu■щ/upload/fileapi/c5/7c/c57c1c89-31e7-4f46-811c- e45c28a3c501.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. - Загл. с экрана.

18. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»- ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://metodlaboratoria.vcht.center/npb, свободный. - Загл. с экрана.

19. Филатова, М. Н. Методические рекомендации по разработке и оценке качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / М.Н. Филатова, Л.Н. Буйлова. - М. : ГАОУ ВО МИОО, 2016. - 196 с.

Методическая литература

Андрачников, С.Г. Теория и практика сценической школы. М., 2006.

Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 2004.

Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М., 2001.

Гиппиус, З.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.: Искусство, 2002.

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебник для ВУЗов. СПб.: Лань, 2020.

Когтев, Г. В. Грим и сценический образ. М.: Советская Россия, 2006.

Курбатов, М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

Макаренко, А.С. Общение с трудными детьми. М,: АСТ, 2000.

Новицкая, Л.П. Тренинг и муштра. М., 2002.

Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ Пьесы.

М.: Просвещение, 2006.

Станиславский, К.С. Работа актера над собой. М., 1989.

Смирнов, Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога. М.: Социум, 2000.

Суркова, М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. С.: СГАКИ, 2009..

Товстоногов, Т.А. Зеркало сцены. Том 1-2. Л.,1980.

Щуркова, Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 2005..

Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.:, 2014.

Эфрос, А.В. Профессия: режиссер. М., 2000.

Эриксон, Э. Детство и общество М.: Университетская книга, 1996.

3. Приложения

Приложение 1

3.1 Требования к поступающим в класс актёрского мастерства

Форма проведения индивидуального отбора поступающих с целью обучения театральному искусству: прослушивание с целью выявления способностей, предрасположенности к театральному виду деятельности, выявлению индивидуальных качеств детей.

Поступающий в класс актёрского мастерства должен иметь необходимые сценические данные, обладать способностью к образному и логическому мышлению, творческим воображением, эмоциональной возбудимостью. Обязательно отсутствие существенных органических недостатков речи и голоса.

На индивидуальном отборе поступающий проходит прослушивание в следующем порядке:

• беседа с ребенком (рассказ о себе и своих увлечениях);

• сценическая речь: исполнение басни, рассказа, стихотворения,

отрывка из прозы (одно произведение любого жанра на выбор наизусть)

• актерское мастерство: поступающему даются упражнения (задания) в

предлагаемых обстоятельствах на раскрытие творческого воображения,

способности к образному мышлению, эмоциональной возбудимости.

Прослушивание выявляет наличие у поступающего:

• эмоциональной отзывчивости;

• ритмического чувства;

• музыкального слуха;

• памяти;

• координации;

• особенности: речи, мышления, физиологических данных.

Особое внимание обращается на физическое и психическое здоровье ребёнка.

Критерии и система оценок: сценическая речь и актерское мастерство оцениваются по следующей шкале:

• высокий уровень — соблюдены все требования и выполнены все задания, за исключением небольших неточностей;

• достаточный уровень — допускается 2-3 ошибки;

• удовлетворительный уровень - допускается 3-4 ошибки;

• неудовлетворительный уровень - 4 ошибки и более.

Ведение фото и видеосъемки в аудитории, где проводится прослушивание поступающего, не разрешается.

Предметные результаты обучения

На все 3 года обучения:

- понятие сценический образ, создание сценического образа, психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа;

- понятие о внимании, объекте внимания, особенности сценического внимания, значение дыхания в актерской работе;

- понятие оценки, оценка как отношение к образу, возникшее на сцене;

- чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой;

- понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер);

- понятие дыхание, правила при выполнении дыхательной гимнастики;

- понятие гласные звуки, гласный звукоряд, согласные, согласные свистящие и шипящие;

- развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра, инерции движений;

- понятие о сценическом оправдании, понятие о предлагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера;

- понятие этюд, виды этюдов;

- работа над ролью, создание сценического образа, атмосфера. Работа на сцене этюдным методом.

Приложение 2

3.2. Сценарий к 9-му мая «Поклонимся великим тем годам»

Открывает концерт ансамбль «Лицей»

«От героев былых времен»

На сцену выходит Руслана, с очень старой тетрадкой, садится и просматривает её, за ней выходит Полина, с альбомом для рисования в руках

Полина: Ты не видела мои карандаши, хочу пойти порисовать (увидела, что сестра, что-то читает). Ой, что это у тебя такое старое, порванное?

Руслана: Сестрёнка, не стоит так говорить, это очень ценная вещь. Это дневник, нашего прапрадедушки. Здесь, он записывал события, которые происходили с ним во время войны. А ведь знаешь, как было опасно вести дневник в то время.

Полина: Ничего себе, а я и не знала. И, что ты там прочитала?

Руслана: К сожалению, многое разобрать не получается, но пойдем расскажу тебе, что уже прочитала.

«Родничок» - «Прадедушка»

Ансамбль скрипачей

Звучит голос из-за кулис

Руслана: Утро 17 июня 1942, было какое-то пустынное, словно подметенная комната, без людей, серое. Поле, которое совсем недавно разрывалось от выстрелов и взрывов, оно стояло в абсолютной тишине. Чувствовалось, какое-то странное напряжение.

«Родник» - «Полюшко-поле»

Выходят девочки на сцену

Полина: От того, что здесь описывается, мне становится так страшно…

Руслана: А представь, как было страшно их родным матерям, которые с болью, со слезами и криком, отправляли своих сыновей на фронт. А им, ничего не оставалось, как только пообещать вернуться… (отдаёт дневник Полине, она уходит)

Стихотворение «Уходит сын на фронт»

Уходит сын, на фронт, прощаясь с мамой,
Обняв её покрепче, говорит:
«Не будь родная грустной и печальной,
Меня твоя молитва сохранит.
Вернусь в наш дом, как вы с отцом мечтали,
Вернусь как пара белых журавлей.
Ты лишь не плачь и не таи печали,
Вернусь я мама с шумом тополей».
Пусть жизнь к нам повернулась испытаньем
И в день прощальный, в первый раз,
Я понял, что с надеждой, с ожиданьем
Вернусь домой, с победою за вас!
Уходит сын, на фронт, прощаясь с мамой,
Обняв её покрепче, говорит:
«Не будь родная грустной и печальной,
Меня твоя молитва сохранит».

Ансамбль виолончелистов - «Дорога»

Звучит голос из-за кулис

Руслана: 14 сентября 1943, получил письмо от своей любимой. И понимаю, сколько невзгод, моя родная, перенесла. А уже не раз и не десятки раз вспоминаю ее. Вспоминаю наше село, где мы жили полной жизнью, а теперь там все поругано, все разрушено.

Стихотворение «Письмо любимому на фронт»

Замира: Здравствуй любимый, нежный, единственный мой.
Я дождусь тебя, сколько бы не длилась разлука!
Скоро Победа и ты вернешься домой.
Закончится неизвестности жгучая мука.
Я приехала, жду тебя в доме твоем.
В нем сохранила все, что сердцу дорого было.
Милый, я верю мы скоро будем вдвоем.
Знай мой любимый, я жду тебя, я не забыла!
Я знаю, что сейчас ты в окопе сыром
Перечитаешь письмо мое перед атакой.
Я знаю мой любимый, мы будем вдвоем
Победа близка и у меня нет больше страха.
Милый, люблю тебя беззаветно и жду.
Ты жизнь моя, радость, свет, мое вдохновение.
Увидеть вновь живую улыбку твою.
Я хочу наяву, а не в сновидениях.

Хореография

-

«Синий платочек»

и стихотворение «Музыка вальса»

Под конец танца, выходит Полина, хореографы остаются на сцене и продолжают немного вальсировать

Полина: Видела сегодня в школе старшеклассников, как они танцевали вальс. И, опять вспомнила дневник, вспомнила то время и подумала, а ведь кто-то так и не дотанцевал свой школьный вальс.

Музыка вальса, все кружатся в танце.
Школьная форма, шаги невпопад. (звучат выстрелы, хореографы замирают)
Вдруг, словно громом, разрезало стены:
Выкрикнул кто-то: "Ребята, война!"
Перед глазами прощания сцена.
Школьников бывших ведет старшина.
Пули проносятся над головами.
В мыслях несется лишь: "Надо ползти!"
Надо помочь всем своими руками
Жизнь человека ведь надо спасти.
Быстро сменяются дни и недели.
Месяцы ровной бегут чередой.
Ждали победы, мечтать и не смели,
Как все вернутся однажды домой.
Снова музыка вальса, все кружатся в танце.
Море улыбок, цветов аромат.
Стучат сапоги в ослепительном глянце
По мостовой: в честь победы парад. (хореографы оживают)

«Жемчужина» - этюд из солдатской пляски

Номер инструменталистов

После номера звучит школьный звонок, выходит Полина с дневником и её одноклассницы

Первая: Вот это вещь, она столько лет хранилась.

Вторая: И должна храниться еще многие и многие годы, передаваясь из поколения в поколение.

Третья: Все, что здесь написано, об этом мы должны знать и всегда помнить. (выбегают мальчики, резко забирают дневник)

Первый: Что это у вас такое?

Полина: Верните! Это дневник моего прапрадедушки, со времён войны.

Второй: Войны? Это что, он записывал, всё что с ним происходило в то время?

Полина: Конечно!

Третий: Прости, мы не знали. Такая вещь, имеет огромную ценность и большую историю.

Руслана: Правильно, историю, которую каждый из нас должен чтить! И быть благодарным нашим прадедам и всем, кто отдал свою жизнь, за нашу!

Ты помни в 9-ое мая
Всех тех, кто когда-то сражался,
Чтоб жил ты, войны не зная,
Чтоб мир на земле не кончался!
Первая: Пусть никогда не гаснет память
О страшных тех годах войны,
О том, как землю защищали
Мужчины, деды и сыны,
Первый: О том, как гордо рдело знамя,
И пламенели их сердца,
Как шли они к Победе прямо,
Жизнь отдавая до конца.
Вторая: Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Второй: Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Третья: Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Третий: А теперь, мы все живём на этом свете
И благодарим, солдаты, вас
За наше детство на планете,
За жизнь, что есть у нас сейчас!
Полина: Сегодня май пришёл, звенит весна так ярко,
Победа славная пришла к нам с верой жаркой,
Пусть мир царит всегда, желаем вам,
И мы поклонимся, великим тем годам! (вместе)

Закрывают концерт хор девочек «Колибри» и солист А.Степаненко

Звучит песня

«Поклонимся великим тем годам»

Сценарий праздника
«Посвящение в прекрасный мир Искусства»

Место проведения: зал лицея искусств.

Дата и время: 19.12 16:00

В ролях: Зимушка-Зима – Голубова А. Д.
Святой Николай – Новиков В.А.
Девочка, которая не верит в чудеса – Решетняк Полина
Её друзья – Подковская Соня, Нестеренко Кира
Вьюги и снеговики – хореография

Второклассники, учащиеся всех классов музыкально- хореографического отделения, педагоги

Приглашены: родители второклассников, педагоги, все желающие.

Звучат фанфары №1
Голубова М.Л. приветствует собравшихся и приглашает второклассников Звучит песня №2 «Новогодняя»
дети под аплодисменты рассаживаются в зрительном зале

Звучит новогодняя мелодия №3

(Полина, подходит к ёлке)

Полина: Ёлку нарядили, все бегают, суетятся, готовятся к праздникам. (кривляя) А, я, не хочу никаких праздников! (злостно) Всё это, так называемое волшебство, чудеса, ну смешно же! А еще, самый первый из праздников это день Святого Николая. Да, тот самый чудотворец, который послушным детям приносит подарки, ну какие же все это выдумки. (вздыхает, садится) Скучно так, неинтересно, аж спать хочется. (зевает, как будто засыпает)

(Приглушается свет, включается волшебная музыка № 4, на фоне говорит голос)

Голос: Спи, спи, и слушай сказку о старинных временах
Чудотворце Николае и больших его делах.
Если добрым и послушным ты старался быть весь год
Непременно он сегодня наградить тебя придет
Пусть подарков будет много, чтобы праздник удался
Пусть тебя благословеньем осенит его рука.

(Свет включается, Потом включается музыка № 5, выбегают друзья Полины, Кира и Соня, смеются, одна с подушкой, вторая с ботинком и колупается в нем, как будто просыпается Полина, за этим всем наблюдает, а в итоге опять начинает вредничать)

Соня (с подушкой): Я вот что нашла под подушкой, смотри какой зайка!

Кира (с ботинком): Ой, а у меня посмотри, полный ботинок сладостей. (смеются, веселятся, кружатся)

Полина: Так, стоп, (музыка выключается) перестаньте, вы, что здесь устроили?! (возмущенно)

Соня: Как, что, ведь сегодня праздник – День Святого Николая! (радостно)

Кира: Мы веселимся. Что тебе опять все не нравится!? (с удивлением)

Полина: А, что здесь может нравиться? Эти ваши выдуманные сказки? (с насмешкой) И подарки эти вам родители положили!

Соня: Ну, опять ты за своё! (разводит руки)

Кира: Я знаю, что надо сделать, чтоб ты наконец поверила, что это всё не выдумка. Нужно всего лишь только подумать о Святом Николае, мысленно его позвать, сказать что-то хорошее и он появится…

Соня: Или произойдет чудо. (восхищенно)

Полина: Ну, не смешите меня! (смеётся)

Соня: А, ты, сама посмотри! (включается волшебная музыка № 6, девочки закрывают глаза, звучит шепот, как будто они говорят: «Святой Николай приди, чудо сотвори» 2 раза, Полина смотрит и не верит во всё, но он не появляется, резко становится холодно, девочки мерзнут, звук вьюги, ветра, музыка № 7, приглушается свет)

Полина: Почему стало так холодно? Девочки, что вы сделали?

Кира: Ничего мы не делали.

Начинает танцевать хореография, вокруг героев, как будто вьюга, выходит Зимушка-Зима, включается свет

Полина: О, вот вам и Святой Николай. (смеётся)

Зима: Да какой же я вам Святой Николай, я ж… (перебивают Соня и Кира)

Соня и Кира: Зимушка Зимаааа… (восхищенно)

Зима: Да, я Зимушка-Зима. И Святой Николай к большому сожалению к вам сейчас прийти не может.

Соня и Кира: А что случилось? (тревожно)

Зима: Всё хорошо, просто сегодня в лицее искусств у деток посвящение в музыканты, и Святой Николай обязательно должен быть на этом празднике.

Соня: Как здорово…

Кира: Мы тоже хотим на праздник.

Полина: Кхм-кхм, я вам вообще здесь не мешаю? (музыка выключается) Сколько мне еще слушать эту ерунду?

Зима: Ерунду? А это я так понимаю, та самая Полина?

Девочки: Полина-Полина (подталкивают её к Зиме)

Зима: Так, вот ты значит какая девочка, которая не верит в волшебство…

Полина: Так, вот я значит какая девочка, которая не верит в волшебство. (ехидно парадирует Зиму)

Зима: Мне всё ясно. (вьюги хватают Полину) Значит сразу, без лишних слов, отправляемся прямо на праздник, там и познакомимся со Святым Николаем. (включается волшебная музыка № 8, приглушается свет, Полину кружат вьюги, она кричит ааааа, все уходят)

2 ЧАСТЬ

Голос за кадром: А в это время в музыкальной школе лицея искусств….

Звенит звонок трек 9 Свет включается

Учитель по хору (Подковская Т.Л.) заходит в зал со словами:

- Здравствуйте!!!Где мои девочки хористки? Выходите, становитесь на сцену. Еще раз порепетируем в зале, а то нам скоро выступать. Соберитесь… Начали…

«Колибри» «Гномы»

Трек 10. После музыкального номера выходят герои. Полина кружится и также кричит аааааа, учитель и дети удивлены

Полина: Это всё не по-настоящему, это всё какой-то сон, кто-нибудь ущипните меня (девочки щипают) аай, что вы делаете?

Соня: Ты же сама попросила тебя ущипнуть.

Кира: Да, да, да.

Учитель: Здравствуйте! Девочки, а вы как сюда попали? (выходит Зима)

Зима: Это я их привела, на ваш праздник посвящение в музыканты.

Учитель: Здравствуй Зимушка-Зима, рады тебя видеть.

Полина: Так, Зима, (музыка стоп) быстро отправь меня обратно домой!

Зима: Успокойся, дорогая, присядь пока, посмотри вместе с подружками на творчество детишек. А там и дождемся прибытия Святого Николая.

Девочки: Урааа!

Полина: Что прям того самого чудотворца?

Зима: Конечно, того самого.

Полина: Ой, не верится, ой не верится…

Зима: Терпение дорогая, терпение.

Девочки: Давай, пошли уже.

Герои, учитель и девочки садятся в зал

Зима: Ну а сейчас, скорей ко мне друзья идите
И всем задорный танец подарите!

Танец «Калинка» Трек 11

Зима: Спасибо, ребята, а таланты продолжают нас удивлять своим мастерством.

Номера второклассников

Зима: Спасибо дорогие второклассники, за чудесные номера.

Полина: Подумаешь, я тоже так умею. (подходит к ф-но и начинает бренчать) Ой, что-то не получается.

Зима: Конечно, ведь чтоб играть на музыкальном инструменте, нужно много трудиться, учиться. А вообще, музыка - волшебный вид искусства.

Полина: Волшебный? Музыка — это тоже волшебство?

Зима: Конечно, волшебство, которое создают музыканты.

Полина: Значит музыканты, это волшебники?

Зима (усмехнулась): Ну можно и, так сказать.

Полина: Мне кажется я начинаю верить во всё это ваше волшебство и чудеса... Только вот Святого Николая всё нет и нет, значит всё же это всё выдумки?!

Зима: Терпение дорогая, терпение. (Полина опять садится в зал)

Зима: Вы знаете, наши маленькие прекрасные ребята будут постепенно становится настоящими музыкантами и очаровательными танцорами, а ими уже стали наши старшие ученики. Они тоже сегодня пришли поздравить наших начинающих артистов.

Номера старшеклассников

Зима: Спасибо ребята за ваши талантливые выступления, для наших второклассников… (трек 12) Ой, вы слышите, что это за звуки? Так это к нам спешит наконец-то Святой Николай, а сопровождают его мои снеговички.

Трек 13 Танец снеговиков

Трек 14 Выход Святого Николая

Святой Николай: Здравствуйте ребята, очень я спешил к вам, хоть и опоздал, но слышал каждого из вас: кто как играл, пел, танцевал.

Зима: Здравствуй Святой Николай. Мы очень ждали тебя и рады видеть на празднике посвящения в музыканты.

Полина: Вы что правда, тот самый настоящий чудотворец?

Святой Николай: Конечно, Полиночка, это я.

Полина: Вы знаете моё имя?

Святой Николай: Конечно, я знаю имя каждого ребенка.

Соня: Ну мы же тебе говорили.

Кира: А ты не верила.

Полина: Да я даже и подумать не могла, что это все может быть настоящим… Простите меня…

Зима: Главное, что ты изменила своё мнение, я мы этому очень рады. И помни, пока твоё сердце верит, вокруг тебя всегда будет волшебство и чудеса.

Полина: Конечно, я теперь всегда-всегда буду верить, обещаю!

Святой Николай: И сегодня и тебе Полина и всем-всем деткам я принес подарки. Каждый из ребят заслуживает звания «Юный музыкант», Юный танцор».

Зима: Ну а сейчас, дорогие ребята-второклассники, скорее идите на сцену к нам! Красивые, талантливые, энергичные, артистичные - такие в искусстве точно нужны!!!

Дети выстраиваются на сцене

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ включить № 15

На проигрыше после 2 куплета и припева, как только дети начинают хлопать, вручают подарки

Зима: Дорогие родители, к чествованию ваших детей присоединяются педагоги, которые на протяжении многих лет будут идти рядом с вашими детьми по тернистому пути искусства , преодолевая все трудности и радуясь вашим достижениям и успехам!!!
Педагоги вручают тоже подарки второклассникам и остаются на сцене

Зима: Вас поздравляем с праздником сегодня. Вперед же к знаниям, друзья. Желаем счастья и удачи любить искусство вам всегда! И с наступающими зимними праздниками, до новых встреч

Продолжить № 15

Сценарий ко дню музыки
Пролог
На сцену под музыку выходит танцовщица, в роли Вдохновения, вся в белом, становится в стоп кадр, идёт текст за кулисами о музыке

Голос: Касаясь тонких струн своей души,
Мы чувствуем ее прикосновенье
И слышим звуки нежных нот в тиши,
Божественных мелодий наважденье.
Так музыка живет в гармонии с душой,
Живым источником, любви своей земной.


И музыка с вдохновеньем переплетена (когда начинают говорить о вдохновении, танцовщица оживает и танцует небольшую зарисовку, выходят дети, она вдыхает в них творчество, убегает)
Без него не выживет она.

Лицей, а

капелла

«Музыка»

Лицей «В мире музыки живём»

Ф-но Зинченко Анастасия «Игра в мяч»

(объявляется

)

Вдохновение 1: Замираю от того, как звучит саксофон

И мелодия, как сказочный сон.
Звуки музыки льются в ночной тишине,
И чарующим эхом приходят ко мне.
Саксофон пусть звучит, он волнует меня,
В путешествие к музыке сердце маня.
Этой музыке, всю себя я отдам
Всё своё вдохновенье, оно только вам. (выходит музыкант)
Саксофон, ведь играет души красоту,
Слышу я в его звуках любви чистоту.
Саксофон, как чудесная сказка в ночи,
Не молчи дорогой, я прошу, ты звучи.

(вдыхает творчество, уходит)

Саксофон

«Этюд в манере свинга»

Колибри «Музыкальный городок»

Голос: К нам вдохновение приходит разными путями.
Может таинственной тропинкой из души,
Пока душа горит, вдохновенье всюду с нами
Но стоит ей погаснуть, уйдёт и не держи.

Трегубова М.: В наших душах человечьих

Есть один простой секрет:
В нас горят и гаснут свечи,

Излучая тонкий свет.

Три свечи - свеча Надежды,

Веры, и свеча Любви, -

Три огня святых и грешных

Освещают изнутри.

Жизнь нетленна, жизнь прекрасна, (подбежала к ф-но)

Но бывает в жизни так:

Почему-то свечи гаснут,

Наступает полный мрак.

Ничего вокруг не видно,

Страшно, холодно, и в ней,

В этой темноте, так просто

За врагов принять друзей,

За любовь принять измену,

Слепо растоптать цветы,

И не вырваться из плена

Этой жуткой темноты... (подошло вдохновение, танцовщица)

Не пугайтесь, истерично

Не рубите сгоряча!

Нужно просто чиркнуть спичкой, -

И опять горит свеча,

И опять душа согрета,

И опять светло вокруг,

Снова тонкий лучик света

Освещает жизни круг...

...Друг мой! Жизнь под этим небом

Нужно пламенно прожить

Кем бы ты на свете не был,

Не гаси огонь души. (подходит к ф-но)

Ф-но «Тарантелла»

Ксилофон Цатурян Вячеслав «Неаполитанский танец»

(объявляется

)

Ф-но Черевко Виктория «Весёлые синкопы»

(объявляется

)

Саксофон Левчук Богдан и Марченко Дарья Александровна «Гордая прелесть осанки»

(объявляется

)

Ф-но Литвинова М. и Евтеева К. «Юмореска» из к/ф «Зайчик»

(объявляется

)

Вдохновение 2: Музыка любовь рождает, за собой зовёт…
Пусть в октаве только лишь семь нот…
Я мелодию вдыхаю … И душа поёт…
Я ведь вдохновение, меня музыка влечёт...
Музыканту тихо шепну на ушко я
И польется сразу же музыки волна.
Инструментов бережно касаясь, прозвучит аккорд…
Вокруг все сразу как будто оживет… (вдыхает творчество, уходит)

Ансамбль скрипачей

Вдохновение 3:

Кто моими чарами владеет -
Сумеет душу распахнуть,
Теплом души своей согреет
И освещает тёмный путь,
Поможет вырваться из плена
Обычной серой суеты.
Ведь песни, в сущности, нетленны -
Они - из глубины души...

Все замрут вдруг на мгновенье,
О, как же музыка чудесна!!!
Звучит чарующее пенье
И песня эта мне известна. (вдыхает творчество, уходит)

Родничок «Улыбка»

Выходят девочки

Вдохновение 1: Мы поздравляем всех с волшебным днём музыки.

Вдохновение 2: Пусть в ваших сердцах, всегда звучат прекрасные мелодии.

Вдохновение 3: И пусть вдохновение никогда не покидает вас.

Сценарий ко дню матери
Пролог (1 слайд)
Под инструментальный лирический номер звучит текст за кулисами

Скрипка

(на второй части номера 2 слайд)

Текст: Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя всему. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы. Мама всегда была и будет рядом, с самого твоего детства.

Выбегает маленькая девочка, с рисунком в руках (трек 1) (3 слайд)

Маленькая девочка: Нарисовала свою маму лучшую на свете!
Не найдете ее краше на всей нашей планете!
У моей мамули глазки добрые, родные,
Подобрала к ним краски нежно голубые.
Нарисовала ее утром, сонную, босую,
Но такую нежную, самую родную.
Пусть рисунок мой увидит мама на рассвете,
Пусть в ее любимом сердце, весь день солнце светит!
Мамочка, любимая ты где? Посмотри, какой я тебе рисунок нарисовала… (мама отвечает за кулисами)
Мама: Софи, доченька, солнышко моё, я здесь, беги ко мне.

Ансамбль «Лицей», песня «Мама» из кинофильма

(трек 2)

(4 слайд)

Фортепиано

(5 слайд)

Флейта

(6 слайд

)

Выбегает девочка старше, с друзьями (трек 3)

Девочка старше: Так! Девочки, срочно помогите мне придумать маме подарок. Тут уже рисунком, как раньше не отделаешься.

Подружка 1: Да, трудная задача. Чтобы придумать такое.

Подружка 2: Ой, кажется, придумала! Софи, подари маме плимояль (на экране картинка). (7 слайд)

Девочка старше: А что это такое?

Подружка 2: Соедини плиту и рояль.

Девочка старше: А зачем?

Подружка 2: Как зачем? Мама поставит что-нибудь готовить, а сама одновременно будет играть на рояле.

Девочка старше: Нет, что-то это мне не нравится.
Подружка 1: Софи, Софи, придумала! Подари маме утюсос (на экране картинка). (8 слайд)

Девочка старше: Что? Что это такое?

Подружка 1: Но ведь тогда мама сможет одновременно гладить белье и пылесосить квартиру.

Девочка старше: Ну, нет. Что-то твоя идея уж слишком.

Подружка 3: А что, если подарить маме сковородильник (на экране картинка). (9 слайд)

Девочка старше: А это еще зачем?

Подружка 3: Ну, поставит мама жарить котлеты, а сама пойдет спать. А когда котлеты будут готовы, будильник зазвенит, мама бегом на кухню.

Девочка старше: Нет, моя мама и на простой сковороде вкусные котлеты жарит. Давайте-ка, лучше я пообещаю своей любимой мамочке, что сама всегда буду ей помогать и во всём радовать.
Подружка 1: Точно Софи, это будет самый лучший подарок!

Хор «Колибри», песня «Мама»

(10 слайд)

Прикарпатский танец

(трек 4)

(11

слайд)

Песня «Колискова»

(12

слайд)

Текст за кулисами (13 слайд)

Текст: В жизни каждой мамы, наступает очень, волнительный и важный момент. Вроде еще совсем недавно, её драгоценная доченька, была маленькой девочкой, а сегодня она уже невеста.

Номер в жанре мюзикла (трек 5)

Девушка (выходит с приглашением для мамы): Нужно отправить приглашение мамочке, я так волнуюсь. Интересно, как она отреагирует? (начинает петь)
Городок, пара тихих улиц
Каждый день тот же что вчера
В городке уже все проснулись
Чтоб сказать с утра: (выбегают подружки)
Подруги: Поздравляем, Поздравляем, Поздравляем. (начинают петь)
Какая странная и неземная
Ну, просто чудо, ты Софи
Всюду с колечком на руке
Всё витаешь вдалеке
Своё счастье ты скорей лови
Девушка: Девочки¸ ну где вы так долго были, я думала, вы намного раньше приедете.

Подруга 1: Не переживай, мы бы обязательно успели.

Подруга 2: Ведь скоро свадьба нашей лучшей подруги. (начинают петь)

Какая странная и неземная
Ну, просто чудо, ты Софи
Всюду с колечком на руке
Всё витаешь вдалеке

Своё счастье ты скорей лови
Мадам Софи, звучит так тонко
Мадам Софи, скоро ж


Девушка: Скоро жена, подумать только
Ой мамочка, сейчас ты мне нужна
Подруга 1: Ну и где он твой суженый, ужасно хочется с ним познакомиться.
Девушка: Да успеете, я вот переживаю, что мама скажет.

Подруга 2: Ничего не скажет.

Девушка: Как ничего?

Подруга 2: Вот так, она просто будет счастлива за тебя!

Подруга 1: Радоваться вместе с тобой, ведь если счастлива ты, то и счастлива она!
Девушка: Да, но ведь она всю жизнь была рядом со мной, а теперь всё изменится.
Подруга 1: Она также будет всегда рядом, в твоей душе и в твоём сердце. (начинают петь)

Какая странная и неземная
Ну, просто чудо, ты Софи
Всюду с колечком на руке
Всё витаешь вдалеке


Своё счастье ты скорей лови (Софи поёт)
Девушка: Ах, счастье есть на свете

Лучше места с мамой не найти
Но я принца встретила
Так сложилось и сошлись наши пути
Мечтаю я о разных приключеньях
Хочу я многое узнать
И о прекрасном помечтать
Лишь бы смогла мама понять
Ведь скоро свадьбу мне играть (подружки повторяют фразу 2 раза, все смеются и убегают)

Танец «Плескач»

(трек 6)

(14

слайд)

Виолончель

(15

слайд)

Девушка старше (выходит с письмом) (трек 7) (16 слайд): Дорогая доченька, моя Софи! Наступит день, когда я состарюсь – и тогда прояви терпение и постарайся понять меня. Если я запачкаюсь за едой, если не смогу одеться без твоей помощи, будь терпелива. Вспомни, как много часов я потратила, когда учила тебя этому. Если разговаривая, я буду тысячи раз повторять одни слова – не перебивай, выслушай меня. Когда ты была маленькой, мне приходилось тысячи раз читать тебе одну и ту же сказку, чтобы ты уснула. Когда ты увидишь, что я ничего не понимаю в новых технологиях – дай мне время и не смотри на меня с насмешливой улыбкой. Я так многому тебя научила: как правильно есть, как красиво одеваться, как бороться с жизненными невзгодами. Если в какой-то момент я что-то забуду или утрачу нить нашего разговора – дай мне время, чтобы вспомнить. Ведь самое важное: не то, что я говорю, а то, что могу быть с тобой. Если вдруг у меня пропадет аппетит, не заставляй меня, я сама знаю, когда мне стоит поесть. Если уставшие ноги откажутся служить мне опорой – дай мне руку. Как и я давала тебе свою. (17 слайд) Видя мою старость, не грусти, не злись, не чувствуй себя бессильной. Ты должна быть рядом со мной, стараться меня понять и помочь мне - как я помогала тебе, когда ты только начинала свою жизнь. Помоги мне идти дальше, помоги мне закончить свой путь с любовью и терпением. За это я награжу тебя своей улыбкой и своей безмерной любовью, которая никогда не угасала. Я люблю тебя, моя дорогая доченька! Держись. Твоя мама.
А как я тебя люблю, мама. Я была и буду всегда рядом, как и ты была рядом со мной. Как восхищалась моими рисунками, хоть там были какие-то каракули, как смеялась над моими выдумками, как сейчас помню, что хотела подарить тебе плимояль, как переживала вместе со мной на моей свадьбе. Я буду всегда рядом и безмерно любить тебя.

Ансамбль «Лицей», песня «Мама»

(трек 8)

(18 слайд

)

Ансамбль скрипачей

(19 слайд

)

Финальный текст (трек 9) (20 слайд)

Маленькая девочка: Нет мамочки любимее на свете,
Она наш идеал, наш образец.
Девушка: Всю жизнь мы для нее всего лишь дети,
Хоть и женились мы, иль вышли под венец.
Девочка старше: Нет мамочки дороже на планете,
С ней плохо не бывает никогда.
Девушка старше: Ведь вы для нас только лишь живете
Все: За всё СПАСИБО и любим НАВСЕГДА!

Трио саксофонистов

(21 слайд)

Приложение 3

3.3. Лист корректировки

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предмета

«Актёрское мастерство»

Причина корректировки

Дата 

Согласование с зам. дир. по муз. воспитанию

(подпись)