Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №1 «Карусель»
Принята на заседании
Утверждаю:
Педагогического совета
Заведующий МАДОУ детский сад №1 «Карусель»
от «26 »_08__2024 г.
_________________Т.Ю.Замоткина
Протокол № 1
« 26 » августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей раннего возраста
– художественно-эстетической направленности
«Весёлая логоритмика»
Возраст обучающихся 1 – 3 года,
Срок реализации — 1 год
Автор- составитель:
Мирзоева Виктория Александровна, музыкальный руководитель
Невьянск
2024
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка: цели, задачи
1.2 Принципы построения Программы
1.3 Возрастная характеристика детей 3-его года жизни
1.4 Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1 Особенности организации образовательной деятельности
2.2 Особенности организации педагогической диагностики.
3. Организационный раздел
3.1.Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
3.2. Структура организации деятельности дошкольников в рамках реализации Программы.
3.3. Список используемой литературы.
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка: цели, задачи
Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни –
это красивая речь и свободное движение под музыку.
И ребёнка можно этому научить.
А.И.Буренина.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает лишь 8-10 слов, то в три года - до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапазон.
На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.
Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
При разработке программы использовался Федеральный закон «Об образовании в РФ» (статья 2, п.9), требования ФГОС ДО, а также использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23-16), где ориентация отдается на учет интересов, потребностей, способностей, инициатив воспитанников, мнения родителей (законных представителей) воспитанников и других заинтересованных сторон. Программа адаптируется под потребности, психофизиологические и индивидуальные особенности ребенка, мнение родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Все занятия интегрированные, включающие в себя развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий 10 - 12 минут, в зависимости от возраста детей. Тема берется на 1-2 занятия в зависимости от сложности материала и индивидуальных психо -физиологических особенностей детей. Занятия проводятся два раза в неделю. Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости. По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Занятия по логоритмике хорошо вписываются в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Направленность программы:
Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность:
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Каждое занятие кружка по логоритмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Цель работы:
Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение.
Задачи:
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
Программа разработана на основе программы Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
За основу взяты методические разработки 36 логоритмических занятий Картушиной М.Ю. для детей 1ой младшей группы, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены в соответствии с лексическими темами на сказочном сюжете.
Логоритмические занятия направлены на развитие координации «речь - движение», расширение у детей словаря, коррекцию общих и мелких движений, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
1.2 Принципы построения программы
1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем развитии коммуникативных умений.
2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка (по Л.С. Выготскому).
3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.
4. Принцип диалогического взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.
5. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.
6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
1.3. Возрастная характеристика детей 3-его года жизни
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения
ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности В середине третьего года жизни широко используются действия с пред- метами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки нагляднообразного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Ребёнок:
- удерживает внимание на выполнении конкретной задачи (с помощью взрослого);
- отражает ритмичность движения в музыкально-образных играх и упражнениях (с помощью взрослого);
- реагирует на смену характера музыки (движениями, мимикой, звуками голоса);
- произносит звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
- общается в диалоге с педагогом (взрослым): даёт односложные ответы, кивая и пр.;
- извлекает звук на колокольчике, бубне и погремушке, знает их названия.
Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательной деятельности
Данный курс рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-12 минут, 64 занятия в год. Программа предназначена для детей 2-3 лет.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Поскольку внимание детей третьего года жизни становится более устойчивым, продолжительность занятия увеличивается до 15 мин. При проведении нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Тематический план
Месяц
№ занятия
Название занятия
Сентябрь
1,2
3,4
5,6
7,8
Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
Октябрь
9,10
11,12
13,14
15,16
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утенок и его друзья
Ноябрь
17,18
19,20
21,22
23,24
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки — беленькие грудки
Декабрь
25,26
27,28
29,30
31,32
Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка
Январь
33,34
35,36
36,37
38,39
Подарки Дедушки Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка
Февраль
40,41
42,43
44,45
46,47
Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Март
48,49
50,51
52,53
54,55
Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Апрель
56,57
58,59
60,61
62,63
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Май
64
Дополнительные (при необходимости)
Радуга-горка
Майский день
Про зеленую лягушку
После дождя
Перспективный план
Месяц
Тема занятий
Задачи
Репертуар
СЕНТЯБРЬ
Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдёт?
Гости
-Познакомить детей с лесными обитателями;
- закрепить знания детей об осени и грибах;
- познакомить со смыслом слова «гости»;
-учить эмоционально откликаться на музыку и песни весёлого характера;
-учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
-развивать мелкую и общую моторику;
-учить выполнять имитационные движения по тексту песни
-совершенствовать топающий шаг;
-совершенствовать выразительность движений;
-учить манипулировать с предметами;
-закреплять звукоподражание;
-развивать добрые отношения к птицам;
-развивать внимание и быстроту реакции;
-знакомить детей с устным народным творчеством;
- развивать чувство ритма и темпа;
-познакомить детей с бубном, показать приём игры на нём, развивать тембровый слух
Пение:
«Машина» Ю.Слонова, «Дождик» М.Картушина,«Зайка» р.н.п
Танцы:
«Танец с листочками» М.Картушина М.Картушина
Пальчиковая игра
«Ладушки-ладошки»
Игры:
«Прилетела птичка»
«Догонялки с мишкой» М.Картушина
Потешка
с движениями
«Сидит белка на тележке»
Стихотворение с движениями
«Поехали»
Упражнение для ног
«Ноги и ножки» В.Агафонников
Игра на муз. инструментах
«Весёлый бубен»
ОКТЯБРЬ
В огороде заинька
Зайкина
капуста
Лучшая игр
Утёнок и его друзья
- Закреплять знания детей по темам: «Овощи», «Осень»;
- познакомить со значением слова «дружба»;
-познакомить детей с понятием «огород»;
-совершенствовать спокойную ходьбу и топающий шаг;
-петь распевку протяжно, напевно, правильно передавая звуковысотные интонации;
- работать над артикуляцией слов;
- развивать голосовой аппарат;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать тембровый слух;
-учить заканчивать пение игрой, развивать внимание;
-учить соблюдать простейшие правила игры
-закреплять навык ритмичной игры на бубне;
-развивать быстроту реакции, внимание и ориентировку в пространстве;
-учить чётко менять движения согласно музыки и тексту песни;
-совершенствовать основные виды движений: прыжки на двух ногах; бег врассыпную;
-учить передавать игровые образы;
-воспитывать добрые отношения к птицам
Упражнение
«Ноги и ножки»
В.Агафонников
Двигательное упражнение:
«Белочки»
Пение:
«В огороде заинька» В.Карасёва,
«Зайка» р.н.п
«Машина» Ю.Слонов, «Вороны»
Пальчиковая игра
«
Ладуши
», «Утёнок»
Игра на
муз.инструментах
«Весёлый бубен»
М.Картушина
Игры:
«Заинька» М.Картушина
«Солнышко и дождик» М.Раухвергер,
«Кот и мыши», «Прилетела птичка»
Песня с движениями
«Дождик»
М.Картушина
, «
Котенька
»
М.Картушина
Танец с листочками
(по выбору)
Стихотворение с движениями
«Поехали»
НОЯБРЬ
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки – беленькие грудки
-Закреплять знания детей о коте и кошке; о зиме;
-учить петь ласково, напевно, без напряжения;
-развивать голосовой аппарат;
-закреплять основные виды движений;
-учить выразительно и ритмично выполнять простые танцевальные движения: «сапожки», «фонарики», «пружинка», кружение
-учить имитировать ходьбу кота
-развивать тембровый слух, познакомить детей с барабаном;
-учить элементарным навыкам игры на барабане;
-развивать мелкую и общую моторику;
-«раскрашивать» колыбельную соответствующими движениями, согласно спокойному темпу музыки;
-учить детей расслаблять весь организм
-учить передавать в игре игровой образ;
-развивать внимание, быстроту реакции
Песня с движениями
«
Котенька
», «Дождик»
М.Картушина
,
«Колыбельная» р.н.п.
Двигательное упражнение
«Ноги и ножки»
В.Агафонников
, «Белочки»
Пальчиковая игра
«Утёнок», «Пышка»
Игра
«Кот и мыши» М.Картушина
Танец
«Весёлая пляска» М.Картушина
Игра на
муз.инструемнтах
:
«Марш» Е.Тиличеева
Стихотворение с движениями:
«Падает снежок»,
«Снежный дом»
Релаксация
ДЕКАБРЬ
Зайчик в гостях у ребят
Зайкин
дом
Белкина помощница
Чудо-ёлка
-Закреплять знания детей о Зиме и о лесной жизни зверей зимой;
-познакомить детей с Дедом морозом и праздником Новый год;
-учить согласовывать движения с текстом стихотворения;
-воспитывать доброе отношение к животным и желание им помочь;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
-учить выполнять имитационные движения и звукоподражания;
-развивать дифференцированный тембровый слух (бубен и погремушка);
-учить выполнять движения согласно характеру музыкального сопровождения;
-учить крадущейся ходьбе, хороводному шагу, соблюдая круг;
-учить петь эмоционально, ритмично, работать над продолжительным дыханием;
-воспитывать доброе отношение к зайцу;
-побуждать детей давать описательные характеристики внешнего вида зайца;
-согласовывать мягкие движения рук с текстом стихотворения
Стихотворение с движениями
«Снежный дом»,
«Падает снежок»
Песня
«Заинька»
М.Красев
Пальчиковая игра
«Пышка», «Ёлочка»
Игра на
муз.инструментах
«Бубен и погремушки»
М.Картушина
Игра
«Заинька» М.Картушина, «Зайцы и волк» М.Красев
Танец
«Весёлая пляска»
М.Картушина
Песня с движениями
«Колыбельная», «Дед Мороз»
М.Картушина
Двигательное упражнение
«Зайчики», «Белочки и зайчики»
Хоровод
«Новогодний хоровод» (по выбору)
ЯНВАРЬ
Подарки Дедушки Мороза
Птичья ёлка
Мороз и птички
Танюша
-Закреплять знания детей о Новом годе и Деде морозе;
- познакомить детей с лесными птицами, воспитывать бережное отношение к ним;
-Познакомить детей с жизнью зверей и птиц зимой;
-Закрепить знания детей о режиме дня;
-развивать пластичность мышц организма;
- побуждать к звукоподражанию;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-закреплять основные виды движений;
-учить подпевать во время хоровода и исполнять простые танцевальные движения;
-развивать динамический слух;
-учить играть на колокольчиках;
-учить передавать характерные движения птиц, развивать пластичность рук;
-в игре учить передавать игровые образы и придерживаться правил игры;
-учить согласовывать речь, музыку и движения
-учить ориентироваться в пространстве, согласовывая движения с музыкой и партнёром;
-развивать внимание и быстроту реакции
Пальчиковая игра
«Ёлочка», «Лепёшки»
Двигательное упражнение
«Лесные гости», «Белочки и зайчики»
Хоровод:
Новогодний хоровод (по выбору)
Игра на
муз.инструментах
«Тихие и громкие погремушки»
укр.н.м
.
Песня с движениями
«Птичка»
Т.Попатенко
, «Дед Мороз»
М.Картушина
Игра
«Зайцы и волк» М.Красев, «Кот и птички»,«Санки»
Стихотворение с движениями
«Падает снежок»,«Потягушки»,«Леталочка»
Релаксация
ФЕВРАЛЬ
Вкусная каша
Алёнушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
-Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки; о режиме дня;
-закреплять знания о домашних птицах и животных;
-развивать общую и мелкую моторику;
-учить навыку самомассажа;
-развивать пластичность мышц плечевого и грудного отдела;
-учить согласовывать движения с текстом стихотворений и потешек;
-сочетать упражнения для мелкой моторики с музыкой;
-учить сопровождать текст звукоподражательными интонациями;
-учить гусиному шагу;
-развивать динамический слух;
-создавать радостное, непринуждённое настроение;
- закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания;
-развивать ритмический и динамический слух;
-работать над подвижностью языка;
-учить манипулировать предметами и сочетать движения с ритмом музыки и текстом песни
Стихотворение с движениями
«
Потягушечки
», «
Леталочка
»
Игра
«Плескалочка»,
«Тихо-громко» Е.Тиличеева,
«Прокати нас лошадка» В.Агафонников
Пальчиковая игра
«Лепёшки»,
«Цыпа-цыпа»,
«На крыше»
Песня с движениями
«Варись, варись, кашка»
Е.Туманян
, «Птичка»
Т.Попатенко
,
«Бобик» Т.Попатенко
Двигательное упражнение
«Гусь», «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
Песня
«Собачка» М.Раухвергер,
«Игра с лошадкой» И.Кишко,
«Лошадка» М.Раухвергер
«Вот какая бабушка» Е.Тиличеева
Подвижная игра
«Кошка и птички»
Дидактическая игра:
«Тихо-громко»
Танец с флажками
М.Картушина
МАРТ
Хозяюшка
Котёнок и щенок
Про собачку
Таня пропала
-Знакомить детей с праздником 8 Марта;
- закреплять знания детей о собаке и кошке (внешний вид, повадки, голос);
о весне; о поведении в окружающем мире;
-воспитывать любовь к бабушке;
-закреплять основные виды движений;
-учить петь напевно, в умеренном темпе, работать над артикуляцией и правильной интонацией;
-закреплять навык самомассажа;
-развивать мелкую моторику;
-учить передавать в движении весёлый характер песни, работать над быстрой переключаемостью движений;
-развивать длительный и равномерный выдох с одновременным пропеванием шипящих звуков;
-учить сочетать танцевальные движения с музыкой и текстом;
-учить детей расслаблять весь организм
-развивать выдержку и быстроту реакции;
-учить ориентироваться в пространстве;
Двигательное упражнение
«Еду к бабе, еду к деду», «Наша дочка»
Пение:
«Собачка» И.Арсеева, «Лошадка» М.Раухвергер,
«Вот какая бабушка» Е.Тиличеева
Пальчиковое упражнение
«На крыше»
Пальчиковая игра
«
Цыпа-цыпа
», «
Оладушки
»,«
Коготки
»
Песня с движениями
«Варись, варись, кашка»
Е.Туманян
,
«Пирожок» Е.Тиличеева,«Бобик» Т.Попатенко,«Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
Танец
«Раз-два!» М.Картушина«Танец уточек» -//-
Игра:
«Бобик и птички»,«Плескалочка»
Релаксация
АПРЕЛЬ
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
-Воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу;
- закреплять знания детей о домашних животных и птицах;
-приобщать детей к устному народному творчеству;
-побуждать к пению простых интонаций, работать над плавностью пения и чёткой артикуляцией;
-учить сочетать пение и движения;
-учить передавать образные движения, соответствующие характеру танца;
-развивать над выразительностью и ритмичностью движений;
-совершенствовать высокую ходьбу, прямой галоп, «сапожки», «притопы»;
-учить элементарной игре на музыкальных инструментах, работать над ритмичностью и динамикой исполнения;
- развивать тембровый слух;
-подпевать со взрослым текст игры, согласовывая с движениями;
-развивать быстроту и стремительность бега;
- развивать мелкую моторику
Прибаутка с движениями
«Петушок» р.н.п.
Стихотворение с движениями
«Петушок»
Пальчиковое упражнение
«На крыше»
Пальчиковая игра:
«Бычок», «Цыпа-цыпа»
Песня с движениями
«Бобик»
Т.Попатенко
, «Ручеёк-
журчалочка
»
О.Боромыкова
Пение:
«Цыплята» А.Филиппенко
Игра
«Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников,
«Прогоним курицу» чеш.н.м.
Танец:
«Танец уточек»,
«Раз-два» М.Картушина, «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева
Игра на
муз.инструментах
«Наш оркестр» М.Картушина
МАЙ
Радуга-дуга
Майский день
Про зелёную лягушку
После дождя
-Закреплять знания детей о весне;
- познакомить детей с лесными обитателями;
-дать понятие «радуга»;
-учить петь весело и эмоционально, правильно передавать скачки мелодии, сопровождать пение движениями по тексту;
-развивать тембровый слух и элементарное музицирование;
-согласовывать движения с текстом стихов;
-развивать мелкую моторику;
-учить детей брать на себя роль волка и передавать в характерных движениях;
-развивать быстроту реакции и внимание
-учить ориентироваться в пространстве;
-учить быстроте реакции и вниманию, движения менять согласно тексту песни;
-передавать в движении характерные движения пчёлок, следить за выразительностью движений;
-упражнять в прыжках из положения сидя (лягушки) и высокой ходьбе (аист);
-побуждать к звукоподражанию;
-учить детей расслаблять организм
Двигательное упражнение
«Хорошо в лесу»
М.Раухвергер
, «Перепрыгни через лужи»,
«Устали наши ножки» Т.Ломова
Игра
«Бобик и птички»,
«Дети и волк» М.Картушина
«В лесу»,
«Дети и волк»,
«Лягушки и аист» М.Картушина
Танец:
«Танец пчёл» М.Картушина
Пальчиковая игра
«Улитка», «Лягушка»
Стихотворение с движениями
«Дождик»
Пение:
«Дождик» р.н.п.
Релаксация
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Месяц
№
Название занятия
Задачи
Репертуар
Атрибуты,
пособия
Сентябрь
1
Встреча с белочкой в осеннем лесу
-Познакомить детей с лесными обитателями;
-учить эмоционально откликаться на музыку и песни весёлого характера;
-учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-учить выполнять имитационные движения по тексту песни
Песня «Машина»
Ю.Слонова
, «Дождик»
М.Картушина
«Танец с листочками»
М.Картушина
Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки»
Машина, белочка;
зонт;
осенние листья для каждого ребенка;
орех,
шишка,
гриб,
ягодка;
запись шума дождя
2
Сидит белка на тележке
-Закрепить знания детей о лесных жителях;
-развивать мускулатуру пальцев рук;
-совершенствовать топающий шаг;
-совершенствовать выразительность движений;
-учить манипулировать с предметами;
-закреплять звукоподражание;
-развивать добрые отношения к птицам;
-развивать внимание и быстроту реакции;
-знакомить детей с устным народным творчеством
Песня «Дождик»
М.Картушина
, «Машина»
Ю.Слонов
«Танец с листочками»
М.Картушина
Игра «Прилетела птичка», «Догонялки с мишкой»
М.Картушина
Потешка
с движениями «Сидит белка на тележке»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: веточка орешника, белка, сидящая на тележке с орехами, лиса, воробей, синица, медведь, зайчик, пять орехов;
осенние листья для каждого ребенка;
игрушки: птичка на веревочке, мишка;
корзинка с орехами;
запись лирической русской народной мелодии
3
Кто грибок найдет?
-Закреплять знания детей об осени и грибах;
-развивать мелкую и общую моторику;
-подпевать отдельные фразы, одновременно выполняя имитационные движения;
-учить выполнять движения, согласовывая их с текстом и музыкой;
-учить действовать с предметами;
-учить ориентироваться в пространстве;
-совершенствовать лёгкий бег;
-закреплять звукопоражательные интонации;
-развивать внимание и быстроту реакции
Пальчиковая игра «Ладушки»
Песня с движениями «Дождик»
М.Картушина
«Танец с листочками»
М.Картушина
Игра «Прилетела птичка»,
«Догонялки с Мишкой» .Картушина
Песня «Зайка»
р.н.п
., «Машина»
Ю.Слонов
Стихотворение с
движениями «Поехали»
Фонограмма шума дождя;
игрушки: гриб, птичка на веревочке, зайчик, мишка, машина;
осенние листья красного, желтого и оранжевого
цвета для каждого ребенка
4
Гости
-Познакомить детей со смыслом слова «гости»;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать чувство ритма и темпа;
-учить ориентироваться в пространстве;
-закреплять навык спокойной ходьбы и лёгкого бега, согласно темпу музыки;
-подпевать в умеренном темпе, протяжно, не выкрикивая слова;
- развивать внимание и быстроту реакции
-познакомить детей с бубном, показать приём игры на нём, развивать тембровый слух
Пальчиковая игра «Ладушки»
Упражнение для ног «Ноги и ножки»
В.Агафонников
Песня «Зайка»
р.н.п.,
Ю.Слонов
«Машина»
Песня с движениями «Дождик»
М.Картушина
Игра «Прилетела птичка», «Догонялки с мишкой»
М.Картушина
Стихотворение с движениями «Поехали»
«Танец с листочками»
М.Картушина
Игра на
муз.инструментах
«Весёлый бубен»
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: кузнечик с подковой, зайчик с морковкой, пчелка с бочонком меда, хомячок с колоском, воробей с рябиной, медведь с малиной, белка с грибком, ежик с листочком;
игрушки: птичка на веревочке и мишка;
осенние листья,
бубны для каждого ребенка
Октябрь
5
В огороде заинька
-Познакомить детей с понятием «огород»;
-совершенствовать спокойную ходьбу и топающий шаг;
-петь распевку протяжно, напевно, правильно передавая звуковысотные интонации;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать тембровый слух;
-учить заканчивать пение игрой, развивать внимание;
-учить соблюдать простейшие правила игры
Упражнение «Ноги и ножки»
В.Агафонников
Песня «В огороде заинька»
В.Карасёва
, «Зайка»
р.н.п
Пальчиковая игра «
Ладуши
»
Игра на
муз.инструментах
«Весёлый бубен»
М.Картушина
Игра «Заинька»
М.Картушина
Песня с движениями «Дождик»
М.Картушина
«Машина»
Ю.Слонов
Игрушка зайчик;
муляжи: капуста, три морковки;
бубен для каждого ребенка;
запись шума дождя
6
Зайкина капуста
-Закреплять знания детей по теме «Овощи», «Осень»;
-развивать мелкую моторику;
-закреплять навык ритмичной игры на бубне;
-развивать быстроту реакции, внимание и ориентировку в пространстве;
-учить соблюдать правила игры;
-совершенствовать простые танцевальные движения: хлопки, притопы ногой;
-побуждать детей петь напевно, работать над артикуляцией слов;
-учить передавать в движении образ зайчика
Пальчиковая игра «Ладушки»
Игра на
муз.инструментах
«Весёлый бубен»
М.Картушина
Песня с движениями «Дождик»
М.Картушина
Игра «Солнышко и дождик»
М.Раухвергер
, «Заинька»
М.Картушина
Танец с листочками
Песня «В огороде заинька»
В.Карасёва
, «Зайка»
р.н.п
.
Стихотворение с движениями «Поехали»
Упражнение «Ноги и ножки»
В.Агафонников
Игрушечный домик;
игрушка зайчик;
капуста (муляж);
маленький кочан свежей капусты
тучка
солнышко
зонт
листики (по кол-ву детей)
7
Лучшая игра
-Познакомить детей с внешним видом и повадками кота;
-эмоционально откликаться на песню ласкового характера;
-побуждать к звукоподражанию;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-учить слышать окончание музыки и в связи с этим менять движения;
-учить чётко менять движения согласно музыки и тексту песни;
-совершенствовать основные виды движений: прыжки на двух ногах; бег врассыпную
-учить передавать игровой образ (мышки)
Песня с движениями «
Котенька
»
М.Картушина
Игра «Солнышко и дождик»
М.Раухвергер
, «Заинька»
М.Картушина
,
«Кот и мыши»
Упражнение «Ноги и ножки»
В.Агафонников
Пальчиковая игра «Утёнок»
Песня «Зайка»
р.н.п
.
Двигательное упражнение «Белочки»
Игрушки: котенок, щенок, утенок, зайчик, белочка, кошка, мышка;
игрушечный домик,
дерево
тучка
солнышко
дождик
8
Утенок и его друзья
-Познакомить детей со значением слова «дружба»;
-развивать тембровый слух;
-учить элементарным навыкам игры на бубне;
-развивать мелкую моторику;
-закреплять спокойную ходьбу и лёгкий бег;
-побуждать детей подпевать песню;
-воспитывать добрые отношения к птицам;
-учить выполнять движения согласно тексту, музыке и правилам игры.
Игра на
муз.инструментах
«Весёлый бубен»
М.Картушина
Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
В.Агафонников
Пальчиковая игра «Утёнок»
Песня «Вороны»
Е.Тиличеева
Игра «Прилетела птичка», «Кот и мыши»
М.Картушина
, «Солнышко и дождик»
М.Раухвергер
Песня с движениями
«
Котенька
», «Дождик»
М.Картушина
Игрушки: утенок, ворона, воробей на веревочке, котенок, мышонок;
бубен для каждого ребенка
солнышко
тучка
зонт
Ноябрь
9
Про кота
-Закреплять знания детей о коте;
-учить петь ласково, напевно, без напряжения;
-развивать голосовой аппарат;
-закреплять основные виды движений;
-учить выразительно и ритмично выполнять простые танцевальные движения: «сапожки», «фонарики», «пружинка», кружение
-учить имитировать ходьбу кота
Песня с движениями «
Котенька
»
М.Картушина
Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
В.Агафонников
, «Белочки»
Пальчиковая игра «Утёнок»
Игра «Кот и мыши»
М.Картушина
Танец «Весёлая пляска»
М.Картушина
Песня с движениями «Дождик»
10
Кот Василий
-Закреплять знания детей о коте;
-учить ритмично маршировать, соблюдая пространственные ориентиры;
-учить выразительному исполнению танцевальных движений и менять их в зависимости от текста песни;
-развивать тембровый слух, познакомить детей с барабаном;
-учить элементарным навыкам игры на барабане;
-развивать мелкую моторику;
-«раскрашивать» колыбельную соответствующими движениями, согласно спокойному темпу музыки;
-учить детей расслаблять весь организм
Песня с движениями «
Котенька
»
М.Картушина
, «Колыбельная»
р.н.п
.
Игра «Кот и мыши»
Танец «Весёлая пляска»
М.Картушина
Игра на
муз.инструментах
«Марш»
Е.Тиличеева
Пальчиковая игра «Пышка»
Релаксация
Игрушки: кот, мышка, малыш в колыбельке;
барабан для каждого ребенка;
запись колыбельной песни
11
Кот и кошка
-Познакомить детей с котом и кошкой: их внешним видом, повадками;
-побуждать детей петь напевно, протяжно, без напряжения, не обрывать окончания музыкальных фраз;
-учить передавать в игре игровой образ;
-развивать внимание, быстроту реакции;
-учить легко бегать, стараясь не наталкиваться друг на друга;
-учить ориентироваться в пространстве;
-развивать мелкую и общую моторику;
-«раскрашивать» колыбельную соответствующими движениями, согласно спокойному темпу музыки
Игра на
муз.инструментах
«Марш»
Е.Тиличеева
Песня с движениями «
Котенька
»
М.Картушина
, «Колыбельная»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Пальчиковая игра «Пышка», «Утёнок»
Игрушки: кот, кошка, утенок;
барабан для каждого ребенка;
запись колыбельной мелодии
12
Утки – беленькие грудки
-Закреплять знания детей о Зиме;
-познакомить детей с уткой;
-развивать моторику рук;
-учить согласовывать текст с движениями;
-закреплять навык ритмичной ходьбы (марш);
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-совершенствовать простейшие танцевальные движения
Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»
Игра на
муз.инструментах
«Марш»
Е.Тиличеевой
Пальчиковая игра «Утёнок», «Пышка»
Танец «Весёлая пляска»
М.Картушина
Две-три игрушечные уточки;
барабан для каждого ребенка;
запись голоса утки
Декабрь
13
Зайчик в гостях у ребят
-Закреплять знания детей о Зиме и о лесной жизни зверей зимой;
-воспитывать доброе отношение к животным и желание им помочь;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
-учить выполнять имитационные движения и звукоподражания;
-развивать дифференцированный тембровый слух (бубен и погремушка);
-учить выполнять движения согласно характеру музыкального сопровождения;
-учить крадущейся ходьбе
Стихотворение с движениями «Снежный дом», «Падает снежок»
Песня «Заинька»
М.Красев
Пальчиковая игра «Пышка»
Игра на
муз.инструментах
«Бубен и погремушки»
М.Картушина
Игра «Заинька»
М.Картушина
Танец «Весёлая пляска»
Песня с движениями «Колыбельная»
Игрушка зайчик;
погремушки для каждого ребенка;
бубен;
запись колыбельной песни
14
Зайкин дом
-Закреплять знания детей о зайке;
-учить петь эмоционально, ритмично, работать над продолжительным дыханием;
-воспитывать доброе отношение к зайцу;
-побуждать детей давать описательные характеристики внешнего вида зайца;
-согласовывать мягкие движения рук с текстом стихотворения;
-развивать мелкую моторику;
-учить двигаться хороводным шагом, соблюдая круг
Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»
Песня «Заинька»
М.Красев
Двигательное упражнение «Зайчики»
Пальчиковая игра «Пышка»
Игра на
муз.инструментах
«Бубен и погремушки»
Новогодний хоровод (по выбору)
Игра «Зайцы и волк»
М.Красев
Песня с движениями «Колыбельная»
М.Картушина
Игрушки: зайчик, несколько маленьких зайчиков, волк;
фланелеграф
;
картинка для
фланелеграфа
ледяной дом;
бубен;
погремушки для каждого ребенка;
запись любой колыбельной мелодии
15
Белкина помощница
-Познакомить детей с Дедом морозом и праздником Новый год;
-развивать тембровый слух и элементарные навыки игры на бубне и погремушке;
-учить согласовывать движения с текстом стихотворения;
-развивать мелкую и общую моторику рук;
-побуждать детей к звукоподражанию;
Вырабатывать продолжительный и равномерный выдох;
-учить пропевать гласные звуки;
-учить подпевать весело, в умеренном темпе;
-учить выполнять движения согласно тексту и музыке,
-закреплять навык хороводного шага
Игра на
муз.инструментах
«Бубен и погремушки»
Стихотворение с движениями «Падает снежок», «Снежный дом»
Игра «Волк и зайцы»
М.Красев
Песня с движениями «Дед Мороз»
М.Картушина
Пальчиковая игра «Пышка»
Новогодний хоровод (по выбору)
Игрушки: зайчик, белочка, волк, Дед Мороз;
корзинка, в которой лежат орех, шишка, желудь, ягодка, грибок;
фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: елка, елочные игрушки (грибок, ягодка, орех, шишка, желудь, шарик, фонарики),
ледяной дом;
бубен;
погремушки для каждого ребенка
16
Чудо – е
-Закреплять знания детей о зиме, Новом годе и Деде Морозе;
-закреплять пластичные движения рук;
-развивать тембровый, ритмичный и звковысотный слух;
-учить передавать в танце образные движения;
-создавать радостное, праздничное настроение;
-развивать быстроту реакции и слуховое внимание
Стихотворение с движениями «Падает снежок»
Игра на
муз.мнструментах
«Бубен и погремушки»
Двигательное упражнение «Белочки и зайчики»
Пальчиковая игра «Ёлочка»
Песня с движениями «Дед Мороз»
М.Картушина
Игра «Зайцы и волк»
М.Красев
Новогодний хоровод (по выбору)
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: большая елка из бархатной бумаги, белка, ежик, зайчик, птичка, мышка, кошка, собачка, светлячок, Дед Мороз,
игрушки для елки (снежинка, бусы, яблоко, флажки, ягоды рябины, пирожок, рыбка, косточка, фонарики);
игрушка волк;
бубен;
погремушки для каждого ребенка
Январь
17
Подарки Дедушки Мороза
-Закреплять знания детей о Новом годе и Деде морозе;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-закреплять основные виды движений;
-учить подпевать во время хоровода и исполнять простые танцевальные движения;
-развивать динамический слух;
-учить играть на колокольчиках;
-учить передавать характерные движения птиц, развивать пластичность рук;
-в игре учить передавать игровые образы и придерживаться правил игры;
-учить согласовывать речь, музыку и движения
Пальчиковая игра «Ёлочка»
Двигательное «Лесные гости», «Белочки и зайчики»
Новогодний хоровод (по выбору)
Игра на
муз.инструментах
«Тихие и громкие погремушки»
укр.н.м
.
Песня с движениями
«Птичка»
Т.Попатенко
, «Дед Мороз»
М.Картушина
Игра «Зайцы и волк»
М.Красев
Стихотворение с движениями «Падает снежок»
Украшенная елка;
игрушки: Дед Мороз, белка, мишка, птичка, зайчик, волк;
подарки Деда Мороза: шишки, бочонок меда, ягоды
рябины и малины, валенки, пирожок;
погремушки для каждого ребенка
18
Птичья ёлка
-Познакомить детей с лесными птицами;
-воспитывать бережное отношение к птицам;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-побуждать к звукоподражанию;
-развивать динамический слух;
-закреплять основные виды движений;
-учить ориентироваться в пространстве, согласовывая движения с музыкой и партнёром;
-развивать внимание и быстроту реакции
Пальчиковая игра «Ёлочка»
Новогодний хоровод (по выбору)
Песня с движениями «Птичка»
Т.Попатенко
Игра на
муз.инструментах
«Тихие и громкие погремушки»
укр.н.м
.
Двигательное упражнение «Лесные гости»
Игра «Кот и птички»
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: елка, дятел, воробей, синица, снегирь, кормушка;
погремушка для каждого ребенка;
игрушка кошка
19
Мороз и птички
-Познакомить детей с жизнью зверей и птиц зимой;
-закрепить знания детей о Деде Морозе;
-совершенствовать основные виды движений;
-развивать мелкую и общую моторику рук;
-учить передавать игровой образ;
-учить реагировать на смену музыкального сопровождения соответствующими движениями
Песня с движениями «Дед Мороз»
М.Картушина
, «
Птичка»
Т.Попатенко
Игра «Санки»,
«Кошка и птички»
Двигательное упражнение «Лесные гости»
Пальчиковая игра «Лепёшки»
Иллюстрации: дети катаются на санках, звери зимой, птицы зимой;
игрушка кошка
20
Танюшка
-Закрепить знания детей о режиме дня;
-развивать пластичность мышц организма;
-развивать мелкую моторику;
-развивать тембровый и динамический слух;
-закреплять хороводный шаг и ориентировку в пространстве;
-учить строить в пары (санки);
-побуждать к звукоподражанию;
-учить расслаблять весь организм;
-учить сочетать речь, музыку и движения
Стихотворение с движениями «
Потягушечки
», «
Леталочка
»
Пальчиковая игра «Лепёшки»
Игра «Тихие и громкие погремушки», «Санки», «Кошка и птички»
Песня с движениями «Дед Мороз»
М.Картушина
, «Птичка»
Т.Попатенко
Релаксация
Иллюстрации: девочка сидит на кроватке, катается на горке на санках, кормит у окошка голубей;
погремушки для каждого ребенка;
игрушка кошка;
запись колыбельной мелодии
Февраль
21
Вкусная каша
-Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки;
-закреплять знания о домашних птицах и животных;
-развивать общую и мелкую моторику;
-сочетать упражнения для мелкой моторики с музыкой;
-учить сопровождать текст звукоподражательными интонациями;
-учить гусиному шагу;
-развивать динамический слух;
-создавать радостное, непринуждённое настроение
1. Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка»
2. Игра «Плескалочка», «Тихо-громко» Е.Тиличеева
3. Пальчиковая игра «Лепёшки»
4. Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян, «Птичка» Т.Попатенко
5. Двигательное упражнение «Гусь»
6. Песня «Собачка» М.Раухвергер
7. Подвижная игра «Кошка и птички»
Игрушки: кукла, гусь, цыплята, птичка, собака, кошка;
Школьные кровать, стол с посудой, платье и туфли
22
Алёнушка и лошадка
-Закреплять знания детей о режиме дня и гигиенических правилах;
-учить навыку самомассажа;
-развивать пластичность мышц плечевого и грудного отдела;
-учить согласовывать движения с текстом стихотворений и потешек;
-развивать мелкую моторику, согласовывая её с музыкой;
-закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания;
-развивать ритмический и динамический слух;
-работать над подвижностью языка
Упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
Стихотворение с движениями «
Потягушечки
», «
Леталочка
»
Игра «
Плескалочка
», «Тихо-громко»
Е.Тиличеева
, «Прокати нас, лошадка!»
В.Агафонников
Пальчиковая игра «Лепёшки», «
Цыпа-цыпа
»
Песня с движениями «Варись, варись, кашка»
Е.Туманян
Игрушки: кукла-малышка, цыплёнок, птичка, лошадка-качалка
Игрушечная коляска
Тазик
Полотенце
Стол
Тарелка с оладышками
Голубая чашка
Ложка
23
Лошадка
-Закреплять знания детей о лошадке;
-закреплять умения делать самомассаж;
-развивать динамический слух;
-совершенствовать прямой галоп;
-закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания;
-развивать мелкую и общую моторику;
-эмоционально откликаться на песню весёлого характера, сопровождать слушание движениями по тексту песни;
-учить манипулировать предметами и сочетать движения с ритмом музыки и текстом песни;
-побуждать детей подпевать песню вместе со взрослым
Двигательное упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
Стихотворение с движениями «
Потягушечки
»
Дидактическая игра «Тихо-громко»
Игра «Прокати нас, лошадка!»
В.Агафонников
Песня с движениями «Варись, варись, кашка»
Е.Туманян
Песня «Игра с лошадкой»
И.Кишко
, «Лошадка»
М.Раухвергер
«Танец с флажками»
М.Картушина
Игрушки: кукла, лошадка-качалка;
голубая чашка,
ведер
ко,
«трава»;
флажки для каждого ребенка
24
Капризная внучка
-закреплять знания детей о домашних животных;
-воспитывать у детей доброе и нежное отношение к бабушке;
-совершенствовать навык самомассажа;
-закреплять основные виды движений;
-учить подпевать, соблюдая ритм и интонацию песни;
-развивать мелкую моторику под музыкальное сопровождение;
-развивать динамический слух;
-учить исполнять звукоподражания в сочетании с движениями;
-учить выразительно танцевать с предметами (флажками)
Упражнение «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»
Игра «
Плескалочка
»
Песня «Вот какая бабушка»
Е.Тиличеева
Песня с движениями «Варись, варись, кашка»
Е.Туманян
, «Бобик»
Т.Попатенко
Пальчиковая игра «
Цыпа-цыпа
»
Дидактическая игра «Тихо-громко»
Е.Тиличеева
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Танец с флажками.
М.Картушина
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: девочка, бабушка, воробей, цыпленок, пес, кот, мышка;
флажки для каждого ребенка
Март
25
Хозяюшка
-Знакомить детей с праздником 8 Марта;
-воспитывать любовь к бабушке;
-закреплять основные виды движений;
-учить петь напевно, в умеренном темпе, работать над артикуляцией и правильной интонацией;
-закреплять навык самомассажа;
-развивать мелкую моторику;
-учить передавать в движении весёлый характер песни, работать над быстрой переключаемостью движений
Двигательное упражнение «Еду к бабе, еду к деду»
Песня «Собачка»
И.Арсеева
, «Лошадка»
М.Раухвергер
,
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Пальчиковая игра «
Цыпа-цыпа
», «Оладушки»
Песня с движениями «Варись, варись, кашка»
Е.Туманян
, «Пирожок»
Е.Тиличеева
Танец «Раз-два!»
М.Картушина
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: бабушка, собачка облизывает чашку, мышка собирает крошки, кот скребет когтями стол, курочка подметает, лошадка везет детей
26
Котенок и щенок
-Закреплять знания детей о собаке и кошке (их внешний вид, повадки, голос);
-согласовывать пение и подпевание с выполнением движений;
-развивать звуковысотный и ритмический слух;
-учить в пении чётко пропевать гласные звуки;
-развивать мелкую моторику;
-развивать длительный и равномерный выдох с одновременным пропеванием шипящих звуков;
--учить сочетать танцевальные движения с музыкой и текстом;
-учить детей расслаблять весь организм
Двигательное упражнение «Еду к бабе, еду к деду»
Пальчиковая игра «Оладушки», «Коготки»
Песня «Вот какая бабушка»
Е.Тиличеева
, «Собачка»
И.Арсеева
Песня с движениями «Бобик»
Т.Попатенко
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Танец «Раз-два»
М.Картушина
Релаксация
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: бабушка, собака, щенок, кошка, котенок;
маска собаки;
запись колыбельной песни
27
Про собачку
-Закреплять знания детей о собаке (о внешнем виде и о её роли в жизни человека);
-воспитывать доброе отношение к животным;
-развивать мелкую моторику в сочетании с музыкой;
-учить сочетать движения с музыкой и текстом;
-развивать выдержку и быстроту реакции;
-учить ориентироваться в пространстве;
-учить выполнять движения танца ритмично и выразительно;
-учить расслаблять весь организм
Песня «Собачка»
И.Арсеева
Пальчиковая игра «Коготки»
Пальчиковое упражнение «На крыше»
Песня с движениями «Бобик»
Т.Попатенко
Игра «Бобик и птички», «
Плескалочка
»
Танец «Раз-два!»
М.Картушина
Релаксация
Игрушки: собака, щенок, кошка;
косточка-игрушка для собак;
запись колыбельной песни
28
Таня пропала
-Закреплять знания детей о весне;
-закреплять знания детей о поведении в окружающем мире;
-развивать навык самомассажа;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-учить выполнять движения согласно игровому образу;
-учить сочетать движения с речью и в зависимости от этого менять их;
--учить выполнять движения танца ритмично, согласно музыки и тексту песни
Упражнение «Наша дочка»
Пальчиковая игра «Оладушки», «Коготки», «
Цыпа-цыпа
»
«Танец уточек»
М.Картушина
Песня с движениями «Ручеёк-
журчалочка
»
О.Боромыкова
,
«Бобик»
Т.Попатенко
Игра «Бобик и птички», «
Плескалочка
»
Танец «Раз-два!»
М.Картушина
Игрушки: кукла, котик, утка, козлик, воробей, курица, свинка, песик
Апрель
29
Верные друзь
-Воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу;
-приобщать детей к устному народному творчеству;
-побуждать к пению простых интонаций, работать над плавностью пения и чёткой артикуляцией;
-учить сочетать пение и движения;
-учить передавать образные движения, соответствующие характеру танца;
-развивать над выразительностью и ритмичностью движений;
-совершенствовать высокую ходьбу и прямой галоп;
-учить элементарной игре на музыкальных инструментах, работать над ритмичностью и динамикой исполнения;
1. Прибаутка с движениями «Петушок» р.н.п.
2. Пальчиковое упражнение «На крыше»
3. Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко, «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова
4. Игра «Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников
5. «Танец уточек» М.Картушина
6. Игра на муз.инструментах «Наш оркестр» М.Картушина
7. Танец «Ра-два!» М.Картушина
Игрушки: кукла, петушок, кошка, собачка, утка, козочка, лошадка-качалка, зайка, белка, ежик;
Бубны
погремушки;
маска петуха
30
Про петушка
-Закреплять знания детей о петушке;
-развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с речью;
-выразительно исполнять образные танцевальные движения;
-подпевать со взрослым текст игры, согласовывая с движениями;
-развивать быстроту и стремительность бега;
-совершенствовать простые танцевальные движения: лёгкий бег по кругу, хлопки в ладоши, кружение. «фонарики»;
-учить петь, правильно интонируя скачок мелодии в потешке, сопровождать пение движениями;
-развивать ритмический и тембровый слух
Пальчиковая игра «Бычок»
«Танец уточек»
М.Картушина
Игра «Прогоним курицу»
чеш.н.и
.
Танец «Вот как пляшут наши ножки»
И.Арсеева
Прибаутка с движениями «Петушок»
Игра на
муз.инструментах
«Наш оркестр»
М.Картушина
Игрушки: петушок, бычок, утка, овечка, курица, кукла;
Бубны
погремушки;
маска петуха
31
Уточка и курочка
-Закреплять знания детей о домашних птицах и животных;
-совершенствовать самостоятельное пение, работать над дикцией и чёткой артикуляцией;
-развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с музыкой;
-закреплять танцевальные движения: «сапожки», «притопы», добиваться ритмичности и правильности исполнения;
-учить детей инсценировать песню, подпевать отдельные интонации;
-развивать тембровый слух и навыки элементарного музицировнаия
Прибаутка с движениями «Петушок»
Стихотворение с движениями «Петушок»
Песня с движениями «Ручеёк-
журчалочка
»
О.Боромыкова
Танец «Вот как пляшут наши ножки»
И.Арсеева
Песня «Цыплята»
А.Филиппенко
Пальчиковая игра «Бычок», «
Цыпа-цыпа
»
«Танец уточек»
М.Картушина
Игра на
муз.инструментах
«Наш оркестр»
М.Картушина
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: петушок, барашек, козочка, цыплята, курочка, бычок, утка, утята;
маска петуха;
бубны,
погремушки
32
Цыплячий переполох
-Закреплять знания детей о домашних животных и птицах;
-учить детей инсценировать песню, подпевать отдельные интонации;
-приобщать детей к устному народному творчеству;
-выразительно передавать образ курицы, учить играть самостоятельно, придерживаясь правил, текста и музыкального сопровождения;
-развивать мелкую моторику;
--развивать тембровый слух и навыки элементарного музицировнаия
Прибаутка с движения «Петушок»
Песня с движениями «Цыплята»
А.Филиппенко
, «Ручеёк-
журчалочка
»
О.Боромыкова
Стихотворение с движениями «Петушок»
«Танец уточек»
М.Картушина
Игра «Прогоним курицу»
чеш.н.и
.
Пальчиковая игра «Бычок»
Танец «Вот как пляшут наши ножки»
И.Арсеев
Игра на
муз.инструментах
«Наш оркестр»
М.Картушина
Игрушки: петух, курица, цыплята, овечка, утка, бычок, коза, цапля;
маска петуха;
бубны,
погремушки
Май
Май
33
Радуга – горка
-Закреплять знания детей о весне;
-дать понятие «радуга»;
-учить петь весело и эмоционально, правильно передавать скачки мелодии, сопровождать пение движениями по тексту;
-развивать тембровый слух и элементарное музицирование;
-согласовывать движения с текстом стихов;
-развивать мелкую моторику;
-учить детей брать на себя роль волка и передавать в характерных движениях;
-развивать быстроту реакции и внимание
Песня «Дождик»
р.н.п
.
Игра на
муз.инструментах
«Наш оркестр»
М.Картушина
Прибаутка с движениями «Петушок»
Стихотворении с движениями «Петушок»
Песня с движениями «Ручеёк-
журчалочка
»
О.Боромыкова
Пальчиковая игра «Улитка»
Пальчиковое
упражнение «На крыше»
Игра «Дети и волк»
М.Картушина
Фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: радуга, мальчик Егорка, петушок, пастух, улитка, кот на подушке, волк;
детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки;
маски петуха и волка
34
Майский день
-Закреплять знания детей о весне;
-познакомить с лесными обитателями;
-учить ориентироваться в пространстве;
-учить быстроте реакции и вниманию, движения менять согласно тексту песни;
-передавать в движении характерные движения пчёлок, следить за выразительностью движений;
-развивать мелкую моторику;
-учить сочетать речь, движение и музыку;
-учить петь без поддержки взрослого, правильно интонируя мелодию, работать над дыханием и дикцией;
1. Двигательное упражнение «Хорошо в лесу» М.Раухвергер, «Перепрыгни через лужи»
2. Игра «Бобик и птички», «Дети и волк» М.Картушина
3. «Танец пчёл» М.Картушина
4. Пальчиковая игра «Улитка»
1.Фланелеграф;
2. картинки для фланелеграфа: весенний лес, птицы, бабочка, зайчик, медведь, лягушка, пчела, улитка, волк;
3. маска волка;
4. запись громовых раскатов;
5. 3—4 больших плоских цветка
Май
35
Про зеленую лягушку
-Закрепить знания детей о весне, лягушке;
-развивать мелкую моторику;
-упражнять в спокойной ходьбе и ориентировке в пространстве;
-передавать в движении характерные движения пчёлок, следить за выразительностью движений;
-учить передавать игровые образы, согласно музыки и тексту песни;
-упражнять в прыжках из положения сидя (лягушки) и высокой ходьбе (аист);
-побуждать к звукоподражанию;
-учить детей расслаблять организм
Пальчиковая игра «Улитка»
Двигательное упражнение «Хорошо в лесу»
М.Раухвергер
, «Устали наши ножки»
Т.Ломова
Игра «В лесу», «Дети и волк», «Лягушки и аист»
М.Картушина
«Танец пчёл»
М.Картушина
Пальчиковая игра «Лягушка»
Стихотворение с движениями «Дождик»
Песня «Дождик»
р.н.п
.
Релаксация
Игрушки: улитка, пчела, волк, лягушка, аист;
маски волка и аиста;
3—4 больших плоских цветка
36
После дождя
-Закреплять знания детей о весне, дожде и радуге;
-развивать чувство ритма;
-развивать выразительность образных движений;
-совершенствовать основные виды движений;
-развивать мелкую моторику;
-учить расслаблять весь организм
Стихотворение с движениями «Дождик»
Песня «Дождик»
р.н.п
.
«Танец пчёл»
М.Картушина
Пальчиковая игра «Улитка», «Лягушка»
Игра «В лесу», «Лягушки и аист», «Дети и волк»
М.Картушина
Двигательное упражнение «Устали наши ножки»
Т.Ломова
Релаксация
Запись раскатов грома;
фланелеграф
;
картинки для
фланелеграфа
: солнце, радуга, цветок, пчела, улитка на травинке, бабочка, зайчик, мишка, лягушка, аист, волк;
маски аиста и волка
Музыкальный, речевой и двигательный материал, используемый на логоритмических занятиях
с детьми раннего возраста
№
Средства логоритмики
Репертуар
Музыкально-двигательные
1
Песни
-«Машина» Ю.Слонов;
-«Дождик» М.Картушина;
-«Зайка» р.н.п;
-«В огороде заинька» В.Карасёва;
-«Котенька» М.Картушина;
-«Вороны» Е.Тиличеева;
-«Колыбельная» р.н.к;
-«Заинька» М.Красева;
-«Бубен и погремушка» М.Картушина;
-«Дед Мороз» М.Картушина;
-«Птичка» Т.Попатенко;
-«Варись, варись, кашка» Е.Туманян;
-«Собачка» М.Раухвергер;
-«Игра с лошадкой» И.Кишко;
-«Вот какая бабушка» Е.Тиличеева;
-«Бобик» Т.Попатенко;
-«Собачка» И.Арсеева;
-«Лошадка» М.Раухвергер;
-«Пирожок» Е.Тиличеева;
-«Ручеёк-журчалочка» О.Боромыковой;
-«Петушок» р.н.приб;
-«Цыплята» А.Филиппенко;
-«Дождик» р.н.п.
2
Музыкально-ритмические упражнения
-«Ноги и ножки» В.Агафонников;
-«Белочки»;
-«Зайчики»;
-«Белочки и зайчики»;
-«Лесные гости»;
-«Хорошо в лесу» М.Раухвергер;
-«Устали наши ножки» Т.Ломовой;
-«Тихо-громко» Е.Тиличеева
3
Танцы
-«Танец с листочками» М.Картушина;
-«Весёлая пляска» М.Картушина;
-«Танец с флажками» М.Картушина;
-«Раз-два!» М.Картушина;
-«Вот как пляшут наши ножки» М.Картушина;
-«Танец уточек» М.Картушина;
-«Танец пчёл» М.Картушина
4
Хороводы
-«Новогодний хоровод»
5
Подвижные и
хороводные игры
-«Прилетела птичка» М.Раухвергер;
-«Догонялки с мишкой» М.Картушина;
-«Заинька» М.Картушина;
-«Солнышко и дождик» М.Раухвергер;
-«Кот и мыши» М.Картушина;
-«Зайцы и волк» М.Красев;
-«Кошка и птички» М.Картушина;
-«Санки» М.Картушина;
-«Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников;
-«Бобик и птички» М.Картушина;
-«Прогоним курицу» чеш.н.и;
-«Дети и волк» М.Картушина;
-«В лесу» М.Картушина;
-«Лягушки и аист» М.Картушина
6
Элементарное
музицирование
-«Весёлый бебун» М.Картушина;
-«Марш» Е.Тиличеева;
-«Бубен и погремушки» М.Картушина;
-«Тихие и громкие погремушки» укр.н.м;
-«Наш оркестр» М.Картушина
Рече-двигательные
1
Стихотворения
с движениями
-«Поехали»;
-«Падает снежок»;
-«Снежный дом»;
-«Потягушечки»;
-«Петушок»;
-«Дождик»
2
Пальчиковая
гимнастика
-«Ладушки»;
-«Утёнок»;
-«Пышка»;
-«Лепёшки»;
-«Варись, варись, кашка» Е.Тумання;
-«Цыпа-цыпа»;
-«На крыше»;
-«Оладушки»;
-«Коготки»;
-«Бычок»;
-«Улитка»;
-«Лягушка»
Физкультурно-оздоровительные
1
Двигательные
упражнения
-«Лесные гости;
-«Леталочка»;
-«Гусь»;
-«Еду к бабе, к деду»;
-«Хорошо в лесу»
2
Самомассаж
-«Плескалочка»;
-«Наша дочка»
2.2 Особенности организации педагогической диагностики
В 1ой младшей группе диагностика не проводится. Первый год посещения ребёнком дошкольного учреждения является адаптационным периодом.
Оценка результативности развития детей в рамках данной программы проводится путём педагогического наблюдения за детьми, сопоставления их достижений и ожидаемых результатов в повседневной деятельности и на тематических музыкальных праздниках (утренниках), которые проводятся четыре раза в год (осенний: конец октября – начало ноября, зимний: конец декабря, весенний: начало-середина марта, летний: середина – конец мая).
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Программа по логоритмике для раннего возраста, характеризуется широким охватом всего арсенала средств музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.
Использование наглядного материала:
Иллюстрации и репродукции.
Малые скульптурные формы.
Дидактический материал.
Игровые атрибуты.
Музыкальные инструменты.
Аудио- видеоматериалы.
Живые игрушки (
преподаватели или
дети,
одетые в соответствующие костюмы).
Коврики для проведения релаксации.
Техническое оснащение занятий.
Для показа иллюстраций и видеоматериала имеется магнитно-маркерная доска, проектор.
Для воспроизведения музыкальных фонограмм имеется музыкальный центр для CD-дисков, ноутбук с выходом в интернет, портативная музыкальная минисистема - большая переносная колонка с двумя USB-входами.
Методическое обеспечение:
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Логопед в ДОУ)
Нотные сборники
1.
Боромыкова О. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999
2.
Музыка в детском саду. Вып. 1. М., 1965
3.
Музыка в детском саду. Вторая младшая группа / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова. М., 1989
4.
Музыка в детском саду. Первая младшая группа / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова. М., 1990
5.
Музыка в раннем детстве. М., 1982
6.
Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет) / Сост. СИ. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1981
7.
Песни для детского сада / Сост. Н.А. Метлов. М., 1974. Праздники в детском саду / Сост. СИ. Бекина. М., 1976
8.
Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши. СПб., 2001
9.
Учите детей петь (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет) / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. М., 1986
Аудиокассеты
1.
Голоса животных и птиц. М., 2005
2.
Из чего родилась музыка. М., 2001
3.
Колыбельные / Сер. Happy baby. Германия: THIMP
4.
Я с комариком плясала / Сер. Русские народные танцы. М., 2001
3.2. Структура организации деятельности дошкольников в рамках реализации Программы.
Учебный план отвечает требованиям СанПиН, гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке на детей раннего дошкольного возраста в организованных формах обучения (инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 № 65/23016).
Учебный год начинается 2 сентября 2019г. и длится до 29 мая 2020г. – всего 32 недели образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.
В учебном плане допускаются изменения в соответствии с установленными правительством РФ праздничными днями.
3.3. Список используемой литературы
1. Бутенко Э.В., Якименко Н.А. Л. Музыкальные игры и развлечения для детей 2-3 лет. Сценарии с нотным приложением. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 40 с. (Вместе с музыкой)
2. Гомонова Е.А. Секреты музыкального воспитания дошкольников. – М.:ВАКО, 2016. – 80 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
3. Картушина М.Ю. Музыкальные сказки о зверятах. Развлечения для детей 2-3 лет. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2016 - 104 с.
4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Логопед в ДОУ)
5. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.
6. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.