Управление образования администрации Кемеровского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»
Принята на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ ДО ДДТ
от 23.04.2025 _________ И.А. Волошко
Протокол №163 _________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Пишу красиво»
Возраст учащихся: 6-8 лет Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Алексеева Юлия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Кемеровский городской округ, 2025
Содержание
Раздел №1 Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Пишу красиво»
Пояснительная
записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
-Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 N АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»);
-Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 N АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»);
- Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Устав и локальные акты МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово».
Данная программа художественной направленности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы, тренировка мелкой моторики руки, развитие оптического контроля, привитие аккуратности, воспитание усидчивости.
Новизна программы
Письмо называют «базовым» навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, обучающийся, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе.
Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению.
Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, ко- торый не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения спо- собствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зри- тельного восприятия, произвольного внимания.
Данная программа построена в трёх направлениях: развитие ручной умелости; развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клет- ку и в линейку); развитие графического умения.
Ручная умелость развиваются в процессе выполнения поделок с по- мощью инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т.д.).
Пространственные представления, общие направления на листе бу- маги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе.
Развитие графических умений формируется через штриховку, рисо- вание, графические упражнения.
Актуальность программы
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин. В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса. В программе представлена основная терминология. Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение пера в руке, положение тетради, простые и сложные элементы
букв. Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. В настоящее время наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.
Отличительной особенностью
Программа модифицированная, ориентирована на создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных навыков обучающихся в системе дополнительного образования. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.
Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено око- стенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуля- ция движения, недостаточно развиты механизмы программирования слож- но координированных двигательных действий, низка выносливость к ста- тическим нагрузкам.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от 6 до 8 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки при наличии интереса и мотивации к данной предметной области.
С 6 до 8 лет детей относят к возрастной группе «младшая школа». Происходит активное развитие психики и личности. Школа, новые правила, нормы поведения сильно меняют взгляд ребенка на мир, и в первую очередь на самого себя. Ребенок учится принимать решения, выделять важность совершения тех или иных действий в зависимости от их целей.
Деятельность становится предметной. Раньше это была игра, теперь же - учеба, интересы. Постепенно меняются приоритеты, но игровая деятель- ность еще долго будет оставаться важной для детей этого возраста.
В этом возрасте важно постепенно прививать ребёнку понятие об ответ- ственности за свои решения, действия.
Уровень, объем и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пишу красиво» имеет базовый уровень - формирует у обучающихся инте-
рес, устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультур- ных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения -36.
Программа рассчитана на два модуля: 4 месяца объемом 16 часов и 5 месяцев - объем 20 часов.
Режим занятий: по 1 академическому часу, академический час не превышает 40 минут.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа предполагает возможность обучения по индивидуальному образовательному маршруту, который будет включать в себя индивидуальный план, который составляется совместно с учащимся на основе его предпочтений и предполагает определенные результаты в виде промежуточных проектов, самостоятельных творческих работ, участия в конкурсах, концертах и т.д.
Содержание программы реализуется на основе органичной взаимосвязи теории и практики.
Цели
и
задачи
программы
Цель программы: формирование у младших школьников навык красивого, аккуратного письма посредством выполнения практических заданий, а также повышение скорости письма.
Задачи
образовательные:
формировать навык красивого, аккуратного письма;
повышать скорость письма;
знакомить с правилами гигиены письма (посадка, положение тетради, освещение, владение инструментами);
учить ориентироваться на страницах прописей, тетрадей;
знакомить с каллиграфическим написанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений, учить неразрывному письму.
учить соблюдать на всей странице одинаковый наклон;
исправлять недостатки письма у отдельных учащихся;
развивающие:
развивать мелкую моторику рук, речь, память;
воспитательные:
воспитывать дисциплину, самоконтроль, умение работать сосредоточенно.
обучить
работе
с
различными
типами
текстов;
развивать
воображения
и
эмоциональную
сферы
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 модуля:
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
1
0.5
0.5
опрос
2.
Графические элементы
4
1
3
Выполнение
упражнений
2.1
Написание элемента «наклонная», «крючок малый», «крючок
большой»
2
0,5
1,5
2.2
Написание элемента «овал» «полуовал» «петля»
2
0,5
1,5
3.
Строчные буквы.
5
1
4
3.1
Строчные буквы а, о, ю, е, ѐ. и ш ц щ ч.
2
0,5
1,5
Опрос, Наблюдение. Тестирование,
проверочная и самостоятельная работа
3.2
Строчные буквы н п т г. л м я к. с х ж э.
2
0,5
1,5
3.3
Строчные буквы б в д з р у ф
1
1
4
Соединения букв
6
1,5
4,5
4.1
Правописание верхнего соединения Правописание среднеплавного
соединения
3
1
2,5
4.2
Правописание нижнего соединения Правописание слов по образцу
3
0,5
2,5
Всего:
16
4
12
Учебно-тематический план 2 модуля:
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
5.
Графические элементы
4
1
3
5.1
Малая и большая прямые наклонные
линии с закруглениями вверху и внизу. Длинная наклонная линия с петлей
внизу и вверху
4
1
3
Выполнение
упражнений, решение задач
6
Заглавные буквы
5
1
4
6.1
Написание элементов заглавных букв
– А И З Е Д К Н Ю О Ф И
2
0,5
1,5
6.2
Написание элементов заглавных букв
П Т Г Б Р В Ш Ц Щ У Ч
2
0,5
1,5
6.3
Правописание слов по образцу
1
1
7
Плавность письма
10
2
8
7.1
Письмо сложных соединений
3
0,5
2,5
7.2
Отработка написания заглавных букв Письмо строчных и заглавных букв,
соединений, слов, предложений.
3
0,5
2,5
7.3
Списывание с печатного текста
2
2
Выполнение проектов, соревнования.
контрольное задание
7.4
Письмо под диктовку Работа по устранению графических
недочетов
2
1
1
8.
Промежуточная аттестация
1
0.5
0.5
Всего:
20
4,5
15,5
Содержание учебно- тематического плана 1 модуля
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Введение в предметную область. Знакомство с понятиями
«каллиграфия» и «письменность». История возникновения и развития русской письменности; гигиенические требования для письма. Беседа «На чем раньше писали»
Практика: Рисование графических элементов в тетрадях, письмо ломаных линий.
Раздел 2. Графические элементы
Тема 2.1. Написание элемента «наклонная», «крючок большой», «крючок малый»
Теория: Показ написания элемента «наклонная» (наклонная большая и малая). Показ написания элемента «крючок малый». Рассказ о Незнайке, который ничего не умел. Показ написания элемента «крючок большой»
Практика: Написание элемента «наклонная» в тетради. Написание наклонных линий соблюдая ритмичность. Штриховка строк. Написание элемента «крючок малый» в тетради. Написание малых крючков, используя речевую формулу. Выполнение упражнения «Я-молодец». Написание элемента «крючок большой» в тетради. Письмо малых крючков, используя речевую формулу. Выполнение упражнения «Не ошибись».
Тема 2.2. Написание элемента «овал», «полулвал», «петля»
Теория: Показ написания элемента «овал», «полуовал»,
Показ написания элемента «петля».
Практика: Письмо овалов больших и малых в тетради, с соблюдением ритма. Штриховка фигур. Выполнение упражнений для осанки «Все спортом занимаются» «Ель, елка, елочка», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо полуовалов больших и малых в тетради, с соблюдением ритма. Штриховка фигур. Письмо элемента «петля». Выполнение упражнения «Дождик». Штриховка фигур.
Раздел 3. Строчные буквы.
Тема 3.1. Строчные буквы а, о, ю, е, ѐ, и, ш, ц, щ, ч.
Теория: Показ написания букв а, о, ю, е, ѐ. и, ш, ц, щ, ч.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Все спортом занимаются» «Ель, елка, елочка», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради. Игра «Исправь ошибки»
Тема 3.2. Строчные буквы н, п, т, г. л, м, я, к.
Теория: Показ написания букв н, п, т, г. л, м, я, к. с, х, ж, э.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Бабочка»,
«Помощники», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради. Штриховка строк.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Посуда», «Красивая спина», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради. Штриховка фигур.
Письмо в тетради. Упражнение «Без отрыва».
Тема 3.3. Строчные буквы б, в, д, з, р, у, ф.
Теория: Показ написания букв б, в, д, з, р, у, ф.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Посуда», «Красивая спина», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради. Штриховка фигур. Упражнение
«Без отрыва».
Раздел 4. Соединения букв
Тема 4.1. Правописание верхнего соединения и среднеплавного соединения
Теория: Показ написания верхнего соединения букв. Показ написания среднеплавного соединения букв.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Деревья и птицы», «В лес», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради. Штриховка фигур.
Тема 4.2. Правописание нижнего соединения. Правописание слов
Теория: Показ написания нижнего соединения букв.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Бабочка»,
«Помощники», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради.
Содержание учебно- тематического плана 2 модуля
Раздел 5 Графические элементы
Тема 5.1 Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу. Длинная наклонная линия с петлей внизу.
Длинная наклонная линия с петлей вверху
Теория: Показ написания элементов «малая наклонная линия с закруглением сверху и внизу», «большая прямая наклонная линия с закруглением сверху и внизу». Показ написания элемента «длинная наклонная линия с петлей внизу» Показ написания элемента «длинная наклонная линия с петлей вверху»
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Деревья и птицы», «В лес», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо элементов «малая наклонная линия с закруглением сверху и внизу», «большая прямая наклонная линия с закруглением сверху и внизу» в тетради, соблюдая ритм. Штриховка фигур.
Письмо элемента «длинная наклонная линия с петлей внизу». Выполнение упражнения «Обведи по точкам». Отработка плавности написания линий. Письмо элемента «длинная наклонная линия с петлей вверху» в тетради.
Раздел 6. Заглавные буквы
Тема 6.1. Написание элементов заглавных букв – А И З ЕД
К Н Ю О Ф
Теория: Показ написания элементов заглавных букв – А И З Е Д . Практика: Письмо в тетради.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Бабочка»,
«Помощники», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради по образцу. Написание слов с заглавных букв.
Тема 6.2. Написание заглавных букв – П Т Г Б Р В И Ш Ц Щ У Ч
Теория: Показ написания букв
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Посуда», «Красивая спина», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради по образцу. Написание слов с заглавных букв. Каллиграфическая фигурка «Щенок» Каллиграфическая фигурка «Паровозик»
Тема 6.3. Правописание слов по образцу
Теория: Просмотр и обсуждение каллиграфически написанных слов.
Перечисление элементов использованных букв и соединений.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Ванечкины сапожки»,
«Кузнечик», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради по образцу.
Раздел 7. Плавность письма
Тема 7.1. Письмо сложных соединений
Теория: Показ написания плавных, безотрывных соединений.
Практика: Выполнение упражнения для осанки «Посуда», «Красивая спина», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Письмо в тетради по образцу. Штриховка «автобус» Выполнение Каллиграфической фигурки «Оса».
Выполнение каллиграфической фигурки «Пальма».
Тема 7.2. Отработка написания заглавных букв Письмо строчных и заглавных букв, соединений, слов, предложений.
Теория: Беседа «Какие заглавные буквы пишутся похоже» Просмотр и обсуждение каллиграфически написанных слов и предложений. Перечисление элементов использованных букв и соединений.
Практика: Игра «Угадай букву». Выполнение упражнения «Собери букву». Обведение шаблонов. Письмо в тетради. Выполнение каллиграфической фигурки «Улитка».
Тема 7.3. Списывание с печатного текста
Теория: Чтение и обсуждение текста.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Великаны и гномики»,
«Танец медвежат», кинезиологические упражнения (пальцовки), упражнения для развития свободных движений руки. Списывание печатного текста в тетрадь. Игра «Угадай слово».
Тема 7.4. Письмо под диктовку.
Работа по устранению графических недочетов
Теория: Беседа «Правила красивого письма». Беседа «Какие бывают ошибки».
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Ванечкины сапожки»,
«Кузнечик», кинезиологические упражнения (пальцовки). Письмо под диктовку короткого текста. Самопроверка. Самостоятельная проверка. Выполнение каллиграфических фигурок
«Открытка», «Цветок»
Раздел 8. Промежуточная аттестация
Теория: Подведение итогов обучения.
Практика: Выполнение упражнений для осанки «Ванечкины сапожки»,
«Кузнечик»,кинезиологические упражнения (пальцовки). Контрольное списывание печатного текста.
1.4. Планируемые результаты
Обучающие:
сформировать
осознание
роли
языка
и
речи
в
жизни
людей;
эмоционально
«проживать»
текст,
выражать
свои
эмоции;
понимать
эмоции
других
людей,
сочувствовать,
сопереживать;
высказывать
своё
отношение
к
героям
прочитанных
произве
-
дений
, к их поступкам;
оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной
форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
слушать
и
понимать
речь
других;
учиться
работать
в
паре,
группе;
выполнять
различные
роли (лидера, исполнителя).
Воспитательные:
стремиться
к
самообразованию;
проявлять
активную
жизненную
позицию;
развить способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых педагогом заданий и к пробе их применения;
развить коммуникативные
способности;
сформировать желание и умение учиться как способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения
.
Развивающие:
развить
воображение,
творческие
и
художественные
способно-
сти;
развить
мелкую
моторику
рук
с
использованием
ритмики
и
пальчиковой гимнастики;
развить
психические
функций:
мышление,
внимание,
память,
речь.
развить
чувство
ритма;
освоить
способы
физического,
духовного
и
интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком.
Начало учебного года:
модуль
обучения
–
1
сентября
2 модуль обучения - 9 января
Окончание учебного года:
модуль
обучения
–
31
декабря;
модуль
обучения
–
31
мая;
№
Модуль обучения
Объем
учебных часов
Количество учебных
недель
Количество
учебных дней
1
Первый модуль
обучения
16
16
16
2
Второй модуль обучения
20
20
20
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете, оформленном в соответствии с санитарными нормами, оборудованном всем необходимым для обучения детей: столами и стульями для педагога и детей; шкафами и полками для размещения образцов поделок и пособий; стеллажами и стендами для выставки детских работ; средствами ИКТ.
Для реализации программы «Каллиграфия: пишу красиво» необходимо использование таких методических материалов, как: каллиграфические прописи, пособия для подготовки руки к письму (обведение, штриховка, дорисовка), учебно-методические пособия по обучению аккуратному письму. Программа также предусматривает использование на занятиях канцелярских принадлежностей: цветные карандаши, простые карандаши, ластики, ножницы, шариковые ручки.
Информационное обеспечение
Авторские
презентации
к
занятиям, в
формате
Power
Рoint
.
Компьютер.
Телевизор.
Настольные
развивающие
игры.
Настенные
доски
для
вывешивания
иллюстративного
материала.
Раздаточный
материал.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы или лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющеекачественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
2.3. Формы аттестации (контроля)
С целью оценки успешности освоения учащимися материала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится входящая, промежуточная и итоговая аттестация по следующим критериям:
теоретические
знания,
владение
специальной
терминологией
в
рамках
программы;
практические
умения
и
творческие
навыки,
предусмотренные
программой;
основные
общеучебные
компетентности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Наблюдение;
Опрос;
Контрольное
задание.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
практическое задание.
Перечень диагностических методик
Оценочные материалы определяются уровнем достижения предметных (теоретических знаний, практических умений и навыков) и метапредметных задач (Приложение 2).
2.4. Оценочные материалы
Перечень оценочных материалов (по разделам программы)
Раздел
программы
Диагностический
инструментарий
Оценочные материалы
«Введение»
Опрос, игры-задания, взаимоопрос.
Блиц-опрос
«
Правила
поведения
»
«Графические элементы»
Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование,
самостоятельная и
проверочная работы.
Результаты
тестирования
;
Результаты
самостоятельной
работы
;
Результаты
проверочной
работы
.
«Строчные буквы»
Педагогическое наблюдение, опрос, практические задания.
Выполнение
практических
задач
Выполнение упражнений
«Соединения букв»
Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, практические задания.
Выполнение
практических
заданий
Результаты тестирования
«Заглавные буквы»
Педагогическое наблюдение, опрос, практические задания
Выполнение
практических
задач
Выполнение упражнений
«Плавность письма»
Педагогическое наблюдение, опрос, практические задания
Выполнение
проектов
Соревнование
«Промежуточная аттестация»
Контрольное задание
2.5 Методическое обеспечение
Методы, используемые на занятиях
словесный:
при объяснении
нового
материала и
самостоятельной
работе, через созерцание, диалог, беседу, любование объектами реального мира;
наглядный: педагогический показ, демонстрация слайдов и видеоматериалов,
репродукций
и
реальных
объектов;
сравнение
многообразных форм каллиграфических шрифтов и написаний;
практический: выполнение упражнений, дидактических упражнений и игр, самостоятельных творческих заданий и коллективных работ.
Основные приемы, используемые на занятиях:
показ
написания
буквы
педагогом;
ведение
руки
обучающегося
при
написании
букв;
списывание
с
готового
образца
(на
доске, в
тетрадях);
воображаемое
письмо,
письмо
в
воздухе;
анализ
формы
букв
(по
зрительным
и
двигательным
элементам);
конструирование
буквы
из
элементов
шаблонов; обведение букв по шаблону.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, практическое занятие, презентация.
Педагогические технологии
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология
развивающего
обучения;
технология
индивидуализации
обучения;
личностно-ориентированная
технология;
компетентностного
и
деятельностного
подхода;
здоровьесберегающие
технологии.
Алгоритм учебного занятия:
организационно-мотивационная
часть;
актуализация
знаний
по
теме;
информационная
часть,
усвоение
новых
знаний
и
способов
действий;
проверка
понимания,
практические
задания
с
объяснением
соответствующих правил, тренировочные упражнения;
обобщение
и
систематизация
знаний,
анализ
успешности
достижения
цели
- рефлексия;
итоговая
часть.
Занятие представляет собой последовательность этапов в процессе
усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение.
Дидактические материалы:
шаблоны
оформления
работ;
образцы
написания
букв;
инструкции
по
использованию
раздаточного
материала;
правила
пользования
приборами
и
материалами;
правила
техники
безопасности
при
выполнении
работ.
Для проведения занятий используются дидактические специальные упражнения, предназначенные для развития свободных движений руки в процессе письма (Приложение 3).
Список литературы
Список литературы, рекомендованной обучающимся
Богдеско
И.Т. Каллиграфия.
-
СПб.:
Агат,
2005.
Жиренко
О.Е. Тренажер по
чистописанию, Москва Издательство:
Вако
,
2023г.,
Козлова
М.А.
Тренажѐр
по
чистописанию,
Москва,
2020.
Кузьменко, Н.С. Прописи «Хочу хорошо писать». В 4 ч. Ч. 1 – 4 /
Н.С.Кузьменко
, Н.М.
Бетенькова
. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016. – 48
с.
Список литературы, рекомендованной педагогу
Архипова, Е.Ф. Преодоление некоторых видов нарушений письма у учащихся
начальных классов / Е.Ф.
Архипова // Начальная школа.
– 2009.
– №
–
С.
22.
Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.
Соловейчик, М.С. Методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать». Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М.
Бетенькова
, О.Е.
Курлыгина
. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016. – 448 с.
Ступакова
В.В. Обучение письму и коррекция почерка у детей. Начальные классы (1-4). Методическое пособие. – СПБ 2019
Интернет-ресурс:
https://www.calligraphy
-
m
useum.com/
http://starove.ru/izbran/starye-propisi-sovetskie-uchebniki-arifmetika-skachat-
kulturubesplat
/
https://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kalligrafiya-
dlya
- detej-6-11-let-uprazhneniya.html
Приложение 1.
Список сервисов, платформ и веб-ресурсов, используемых при
реализации дополнительной общеобразовательной программы «Каллиграфия: пишу красиво» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Специализированные
сервисы
организации
занятий:
https://c1assroom.goog1e.com
https://teams.microsoft.com
Средства
видео-конференц-связи:
https://discord.com
https://zoom.us
Социальные
сети
и
мессенджеры:
https://ok.me/8E9
Цифровые
образовательные
платформы
и
веб-ресурсы Сервисы сбора обратной связи:
https://nearpod.com/ https://www.google.com/intl/ru_ua/forms/about/ https://ru.surveymonkey.com/ https://www.survio.com/ru/ https://on1inetestpad.com/ru
Сервисы, позволяющие проводить дистанционный контроль знаний обучающихся в игровой форме в формате квиза или викторины:
https://myquiz.ru https://quizizz.com https://kahoot.com
https://www.skil1terra.com, https://leamingapps.org
Цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения:
https://edu.asi.ru/.
Приложение 2
Методика отслеживания предметных результатов Примеры оценочных материалов
Задание 1. Обведи по пунктиру