АДМИНИСТРАЦИЯ ЗДВИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗДВИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Рассмотрено Утверждена

на заседании педагогического Совета приказом от «___»____20____года

МКОУ ДО Здвинская ДШИ №___ директора МКОУ ДО

«__»____20__года Здвинская ДШИ

Протокол №_____ _______________К.Е. Бенцак

дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Детский мир музыки»

(стартовый уровень)

возраст обучающихся 5-7 лет

срок реализации программы 1 год

Составитель программы:

Отрубянникова Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории.

Здвинск, 2021

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на Педагогическом совете МКОУ ДО Здвинская школа искусств

Решение педсовета __________/Бенцак К.Е.

Подпись ФИО

«____»___________202_г.

Содержание

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1. 2. Цель и задачи программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1. 3. Содержание программы………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.4. Планируемые результаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Раздел №2. Комплекс организационных педагогических условий

2.1. Календарно –учебный график……………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.2. Условия реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

2.3. Формы аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.4. Оценочные материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.5. Методические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.6. Рабочая программа воспитания. . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . .. . . . .. . . .. . 14

2.7. Календарный план воспитательной работы…………… . . . . . . . . . . . . . . .16

2.8. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский мир музыки» (далее Программа) художественной направленности.

Детская школа искусств, как учреждение дополнительного образования детей через эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и созидательного мировоззрения обучающихся, оказывает значительное влияние на практическое решение задачи формирования гармонически развитой личности. Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Роль музыки важна в воспитании, просвещении, развитии у ребенка положительных качеств личности. Приобщение к музыкальному искусству способствует развитию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, эмпатия, сопереживание. Человек от природы наделен особым даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Важно с детства сформировать у ребенка певческие навыки, приобщить к певческому искусству, реализовать творческий потенциал, развить творческую фантазию.

Актуальность Программы в том, что она создает условия для музыкального воспитания и развития детей младшего возраста (5-7 лет). Формирует первоначальные ценностные ориентации, а так же выполняет социальный заказ родителей по созданию условий для гармоничного развития детей.

Отличительная особенность:

Программа модифицированная, составлена на основе дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы «Мелодинка», автора-составителя Чес Светланы Александровны и авторской программы первоначального музыкального воспитания и образования «Детский мир музыки» Л.Н.Алексеева и Е.И.Голубева. Отличительной особенностью Программы является то, что она рассчитана на детей дошкольного возраста, составлена с учетом многолетнего опыта работы составителя, а так же новейших достижений в области детского музыкального воспитания.

Адресат программы:

Программа предназначена для обучения мальчиков и девочек 5-7 лет, не имеющих какой-либо предварительной подготовки. Каждая группа включает от 8 до 12 человек.

Психолого-педагогическая характеристика детей:

Дети младшего школьного возраста сохраняют многодетских качеств, но у них уже появляется другая логика мышления. Учение для них – значимая деятельность. На занятиях они обогащаются новыми знаниями. Развитие слуха, музыкальной памяти, координацией между слухом и голосом способствуют общему развитию, здоровью ребенка, развитию полноценной личности. Дети 5-7 лет открыты к общению, а какие-либо отрицательные проявления не носят неизменно устойчивые формы. Они начинают ориентироваться на других людей, усваивают нормы поведения и общения. Начинают ценить общество друг друга. Главной ведущей деятельностью является игра, которая удовлетворяет потребность детей в познании мира, дает возможность выражать свои чувства и отношения. Дети проходят предварительное прослушивание на определение у них чувства ритма, чистоты интонирования, наличие образного мышления. Никакая предварительная подготовка не требуется, главное наличие способностей к пению.

Объем программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, объем программы – 34 часа.

Форма обучения - очная. Она предполагает посещение занятий по расписанию, построена на непосредственном, личном общении детей с педагогом и друг другом. Эта форма является самой благоприятной, так как развивает коммуникативные навыки ребенка, приучает к совместной деятельности.

Особенности организации образовательного процесса: Уровень освоения программы – стартовый. Предполагает развитие интереса детей к миру искусства, расширение кругозора, обогащение эмоционального опыта, формирование и развитие творческих способностей. Продолжением данной программы являются программы «Соловушка» и «Радость». Состав групп постоянный. Комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Набор детей осуществляется в начале учебного года по заявлению родителей. Основной формой организации образовательной деятельности являются групповые занятия. Занятия проходят в игровой форме, через неё осуществляется обучение детей, развитие их способностей, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Режим занятий: расписание занятий организуется в течение первой учебной недели.

установленная недельная учебная нагрузка одногодичной программы 1 раз в неделю.

установленная продо

лжительность одного занятия – 35

минут.

Цель и задачи программы

Цель программы - создать условия для гармоничного развития личности детей дошкольного возраста, формировать навыки и основу музыкальной культуры, способствовать позитивной социализации.

Задачи:

Личностные:

- Формировать духовно-нравственные ценности.

- Воспитывать умения работать в коллективе.

-Развивать в детях активность и самостоятельность.

- Способствовать поддержке здорового образа жизни.

Метапредметные:

- Расширять элементарный запас знаний об окружающем мире, быте, жизни.

- выработать умение использовать полученные знания и навыки на практике.

- Совершенствовать речь, как средство общения и получения информации.

Образовательные:

-Формирование у ребенка основ образно-ассоциативного слухового сознания при слушании музыки;

- постановка детского певческого голоса: правильного звукоизвлечения и грамотной дикции;

- выработка координации слуха и голоса в пении, что необходимо для чистого интонирования;

- развитие чувства метроритма в музыкальном движении и пластическом интонировании.

1.3.Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория Практика Всего

Формы аттестации/контроля

1

Раздел 1. Введение в программу

1.1.

Введение

-

1

1

Наблюдение

2.

Раздел 2. Музыкальная деятельность

2.1

Слушание

1

3

4

Наблюдение

2.2

Пение

1

4

5

Наблюдение, устный опрос

2.3

Музыкальные игрушки и музыкальные инструменты

1

3

4

Наблюдение

2.4

Музыкально-подвижные игры, дидактические игры

2

4

6

Наблюдение, устный опрос

2.5

Музыкальные жанры (песня, танец, марш)

1

2

3

Наблюдение, устный опрос

3

Раздел 3. Досуговая деятельность

3.1

Досуговая деятельность

1

3

4

Наблюдение

4

Воспитательная работа

7

7

Мероприятия модулей рабочей программы воспитания

5

Итоговое занятие

Промежуточная аттестация

Итого часов:

7

27

34

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в программу

1.1. Введение

Практика: Знакомство детей с кабинетом, инструментом, с новыми сверстниками. Правила поведения на музыкальных занятиях, коммуникативные игры.

Контроль: Наблюдение.

Раздел 2. Музыкальная деятельность

2.1. Слушание

Теория: Культура слушания музыки. Слушание детских песен советских и современных композиторов. Средства музыкальной выразительности, передающие характерные особенности музыкальных образов (темп, регистр, динамика, ритм).

Практика: Беседа о музыке, определение настроения, чувств, характера людей, выраженных с помощью средств музыкальной выразительности. Развитие музыкальной памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

Контроль: Наблюдение.

2.2. Пение

Теория: Выразительное пение: групповое, сольное, с музыкальным сопровождением и без него.

Практика: Эмоциональное исполнение песен. Инсценирование песен: изображение сказочных героев и птиц в разных игровых ситуациях. Музыкально-дидактические игры, песни – инсценировки, направленные на проявление индивидуальных творческих способностей.

Контроль: Наблюдение, устный опрос

2.3. Музыкальные игрушки и музыкальные инструменты

Теория: Знакомство со звучанием музыкальных инструментов и их тембровыми характеристиками, способами звукоизвлечения.

Практика: Игра на детских шумовых инструментах.

Контроль: Наблюдение

2.4. Музыкально-подвижные игры, дидактические игры

Теория: Музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Музыкальная память.

Практика: Игровые задания, упражнения, дидактические игры на развитие музыкальных способностей; объяснение правил музыкально-подвижных игр.

Контроль: Наблюдение, устный опрос

2.5. Музыкальные жанры

Теория: Характерные особенности музыкальных жанров.

Практика: Беседа о жанровых признаках. Слушание музыкальных произведений различных жанров; передача в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах характерных особенностей музыкальных жанров. Музыкально-игровые задания, дидактические игры для определения музыкальных жанров.

Контроль: Наблюдение, устный опрос

Раздел 3. Досуговая деятельность

3.1. Досуговая деятельность

Теория: Приобщить детей к культуре общения между собой в процессе досуговой деятельности – игры, развлечений, праздников, отдыха, самостоятельной творческой работы, обеспечивая детей возможностью развивать культурные потребности, духовный потенциал, творческие способности, расширять знания о различных видах искусства.

Практика: Игровые программы для закрепления всех пройденных тем.

Контроль: Наблюдение

4. Воспитательная работа

Контроль: Мероприятия модулей рабочей программы воспитания.

5. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов года. Обсуждение концертных номеров.

Практика: Выступление на концерте (итоговом мероприятии). Проведение промежуточной аттестации.

Контроль: Промежуточная аттестация.

1.4. Планируемые результаты

После окончания обучения по данной Программе, обучающие покажут следующие результаты:

Личностные:

будут иметь представление о духовно-нравственные ценностя

х

, таких , как доброта, взаимовыручка, сопереживание и т.д.

будут уметь работать в коллективе.

будут уметь работать самостоятельно

владеть основами здорового образа жизни.

Метапредметные:

будут иметь определенный запас знаний об окружающем мире, быте, жизни.

будут уметь использовать полученные знания, умения и навыки на практике.

будут уметь общаться с педагогом и сверстниками.

Предметные:

б

удут сформированы

основ

ы

образно-ассоциативного слухового сознания при слушании музыки;

будут уметь правильно извлекать звук и артикулировать.

будет выработана координация

слуха и голоса в пении, что необходимо для чистого интонирования;

будет развито чувство

метроритма в музыкальном движении и пластическом интонировании.

будут знать основы музыкальной культур

ы

, иметь навыки художественного вкуса.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный график (см. Приложение 1 «Календарно-учебный график»)

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническая база ДШИ обеспечивает обучающимся возможность заниматься в соответствии с санитарными нормами.

Учебная аудитория (хоровой класс) площадью 36 кв.м. с хорошим освещением на 16 учебных мест.

В классе имеется:

фортепиано, подставки для хора, пюпитры, доска, шкафы;

компьютер,

аудиосистема

, шумовые инструменты, игрушки.

нотный материал, подборка репертуара.

записи аудио, видео, формат CD, MP3, записи выступлений, концертов,

диски с записями шедевров классической музыки, фильмов и презентаций о жизни и творчестве великих композиторов.

наглядные пособия.

Концертный зал с концертным роялем, синтезатором, микрофонами и другим музыкальным оборудованием, экраном, проектором.

Костюмерная с костюмами для репетиций и выступлений.

Информационное обеспечение:

Видеозапись «Песни из мультфильмов на музыку В. Шаинского».

Аудиозаписи детских песен. Аудиозапись «Музыкальные инструменты», Электронная презентация «Виды музыкальных инструментов»

Кадровое обеспечение:

Отрубянникова Наталья Ивановна – преподаватель 1 квалификационной категории ДШИ. Руководитель образцового самодеятельного хорового коллектива ДШИ, Образование средне-специальное, квалификация «Дирижер хора», «Учитель музыки и пения в общеобразовательной школе», «Преподаватель сольфеджио в музыкальной школе». Стаж педагогической работы 29 лет, в данном учреждении 20 лет.

Курсы повышения квалификации: Отрубянникова Наталья Ивановна прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ», удостоверение о повышении квалификации № 782700261046 дата выдачи – 3 декабря 2018год, г.Санкт – Петербург;

-повышение квалификации по программе «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации регистрационный номер № 3562, дата выдачи 22 октября 2018, г.Новосибирск;

- курсы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оказание первой помощи пострадавшему образовательной в организации», свидетельство о прохождении обучении № ДО 12021_1335, дата выдачи 20.10.2021 год.

Форма аттестации

Входная диагностика:

наблюдение,

прослушивание,

опрос;

Текущий контроль:

оценка за работу в классе

,

Итоговая аттестация:

оценка за четверть и за учебный

год

,

отчетный концерт

,

переводной зачет в конце года в группу «Соловушка»

.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, активности ребенка на занятиях. Ведется журнал посещаемости и отметок, где детям ставятся следующие отметки: «5» - активная и эмоциональная работа на уроке, правильное выполнение упражнений, «4» - активная работа в классе, не точное выполнение упражнений, «3» - пассивная работа на уроке, не точное знание материала. На основе данных оценок выставляется оценка за каждую четверть и годовая.

Отметки ставят согласно локальному акту МКОУ ДО Здвинской ДШИ «Положение об организации текущего контроля успеваемости, формы, периодичности, порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации, академическая задолженность, сроки и порядок ее ликвидации»

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчетный концерт, результаты участия в конкурсах, отслеживание посещаемости по журналу, итоговая ведомость с отметками.

Оценочные материалы

(смотреть в приложении № 2 «Ведомость успеваемости»»).

Методические матери

алы

Методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для

подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

прослушивание

песен;

применение индивидуального подхода к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Формы учебного занятия:

традиционные занятия, репетиции, контрольные занятия, открытые уроки для родителей, концерты,

формы организации деятельности детей на занятии:

фронтальная:

работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение);

коллективная:

организация творческого взаимодействия между всеми детьми од

новременно (репетиция, концерт

);

Педагогические технологии:

- технология коллективной творческой деятельности (обучающиеся работают совместно)

-технология личностно-ориентированного обучения (учитываются индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого обучающегося).

- здоровьесберегающие технологии: беседы о личной гигиене на занятиях, создание преподавателем благоприятной доброжелательной атмосферы на занятиях; проведение гимнастик для глаз и для рук.

Алгоритм учебных занятий:

организационный момент,

эмоциональный настрой,

упражнение на дыхание,

пение учебно-тренировочного материала,

объяснение нового материала,

пение произведений,

анализ проделанной работы.

Игровые программы: (см. в приложении № 3)

2.6. Рабочая программа воспитания

Цель программы воспитания: воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы воспитания:

1.Развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга;

2.Развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности; инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;

3.Воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;

4.Приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;

5.Формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;

6.Воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.

7.Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности МКОУ ДО Здвинская ДШИ.

Особенности воспитательного процесса:

Программа реализуется в МКОУ ДО Здвинская ДШИ

в детском объединении «……..». Режим занятий по программе включает в себя проведение педагогом дополнительного образования не менее одного воспитательного мероприятия в месяц. Общий объем учебных часов на реализацию программы на каждый учебный год определяется в учебном тематическом плане. Для более эффективного достижения цели и реализации задач воспитательной работы, обозначенных в настоящей программе, рекомендовано активизировать деятельность обучающихся в части их участия в организационно-массовой работе.

Виды, формы и содержания деятельности:

Формы и виды проводимых воспитательных мероприятий, а так же методы воспитательной деятельности, определяются педагогом дополнительного образования в зависимости от особенностей реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся, по согласованию с методистом МКОУ ДО ДШИ Здвинского района.

Виды деятельности – познавательная, трудовая, экскурсионная, досугово-развлекательная.

Формы деятельности – беседа, трудовой десант, экскурсия, игра, конкурсы, тематические беседы, выставки, социальные акции и д.р.

Содержание воспитательной работы:

Воспитательная система сориентирована на личность обучающегося, развитие его природных задатков и способностей, творческое содружество и осуществляется по следующим направлениям:

Инвариантные модули

Направление деятельности

«Ключевые дела»

Социальное

«Профессиональное самоопределение»

Профориентационное

«Каникулы»

Досуговое

«Добровольчество и волонтерство»

Духовно-нравственное

«Я – гражданин России»

Гражданско-патриотическое

«Родник здоровья»

Оздоровительное

«Наш общий дом»

Экологическое

Планируемые результаты:

1.Увеличение положительной динамики воспитанности, уровня личностного развития обучающихся, познавательной самостоятельности и качества дополнительного образования.

2. Максимальное раскрытие потенциала личности каждого ребѐнка, формирование определѐнных творческих, социальных и нравственных качеств, самореализация в условиях комфортного воспитательного пространства МКОУ ДО ДШИ Здвинского района.

3. Рост результативности достижений и успехов детей.

Календарный план воспитательной работы

Первый год обучения

1 группа

модуль

мероприятия

сроки

«Ключевые дела»

Линейка ко Дню знаний

сентябрь

«Профессиональное самоопределение»

Беседа о профессиях

ноябрь

«Каникулы»

Новогодние представления

декабрь

«Добровольчество и волонтерство»

Концерт, посвященный декаде людей с ограниченными возможностями

октябрь

«Я – гражданин России»

Концерт, приуроченный к вручению паспортов

май

«Родник здоровья»

День здоровья

март

«Наш общий дом»

Участие в фестивале «Зеленая волна»

апрель

2.8.Список литературы

Нормативные документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);

2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН) (в редакции 2020 г.);

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

9.Устав МКОУ ДО ДШИ

10. Локальный акт о промежуточной аттестации и итоговом контроле обучающихся в МКОУ ДО ДШИ.

Нормативные документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Устав МКОУ ДО Здвинская ДШИ.

6. Положение приема обучающегося в МКОУ ДО Здвинская ДШИ по дополнительным общеразвивающим программам в области искусства.

7. Положение об организации текущего контроля успеваемости, формы, периодичности, порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации, академическая задолженность, сроки и порядок ее ликвидации.

Список используемой литературы:

1.Г.Струве «Нотный бал», сборник песен, 2005 г.

2.Е.Ю. Веселовская «Солнышко смеется». Хоровые занятия в начальной школе. Методическое пособие, часть 1, часть 2. ООО «Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2011г.

3.Ж. Металлиди «Петь по-всякому могу», песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста», 2004 г.

4.Л. Глухов «Хоровое образование детей», М., 2001г.

5.Л.Н. Алексеева, Е.И. Голубева «Детский мир музыки», авторская Программа первоначального музыкального воспитания и образования.2012 год

6.М. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка», М. 1968г.

7.М. Пляцковский «От улыбки станет всем светлей», 1999г.

8.О.Г. Зайцева «Маленьким артистам, танцорам, вокалистам» -песни, игры, сценарии праздников, 2005г.

Список литературы для обучающихся:

1.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1986.

2.Раухверг М. Песни для малышей.– М., 1979

3.Гладков Г. После дождичка в четверг. Музыкальный сборник - М.: Дрофа, 2001.

4.Рисунки на асфальте: Популярные детские песни./Сост. Ф.И. Такун, изд. 3-е, переработанное. – М.: Современная музыка, 2013 г.

Приложение № 1

2.1. Календарно-учебный график

Месяц

Число

Время

Форма занятия

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Групповая

Введение. Модуль «Ключевые дела».

Хоровой класс

Наблюдение

2

сентябрь

Групповая

Культура слушания музыки. Слушание детских песен.

Хоровой класс

Наблюдение

3

сентябрь

Групповая

Средство музыкальной выразительности –темп и регистр

Хоровой класс

Наблюдение

4

сентябрь

Групповая

Средство музыкальной выразительности – динамика и ритм

Хоровой класс

Наблюдение

5

октябрь

Групповая

Музыка, как средство выражения настроения, чувства, характера людей (минор, мажор)

Хоровой класс

Наблюдение

6

октябрь

Групповая

Развитие музыкальной памяти (через узнавание мелодий по отдельным фрагментам)

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

7

октябрь

Групповая

Выразительное пение: групповое и сольное. Эмоциональное исполнение песен. Модуль «Добровольчество и волонтерство».

Концертный зал.

Наблюдение, слуховой контроль

8.

октябрь

Групповая

Выразительное пение с сопровождением. Эмоциональное исполнение песен.

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

9

ноябрь

Групповая

Выразительное пение без сопровождения. Эмоциональное исполнение песен. Модуль «профессиональное самоопределение».

Концертный зал ДШИ.

Наблюдение, слуховой контроль

10

ноябрь

Групповая

Инсценирование песен: изображение сказочных героев и птиц с помощью игровых ситуаций

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

11

ноябрь

Групповая

Инсценирование песен: изображение сказочных героев и птиц с помощью игровых ситуаций.

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

12

декабрь

Групповая

Инсценированная песня, как средство проявления творческих способностей.

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

13

декабрь

Групповая

Инсценированная песня, как средство проявления творческих способностей.

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

14

декабрь

Групповая

Знакомство со звучанием музыкальных инструментов.

Хоровой класс

Наблюдение

15

декабрь

Групповая

Шумовые инструменты: знакомство и игра. Модуль «Каникулы».

Хоровой класс

Наблюдение

16

январь

Групповая

Знакомство с музыкальными игрушками.

Хоровой класс

Наблюдение

январь

Тембровые характеристики музыкальных инструментов

Хоровой класс

Наблюдение

18

январь

Групповая

Понятие об оркестре: игра на шумовых инструментах.

Хоровой класс

Наблюдение

19

февраль

Групповая

Дидактические игры

Хоровой класс

Наблюдение

20

февраль

Групповая

Музыкально-подвижные игры

Хоровой класс

21

февраль

Групповая

Развитие музыкальной памяти через дидактические игры. Модуль «Я –гражданин России».

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

22

февраль

Групповая

Развитие музыкальных способностей – тембровый слух, через музыкально-подвижные и дидактические игры.

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

23

март

Групповая

Развитие музыкальных способностей – динамический слух, через музыкально-подвижные и дидактические игры. Модуль «Родник здоровья»

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

24

март

Групповая

Развитие музыкальных способностей – динамический слух,

через музыкально-подвижные игры

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

25

март

Групповая

Развитие музыкальных способностей –звуковысотный слух, через музыкально-подвижные игры

Хоровой класс

Наблюдение, слуховой контроль

26

март

Групповая

Музыкальные жанры

Хоровой класс

Наблюдение

27

апрель

Групповая

Характерные особенности музыкальных жанров

Хоровой класс

Наблюдение

28

апрель

Групповая

Характерные особенности музыкальных жанров

Хоровой класс

Наблюдение

29

апрель

Групповая

Слушание муз. Жанров, передача в пении, движении, игре на инструментах. Модуль «Наш общий дом».

Хоровой класс

Наблюдение

30

апрель

Групповая

Игровая программа «В гостях у тети Кошки. Музыкальные встречи», встреча 1.

Концертный зал.

Наблюдение

31

май

Групповая

Игровая программа «В гостях у тети Кошки. Музыкальные встречи», встреча 1.

Концертный зал.

Наблюдение

32

май

Групповая

Игровая программа « Мэри Поппинс и семь музыкальных нот».

Концертный зал.

Наблюдение

33

май

Групповая

Школа Музыкальной Феи. Урок 1.

Концертный зал.

Наблюдение

34

май

Групповая

Школа Музыкальной Феи. Урок 2.

Концертный зал.

Наблюдение

Приложение № 2

Фамилия, имя

обучающегося

Год обучения

Хор

Итоговая аттестация (экзамен, для выпускников)

Хор

С-о.

1

2

3

4

г

Приложение № 3

Игровая программа «В гостях у тети Кошки»

Класс преобразился в музыкальный салон. Дети сидят в классе, произвольно.

Выходит тетя Кошка (персонаж мультфильма «Кошкин дом», которая очень любила музицировать).

Добрый день, мои маленькие друзья. Узнали меня? Из какой я сказки? Правильно, «Кошкин дом»! Я очень люблю играть на фортепиано и других музыкальных инструментах. Знаю, что вы любите музыку так же, как и я».

- «Я могу заниматься музицированием с утра до вечера. Но сегодня мне хочется сыграть в ансамбле. Мне нужны музыканты! Вы готовы вступить в ансамбль, который называется «Мяу-музыка»? Превосходно! Сейчас вы получите разнообразные музыкальные инструменты, и мы сыграем самое шедевральное музыкальное произведение».

Детям раздаем шумовые музыкальные инструменты.

Тетя Кошка (далее – ведущая) проводит игры.

Игра «Свой оркестр»

Ведущая включает любую веселую музыку и показывает открытки музыкальных инструментов, чередуя друг с другом.

Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда ведущая очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если ведущая открытки не показывает, дети просто сидят и слушают музыку.

Игра «Какая музыка?»

Звучит музыка и ребята должны угадать, какие музыкальные инструменты звучат - фортепиано, клавесина, лютни, гитары, гусли, свирели, флейты и др.

Игра «Кто быстрей?»

Дети встают в одну линию. Каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

Примечание: задачу можно усложнить например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.

Игра «Веселые шляпы»

Игра проводится под музыку, в которой две части: веселая и спокойная. Для игры нужны панамки, соломенные шляпы. Все дети получают по палочке (от флажков или более длинные), на половину которых надеваются шляпы. Во время веселой части музыки все свободно танцуют, перемещаясь по залу и передавая шляпы с палки на палку. Не разрешается убегать со шляпой или поднимать ее слишком высоко вверх, не давая подошедшему ребенку снять ее с палки. В течение спокойной части тот, у кого в данный момент оказалась шляпа надевает ее себе на голову. Все с палочками в руках ходят и важно кланяются друг другу.

Предлагаемый музыкальный материал.

 Менуэт – легкий вальс

 Полька – гавот

 Полонез – мазурка

Прокофьев («Детская музыка») Вальс – Прогулка

Чайковский (Детский альбом) «Русская песня» – «Камаринская»;

Игра «Пение с хлопками»

Часть класса поет мелодию, а другая отхлопывает ритм в ладоши.

Ведущая: Мои юные друзья, вы сегодня меня очень порадовали. Успехов вам, удачи в плавании по музыкальным волнам.

Игровая программа «Мэри Поппинс и семь музыкальных нот»

Звучит мелодия песни «Леди совершенство».

Выходит Мэри Поппинс.

Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы самые способные ученики. Вы много знаете, потому что активно посещаете занятия и делаете домашнее задание. А вот скажите мне, самые умные дети, сколько нот вы знаете?

А давайте пропоем их хором.

Замечательно! Тот, кто знает ноты, тот знает музыкальные азы. Ну а вы знаете еще очень много. Давайте еще раз в этом убедимся. Предлагаю провести импровизированный экзамен».

Далее проводятся игры и в заключении ведущая ставит всем хорошие оценки.

Игра «Живое слово»

Участвуют 2 команды. Ведущий раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько количество букв.

Игра «Музыкальный поезд»

Ведущая - машинист. Один из учеников - помощник машиниста. Остальные - вагончики.

Помощник хлопает ритм и произносит. «Вагончики» за ним повторяют. Ведущий-машинист контролирует обстановку. Ритмически рисунки изображены на доске.

Ребята должны уметь хорошо выстукивать этот простейший ритм. Умея это делать, они смогут прохлопать более трудный ритм. Выигрывает «вагончик», который допустит меньше ошибок.

Игра «Загадки»

1.Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

2.Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

3.Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

4.Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

5.Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

Игра «Эхо в лесу»

Ведущая предлагает детям встать по разным сторонам (углам) комнаты. Напеть громким голосом различные слова для «эха» — дети должны отвечать тихо, но с той, же интонацией в голосе, нараспев, в том, же темпе и ритме:

«ау, ку-ку, ква-ква, тук-туки-тук, кар-кар, у-у, жу-жу-жу, чик-чирик» и т.д.

Усложнить задание. Одна группа детей по очереди задает слова для «эха», другая отвечает, затем дети меняются ролями.

Игра «Исправь песню»

На листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит?

Игровая программа «Школа Музыкальной Феи!

Звучит «Вальс цветов». В зал входит Фея музыки. Танцует.

Приветствую вас, мои юные друзья, в самой современной, музыкальной школе. Сегодня в моей школе праздник! Праздник музыки.

Музыка помогает нам понять окружающий мир и мир человеческой души».

Игра «Эхо»

Ведущая громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.

Можно игру проводить несколько иначе. Ведущая поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.


Игра «Восстанови песню»

Детям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.

Игра «Сами композиторы»

Ведущая пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму. Можно использовать известные детские стихотворения, например:

1.Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…

2.Мишка шел, шел, шел,
Земляничку нашел,
Ах, какая вкусная ягодка…

Игра «Инсценировка»

Ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?

Для инсценировки можно взять следующие песни:«Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

Игра «Говорим громко и тихо»

Ведущая просит выразительно прочитать стихотворный текст (относительно громко и относительно тихо):

Наша Таня громко плачет: громко

Уронила в речку мячик. (форте)

— Тише, Танечка, не плачь: тихо

 -  Не утонет в речке мяч. (пиано)


  Попросить каждого ребенка повторить это стихотворение с выполнением оттенков «громко» и «тихо». Предложить почитать это стихотворения по ролям.

Игра «Перепой соперников»

Команда поёт хором один куплет выбранной по желанию песни, потом считает хором до трёх и соперники должны начать петь один куплет другой песни, а затем передать эстафету. Кто после счёта не сможет начать пение или повторит уже звучавшую песню - проиграл.

Игра «Дружный хор»

Из класса выбирается дирижер, остальные поют песню хором. В тот момент, когда дирижер подает условный знак (например, сжатая в кулак рука), хор замолкает. Невнимательный игрок выбывает из игры и садится за парту.

Ведущая-фея: Друзья мои, любите музыку, посвящайте ей время и ваша жизнь будет интересной.