Муниципальное общеобразовательное учреждение
Глуховская средняя школа Воскресенского муниципального округа Нижегородской области
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»
Принято
на заседании педагогического совета от «28» августа 2023 г.
Протокол № 12
Утверждено приказ № 153
от «30» августа 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Я - исследователь»
Возраст обучающихся: 12–16 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Леганова Наталья Николаевна,
Педагог дополнительного образования
с. Глухово, 2023
Учебный
план
№
Тема занятия
Всего часов
Количество часов
Форма контроля
теория
практика
1
Вводное занятие
2
2
0
Опрос
2
Лес как экосистема
14
5
9
Отчет Работа в школьном лесничестве
Рисунки
3
Экология водоема
8
4
4
Тестирование
4
Мониторинг воздуха
10
3
7
Презентация
5
Мониторинг воды
6
2
4
Мини-проект
6
Мониторинг помещений школьного здания
12
2
10
Отчет
7
Мониторинг почвы
8
2
6
Тестирование
8
Мониторинг в быту
6
0
6
отчет
9
Составление паспорта экологического состояния микрорайона школы
6
4
2
Презентация проектов
Итого:
72
24
48
Календарный
учебный график
1.Дата начала реализации программы: 01.09.2023 2.Продолжительность реализации программы: 34 учебные недели
Количество
учебных
дней
(занятий)
:
68 (2
занятия
в
неделю)
Каникулы
:
28.10-05.11;31.12 – 08.01; 16.03 – 24.03
Дат
а
окончани
я
реализации программы
:
17
.05.2024
3. Рабочая программа
Планируемые результаты
Результатом изучения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Я исследователь» является:
Формирование
следующих
знаний:
Теоретический
материал,
предусмотренный
программой
курса
по
темам;
Методики
проведения
исследований
по
темам;
Основные
экологические
понятия
и
термины;
Источники
и
виды
загрязнения
воздуха,
воды
и
почвы
на
территории
села;
Биологические
и
экологические
особенности
обитателей почвы
и
водоемов;
Виды
-
биоидикаторы
чистоты
воздуха;
Природные
и
антропогенные
причины
возникновения
экологических
проблем
в
городе;
меры
по
сохранению
природы
и
защите
растений
и
животных.
Структуру
написания и
оформления
учебно
–
исследовательской
работы.
Выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки
объектов
и
явлений;
Оценивать
состояние
внешней
среды
и
местных
экосистем;
Проводить
наблюдения
в
природе
за
отдельными
объектами,
процессами
и
явлениями;
оценивать
способы
природопользования;
Проводить
элементарные
исследования
в
природе;
анализировать
результаты
исследования,
делать
выводы и
прогнозы на
основе
исследования;
Работать
с
различными
источниками
информации;
Формировать
портфолио
,
оформлять
исследовательскую
работу,
составлять
презентацию,
представлять
результаты
своей
работы;
Применять
коммуникативные
навыки.
Содержание программы
Введение,
2
ч.
Теория: Что такое экология. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Объекты окружающей среды. Основные загрязнители среды и их источники. Понятие экологического мониторинга. Способы сбора и изучения информации. Обору- дование для исследований.
Лес
–
как
экосистема,
14
ч.
Теория: Лес как гигантская экосистема. Муравейники.
Расселение муравейников. Охрана муравейников. Значение муравейников в лесу.
Практические работы:
1) «Состояние муравейников в лесу»
Изучение видового состава зимующих птиц на территории вокруг села.
Экскурсия «Изучение видового состава зимующих птиц»
Природоохранные акции:
«Развешивание
кормушек
для
птиц»
«Помоги
птицам
зимой»
Животные
Красной
Книги
Нижегородской
области.
Экология
водоёма,
8
ч.
Теория: Экологическое состояние водоемов. Основные загрязнители воды и их источники. Загрязнение отходами радиохимического производства, промышленными и бытовыми стоками. Жизнедеятельность водоплавающих птиц. Популяции птиц..
Практические работы:
Изучение загрязнения воды в реках и озерах (забор проб воды) Изучение загрязнения воды (химический анализ проб)
Мониторинг
воздуха,
10
ч.
Теория: Состав и основные загрязнители воздуха нашей местности. Динами за последние годы. Сбор информации о состоянии воздуха: лихеноиндикация; определение состояния воздуха по хвое сосны; определение состояния воздуха по количеству пыли на листьях деревьев. Изучение информации о состоянии воздушной среды своей местности. Оценка состояния воздуха.
Практические работы:
Определение
экологического
состояния
воздуха
по
хвое
сосны
(отбор
проб)
Определение
экологического
состояния
воздуха
по
хвое
сосны
(анализ
результатов)
Определение
экологического
состояния
воздуха
методом
лихеноиндикации
5. Мониторинг воды, 6 ч.
Теория: Водоснабжение села Глухово. Основные загрязнители воды своей местности, их источники. Сбор информации о состоянии водозаборных скважин. Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды. Определение состояния воды с помощью растений-индикаторов. Снег как индикатор загрязнения окружающей среды. Оценка состояния водной среды.
Практическая работа:
1. Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды.
Мини-исследовательский проект:
1. Вода в моем доме
6. Мониторинг помещений школьного здания, 12 ч.
Теория: Значение микроклимата. Соблюдение санитарных норм. Исследование состояния воздуха в помещениях школы. Исследование температурного режима. Исследование светового режима. Комнатные растения и их значение. Определение загрязнения воздуха по количеству пыли на листьях комнатных растений. Оценка со- стояния кабинетов школьного здания.
Практические работы:
Исследование
состояния
воздуха
в
помещениях
школы.
Исследование
температурного
режима.
Исследование
светового
режима.
Определение загрязнения
воздуха по количеству
пыли на листьях
комнатных
растений.
Оценка
состояния
кабинетов
школьного
здания.
7. Мониторинг почвы, 8 ч.
Теория: Состав и основные загрязнители почвы своей местности. Исследование механического состава почвы. Индикация почв по кресс-салату. Оценка состояния почвы школы.
Практические работы:
Состав
и
основные
загрязнители
почвы
своей
местности.
Исследование
механического
состава
почвы.
Индикация
почв
по кресс-салату.
Оценка
состояния
почвы
школы.
8. Мониторинг в быту, 6 ч
Теория: Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки. Экологичность упаковки. Срок годности. Экологическая экспертиза пищевых продуктов лабораторным способом.
Практические работы:
Экологическая
экспертиза
продуктов
питания
по
этикетке:
пищевые
добавки.
Экологичность
упаковки.
Срок
годности.
Экологическая
экспертиза
пищевых
продуктов
лабораторным
способом.
Составление
паспорта
экологического
состояния
микрорайонашколы
,
6
ч.
Составление экологической карты – схемы окрестности.
Акции: «Чистый двор». Диспут на темы: «Как улучшить экологическую обстановку в микрорайоне школы».
Промежуточная аттестация. Научно-практическая конференция. Подведение итогов.
Тематическое планирование
№
Дата
К-
во
час
Тема занятия
Форма занятия
Форма текущего
контроля
Вводное занятие, 2 ч
1
2
Что такое экология. Роль науки в рациональном использовании природных богатств.
Рассказ
Опрос
Лес – как экосистема, 14 ч
2
2
Лес как гигантская экосистема
Рассказ
отчет
3
2
Муравейники. Охрана муравейников
Рассказ, презентация
опрос
4
2
Состояние муравейников в лесу
Практическая работа
Отчет
5
2
Изучение видового состава зимующих птиц
Экскурсия
Отчет
6
2
Развешивание кормушек для птиц
Природоохранная акция
Работа в школьном лесничест
ве
7
2
Помоги птицам зимой
Природоохранная акция
Работа в школьном лесничест
ве
8
2
Красная книга Нижегородской области
Рассказ, презентация
Рисунки
Экология водоема, 8 ч
9
2
Экологическое состояние водоемов Воскресенского района. Основные загрязнители воды и их
источники
Лекция
опрос
10
2
Жизнедеятельность водоплавающих птиц
Рассказ, презентация
Тестирование
11
2
Изучение загрязнения воды в
Практическая
Отчет
Реках и озерах(забор проб воды)
работа
12
2
Изучение загрязнения воды в реках и озерах (химический анализ проб)
Практическая работа
Отчет
Мониторинг воздуха, 10 ч
13
2
Состав и основные загрязнители воздуха нашей местности
Рассказ
опрос
14
2
Определение экологического состояния воздуха по хвое сосны (отбор проб)
Практическая работа
Отчет
15
2
Определение экологического состояния воздуха по хвое сосны (анализ результатов)
Практическая работа
Отчет
16
2
Определение экологического состояния воздуха методом лихеноиндикации
Практическая работа
Отчет
17
2
Изучение информации о состоянии воздушной среды микрорайона школы. Оценка состояния воздуха.
Практическая работа, презентация
Отчет
Мониторинг воды, 6 ч
18
2
Водоснабжение села Глухово.
Рассказ
Наблюдение
19
2
Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды
Практическая работа
Отчет
20
2
Вода в моем доме
Мини- исследовательский проект
Отчет по мини- проекту
Мониторинг помещений школьного здания, 12 ч
21
2
Значение микроклимата
Рассказ
Наблюдение
22
2
Исследование состояния воздуха в помещениях школы
Практическая работа
Отчет
23
2
Исследование температурного режима.
Практическая работа
Отчет
24
2
Определение загрязнения воздуха по количеству пыли на листьях комнатных растений.
Практическая работа
Отчет
25
2
Оценка состояния кабинетов школьного здания
Практическая работа
Отчет
26
2
Конкурс «Самый чистый кабинет».
Практическая работа
Отчет
Мониторинг почвы, 8 ч
27
2
Состав и основные загрязнители почвы своей местности
Рассказ
Наблюдение
28
2
Исследование механического состава почвы
Практическая работа
Отчет
29
2
Индикация почв по кресс-салату
Практическая работа
Отчет
30
2
Оценка состояния почвы школы
Практическая
работа, презентация
Тестирование
Мониторинг в быту, 6 ч
31
2
Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки.
Практическая работа
Отчет
32
2
Экологичность упаковки. Срок годности
Практическая работа
Отчет
33
2
Экологическая экспертиза пищевых продуктов лабораторным способом
Практическая работа
Отчет
Составление паспорта экологического состояния микрорайона школы, 6 ч
34
2
Акция: «Чистый двор»
Экологические акции
Работа на школьной территори
и
35
2
Как улучшить экологическую обстановку в микрорайоне школы
Диспут
Наблюдение
36
2
Промежуточная аттестация
Выступления
Научно- практическая конференция. Защита
проектов
Итого: 72 часа
Оценочные и методические материалы
Формы текущего контроля: эксперимент, тестирование, защита проекта. Формы промежуточной аттестации: презентация проектов.
.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в
организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
При работе по программе используются учебно-методические материалы по экологии, видеоуроки, материалы для учителя, рабочие листы учащихся, практические задания.
Список литературы
Журнал
«Школьные
технологии»,
«Экология
эстетика
пришкольного
участка»,
Н.А.
Пугал,
№
3, 1998
Экология родного края / под редакцией
Ашихминой
Т.Я. -М: Образование.
1996.
«Практические
занятия
по
экологии». Д.
Зверев,
М:
«Просвещение».1998
О.А.Шклярова
«Изучение
экологического
состояния
школы»;
М.:
«Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.
Самкова
В.А.
Мы
изучаем лес.
Ж.
“
Биология
в
школе”,
№
7,
2003.
«Основы
экологии»,
сборник
задач,
упражнений,
практических
работ
10(11)
.А. Жигарев и др.» Дрофа», 2002г.
Пасечник
В.В.
Школьный
практикум.
Экология.
9
класс.
М.:
Дрофа,
1998.
–
64
4.Школьный
экологический
мониторинг.
Учебно-методическое
пособие
/
П
од
ред.
Т,
Я,
Ашихминой
.
–
М.:
АГАР,
200
0
9. Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 1998г
«Экология.
Краткий
справочник
школьника»,9-11
кл
,
«Дрофа».1997
Основы экологии:
Учеб.
Для
9
кл
.
общеобразоват
.
школ
/ Н.М.
Чернова,
В.М
,Г
алушин
,
В.М.
Константинов
–
М.:
Просвещение
1997
–
240 с.
Школьный
экологический
мониторинг.
Учебно-методическое
пособие
/
Подред
.
Т.Я.
Ашихминой
.
–
М.:
АГАР,
2000.
–
386
с.
Энциклопедия
для
детей
(биология,
экология,
человек)
–
М.:
Аванта
+,М:2009.
Литература на электронных носителях:
1.“1С Репетитор”: Биология. – ЗАО “1С”, 1998- 2002.2.Красная книга Нижегородской области области.
3.Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО “Новый диск”, 2004.