Муниципальное общеобразовательное учреждение

Глуховская средняя школа Воскресенского муниципального округа Нижегородской области

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей

«Точка роста»

Принято

на заседании педагогического совета от «28» августа 2023 г.

Протокол 12

Утверждено приказ 153

от «30» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Я - исследователь»

Возраст обучающихся: 12–16 лет Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Леганова Наталья Николаевна,

Педагог дополнительного образования

с. Глухово, 2023

Учебный

 

план

Тема занятия

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

0

Опрос

2

Лес как экосистема

14

5

9

Отчет Работа в школьном лесничестве

Рисунки

3

Экология водоема

8

4

4

Тестирование

4

Мониторинг воздуха

10

3

7

Презентация

5

Мониторинг воды

6

2

4

Мини-проект

6

Мониторинг помещений школьного здания

12

2

10

Отчет

7

Мониторинг почвы

8

2

6

Тестирование

8

Мониторинг в быту

6

0

6

отчет

9

Составление паспорта экологического состояния микрорайона школы

6

4

2

Презентация проектов

Итого:

72

24

48

Календарный

учебный график

1.Дата начала реализации программы: 01.09.2023 2.Продолжительность реализации программы: 34 учебные недели

Количество

учебных

дней

(занятий)

:

68 (2

занятия

в

неделю)

Каникулы

:

28.10-05.11;31.12 – 08.01; 16.03 – 24.03

Дат

а

окончани

я

реализации программы

:

17

.05.2024

3. Рабочая программа

Планируемые результаты

Результатом изучения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Я исследователь» является:

Формирование

 

следующих

 

знаний:

Теоретический

материал,

предусмотренный

программой

курса

по

темам;

Методики

проведения

исследований

по

темам;

Основные

экологические

понятия

и

термины;

Источники

и

виды

загрязнения

воздуха,

воды

и

почвы

на

территории

села;

Биологические

и

экологические

особенности

обитателей почвы

и

водоемов;

Виды

-

биоидикаторы

чистоты

воздуха;

 

Природные

и

антропогенные

причины

возникновения

экологических

проблем

в

городе;

меры

по

сохранению

природы

и

защите

растений

и

животных.

Структуру

написания и

оформления

учебно

исследовательской

работы.

Выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки

объектов

и

явлений;

Оценивать

состояние

внешней

среды

и

местных

экосистем;

 

Проводить

наблюдения

в

природе

за

отдельными

объектами,

процессами

и

явлениями;

оценивать

способы

природопользования;

 

Проводить

элементарные

исследования

в

природе;

анализировать

результаты

исследования,

делать

выводы и

прогнозы на

основе

исследования;

Работать

с

различными

источниками

информации;

 

Формировать

портфолио

,

оформлять

исследовательскую

работу,

составлять

презентацию,

представлять

результаты

своей

работы;

Применять

коммуникативные

навыки.

Содержание программы

Введение,

2

ч.

Теория: Что такое экология. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Объекты окружающей среды. Основные загрязнители среды и их источники. Понятие экологического мониторинга. Способы сбора и изучения информации. Обору- дование для исследований.

Лес

 

 

как

 

экосистема,

 

14

 

ч.

Теория: Лес как гигантская экосистема. Муравейники.

Расселение муравейников. Охрана муравейников. Значение муравейников в лесу.

Практические работы:

1) «Состояние муравейников в лесу»

Изучение видового состава зимующих птиц на территории вокруг села.

Экскурсия «Изучение видового состава зимующих птиц»

Природоохранные акции:

«Развешивание

кормушек

для

птиц»

«Помоги

птицам

зимой»

Животные

Красной

Книги

Нижегородской

области.

Экология

 

водоёма,

 

8

 

ч.

Теория: Экологическое состояние водоемов. Основные загрязнители воды и их источники. Загрязнение отходами радиохимического производства, промышленными и бытовыми стоками. Жизнедеятельность водоплавающих птиц. Популяции птиц..

Практические работы:

Изучение загрязнения воды в реках и озерах (забор проб воды) Изучение загрязнения воды (химический анализ проб)

Мониторинг

 

воздуха,

 

10

 

ч.

Теория: Состав и основные загрязнители воздуха нашей местности. Динами за последние годы. Сбор информации о состоянии воздуха: лихеноиндикация; определение состояния воздуха по хвое сосны; определение состояния воздуха по количеству пыли на листьях деревьев. Изучение информации о состоянии воздушной среды своей местности. Оценка состояния воздуха.

Практические работы:

Определение

экологического

состояния

воздуха

по

хвое

сосны

(отбор

проб)

Определение

 

экологического

 

состояния

 

воздуха

 

по

 

хвое

 

сосны

 

(анализ

результатов)

Определение

экологического

состояния

воздуха

методом

лихеноиндикации

5. Мониторинг воды, 6 ч.

Теория: Водоснабжение села Глухово. Основные загрязнители воды своей местности, их источники. Сбор информации о состоянии водозаборных скважин. Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды. Определение состояния воды с помощью растений-индикаторов. Снег как индикатор загрязнения окружающей среды. Оценка состояния водной среды.

Практическая работа:

1. Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды.

Мини-исследовательский проект:

1. Вода в моем доме

6. Мониторинг помещений школьного здания, 12 ч.

Теория: Значение микроклимата. Соблюдение санитарных норм. Исследование состояния воздуха в помещениях школы. Исследование температурного режима. Исследование светового режима. Комнатные растения и их значение. Определение загрязнения воздуха по количеству пыли на листьях комнатных растений. Оценка со- стояния кабинетов школьного здания.

Практические работы:

Исследование

состояния

воздуха

в

помещениях

школы.

Исследование

температурного

режима.

Исследование

светового

режима.

Определение загрязнения

воздуха по количеству

пыли на листьях

комнатных

растений.

Оценка

состояния

кабинетов

школьного

здания.

7. Мониторинг почвы, 8 ч.

Теория: Состав и основные загрязнители почвы своей местности. Исследование механического состава почвы. Индикация почв по кресс-салату. Оценка состояния почвы школы.

Практические работы:

Состав

и

основные

загрязнители

почвы

своей

местности.

Исследование

механического

состава

почвы.

Индикация

почв

по кресс-салату.

Оценка

состояния

почвы

школы.

8. Мониторинг в быту, 6 ч

Теория: Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки. Экологичность упаковки. Срок годности. Экологическая экспертиза пищевых продуктов лабораторным способом.

Практические работы:

Экологическая

экспертиза

продуктов

питания

по

этикетке:

пищевые

добавки.

Экологичность

упаковки.

Срок

годности.

Экологическая

экспертиза

пищевых

продуктов

лабораторным

способом.

Составление

 

паспорта

 

экологического

 

состояния

 

микрорайонашколы

,

 

6

 

ч.

Составление экологической карты – схемы окрестности.

Акции: «Чистый двор». Диспут на темы: «Как улучшить экологическую обстановку в микрорайоне школы».

Промежуточная аттестация. Научно-практическая конференция. Подведение итогов.

Тематическое планирование

Дата

К-

во

час

Тема занятия

Форма занятия

Форма текущего

контроля

Вводное занятие, 2 ч

1

2

Что такое экология. Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Рассказ

Опрос

Лес – как экосистема, 14 ч

2

2

Лес как гигантская экосистема

Рассказ

отчет

3

2

Муравейники. Охрана муравейников

Рассказ, презентация

опрос

4

2

Состояние муравейников в лесу

Практическая работа

Отчет

5

2

Изучение видового состава зимующих птиц

Экскурсия

Отчет

6

2

Развешивание кормушек для птиц

Природоохранная акция

Работа в школьном лесничест

ве

7

2

Помоги птицам зимой

Природоохранная акция

Работа в школьном лесничест

ве

8

2

Красная книга Нижегородской области

Рассказ, презентация

Рисунки

Экология водоема, 8 ч

9

2

Экологическое состояние водоемов Воскресенского района. Основные загрязнители воды и их

источники

Лекция

опрос

10

2

Жизнедеятельность водоплавающих птиц

Рассказ, презентация

Тестирование

11

2

Изучение загрязнения воды в

Практическая

Отчет

Реках и озерах(забор проб воды)

работа

12

2

Изучение загрязнения воды в реках и озерах (химический анализ проб)

Практическая работа

Отчет

Мониторинг воздуха, 10 ч

13

2

Состав и основные загрязнители воздуха нашей местности

Рассказ

опрос

14

2

Определение экологического состояния воздуха по хвое сосны (отбор проб)

Практическая работа

Отчет

15

2

Определение экологического состояния воздуха по хвое сосны (анализ результатов)

Практическая работа

Отчет

16

2

Определение экологического состояния воздуха методом лихеноиндикации

Практическая работа

Отчет

17

2

Изучение информации о состоянии воздушной среды микрорайона школы. Оценка состояния воздуха.

Практическая работа, презентация

Отчет

Мониторинг воды, 6 ч

18

2

Водоснабжение села Глухово.

Рассказ

Наблюдение

19

2

Анализ состояния воды органолептическим способом. Определение прозрачности воды

Практическая работа

Отчет

20

2

Вода в моем доме

Мини- исследовательский проект

Отчет по мини- проекту

Мониторинг помещений школьного здания, 12 ч

21

2

Значение микроклимата

Рассказ

Наблюдение

22

2

Исследование состояния воздуха в помещениях школы

Практическая работа

Отчет

23

2

Исследование температурного режима.

Практическая работа

Отчет

24

2

Определение загрязнения воздуха по количеству пыли на листьях комнатных растений.

Практическая работа

Отчет

25

2

Оценка состояния кабинетов школьного здания

Практическая работа

Отчет

26

2

Конкурс «Самый чистый кабинет».

Практическая работа

Отчет

Мониторинг почвы, 8 ч

27

2

Состав и основные загрязнители почвы своей местности

Рассказ

Наблюдение

28

2

Исследование механического состава почвы

Практическая работа

Отчет

29

2

Индикация почв по кресс-салату

Практическая работа

Отчет

30

2

Оценка состояния почвы школы

Практическая

работа, презентация

Тестирование

Мониторинг в быту, 6 ч

31

2

Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке: пищевые добавки.

Практическая работа

Отчет

32

2

Экологичность упаковки. Срок годности

Практическая работа

Отчет

33

2

Экологическая экспертиза пищевых продуктов лабораторным способом

Практическая работа

Отчет

Составление паспорта экологического состояния микрорайона школы, 6 ч

34

2

Акция: «Чистый двор»

Экологические акции

Работа на школьной территори

и

35

2

Как улучшить экологическую обстановку в микрорайоне школы

Диспут

Наблюдение

36

2

Промежуточная аттестация

Выступления

Научно- практическая конференция. Защита

проектов

Итого: 72 часа

Оценочные и методические материалы

Формы текущего контроля: эксперимент, тестирование, защита проекта. Формы промежуточной аттестации: презентация проектов.

.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в

организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

При работе по программе используются учебно-методические материалы по экологии, видеоуроки, материалы для учителя, рабочие листы учащихся, практические задания.

Список литературы

Журнал

 

«Школьные

 

технологии»,

 

«Экология

 

эстетика

 

пришкольного

участка»,

Н.А.

Пугал,

3, 1998

Экология родного края / под редакцией

Ашихминой

Т.Я. -М: Образование.

1996.

«Практические

занятия

по

экологии». Д.

Зверев,

М:

«Просвещение».1998

О.А.Шклярова

 

«Изучение

 

экологического

 

состояния

 

школы»;

 

М.:

«Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.

Самкова

В.А.

Мы

изучаем лес.

Ж.

Биология

в

школе”,

7,

2003.

«Основы

экологии»,

сборник

задач,

упражнений,

практических

работ

10(11)

.А. Жигарев и др.» Дрофа», 2002г.

Пасечник

В.В.

Школьный

практикум.

Экология.

9

класс.

М.:

Дрофа,

1998.

64

4.Школьный

экологический

мониторинг.

Учебно-методическое

пособие

/

П

од

ред.

Т,

Я,

Ашихминой

.

М.:

АГАР,

200

0

9. Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 1998г

«Экология.

Краткий

справочник

школьника»,9-11

кл

,

«Дрофа».1997

 

Основы экологии:

Учеб.

Для

9

кл

.

общеобразоват

.

школ

/ Н.М.

Чернова,

В.М

алушин

,

В.М.

Константинов

М.:

Просвещение

1997

240 с.

 

Школьный

экологический

мониторинг.

Учебно-методическое

пособие

/

Подред

.

Т.Я.

Ашихминой

.

М.:

АГАР,

2000.

386

с.

Энциклопедия

для

детей

(биология,

экология,

человек)

М.:

Аванта

+,М:2009.

Литература на электронных носителях:

1.“1С Репетитор”: Биология. – ЗАО “1С”, 1998- 2002.2.Красная книга Нижегородской области области.

3.Электронный атлас школьника: Ботаника. – ЗАО “Новый диск”, 2004.