Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования 
?Старомайнская детская школа искусств?
муниципального образования ?Старомайнский район? Ульяновской области




Рассмотрена 
Методическим  советом 
МБУДО 
?Старомайнская ДШИ?
протокол  № ____  
от ?___?              20        г

Принята
Педагогическим  советом МБУДО 
?Старомайнская ДШИ?
протокол  № _____
от ?___?             20        г 

УТВЕРЖДАЮ 
Директор МБУДО 
?Старомайнская ДШИ?
 _______________ Е.А. Уланова
Приказ №___от ?__?       20   г. 












Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области музыкального искусства 
(вокальное искусство) для детей с ОВЗ















                                        Старая Майна

                                         2022 г.





СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 


I. Пояснительная записка. 
II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП в области музыкального искусства. 
III. График образовательного процесса
IV. Учебный план.
V. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП в области музыкального искусства обучающимися.
VI. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности школы.
VII. Материально-техническая база.
VIII. Кадровый состав
IX. Рабочие программы


I. Пояснительная записка 

Настоящая общеразвивающая программа в области музыкального искусства (далее – ОП) составлена на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (Письмо Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. №191-01-39/06-ГИ). 
ОП является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. 
1.2. Цель разработки ОП в области музыкального искусства 
Целью разработки образовательной программы является методическое обеспечение реализации общеразвивающей программы к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства. 
коррекционно – развивающие задачи:
- корригировать эмоциональные и психофизические нарушения с помощью передовых психо-медико-педагогических технологий.
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи

1.3. Характеристика ОП в области музыкального искусства 
Программа  предназначена для детей слабослышащих, с заболеванием ДЦП, астмы,диабета, имеющих при этих заболеваниях нормальный коэффициент умственного развития. 
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.   
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.
Основной принцип, лежащий в основе программы  - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.  Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.
Деятельность ребенка в области музыкального творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может составлять до 6 часов.
Срок освоения программы в области музыкального искусства (вокальное искусство) составляет 3 года, 34 учебных недели. Продолжительность урока 25 минут.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП в области музыкального искусства 
ОП в области музыкального искусства направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства. Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: 
в области исполнительской подготовки: 
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение); 
- умений использовать выразительные средства для создания; 
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; 
- навыков публичных выступлений; 
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации. 
в области историко-теоретической подготовки: 
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях; 
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства); 
- знаний основ музыкальной грамоты; 
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве; 
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии. 











III .  График образовательного процесса


Срок обучения – 3 года 
Дополнительная общеразвивющая программа в области музыкального искусства




1. График учебного процесса
2. Сводные данные по бюджету времени в неделях

Классы
Сентябрь
26.09 -2.10
Октябрь
31.10 – 6.11
Ноябрь
Декабрь
26-12-8.01
Январь
30.01 -5.02
Февраль
27.02 -5.03
Март
27.03-02.04
Апрель
24-30
Май
Июнь
26.06-02.07
Июль
24-30
Август
Аудиторные занятия
Промежуточная аттестация 
Резерв учебного времени
Итоговая  аттестация
Каникулы
Всего 


1 – 4
5-11
12-18
19-25

3-9
10-16
17-23
24-30

7-13
14-20
21-27
28.11-4-12
5-11
12-18
19-25
-

9-15
16-22
23-29

6-12
13-19
20-26

6-12
13-19
20-26
-

3-9
10-16
17-23

1-7
8-14
15-21
22-28
29.05-4.06
5-11
12-18
19-25

3--9
10-16
17-23

31.07-6.08
7-13
14-20
21-31







1









=








=
=










23 – 29
=






р
э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
34
2
1
-
18
52

2









=








=
=











=






р
э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
34
2
1
-
17
52

3









=








=
=











=






р
э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
34
1
1
1
17
52



ИТОГО
102
5
3
1
52
152



Обозначения
Аудиторные занятия
Резерв учебного времени

Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация

Каникулы














IV. Учебный план 

учебный план 
для дополнительной общеразвивающей программы 
в области музыкального искусства( вокальное искусство)
для детей с ОВЗ
(для учащихся, поступающих в детскую школу искусств в возрасте от 6,5 лет)



Срок обучения 3 года
34 учебных недели в год


№
п/п
Наименование предмета
Количество уроков в неделю
Итоговая аттестация



I
II
III


1
Учебные предметы исполнительской подготовки:
3
4
4


1.1
Пение
2
2
2


1.2
Музыкальный инструмент
1
1
1


1.3
Ансамбль
-
1
1


2
Учебный предмет историко-теоретической подготовки:
1
1
1


2.1
Музыкальный букварь
1
1
1


3
Учебный предмет по выбору:
1
1
1


3.1
Ритмика и гимнастика 
1
1
1



Всего часов в неделю
5
6
6



Примерный перечень учебных предметов по выбору: музицирование, чтение с листа, подготовка концертных номеров, ритмика и др.

Примечание 
1. Занятия предусматриваются внеаудиторные и аудиторные. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам (групповые и мелкогрупповые занятии) и индивидуально.
2. Количество обучающихся при групповой форме занятий – от 6  человек, мелкогрупповой форме – от 2-х до 6  человек, при этом такие учебные предметы, как ?Ансамбль?, ?Музыкальный букварь?, ?Ритмика?  могут проводиться  как в мелкогрупповой форме от 2-х человек , так и индивидуальной учитывая индивидуальные возможности обучающегося по здоровью .
3. В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы преподавательской работы по предмету по выбору, а также часы работы концертмейстерам из расчёта 100% общего количества часов, отводимых на индивидуальные и групповые занятия по вокалу, академическому хору.
4. Выпускными классами считаются III  классы. Итоговая  аттестация проводится с учетом текущей аттестации. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится во время учебных занятий. 
5. Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.
6. продолжительность 1 академического часа-25 минут.




V. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения 
ОП в области музыкального искусства обучающимися 
Оценка качества реализации ОП в области музыкального искусства включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. 
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концерты, прослушивания, зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится во время учебных занятий. 
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов. Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде технических зачетов, концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет учебного времени, предусмотренного на учебный предмет. Зачеты в конце полугодий проводятся за пределами учебных занятий. 
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы. 
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает шкалу с использованием плюсов и минусов: 
 ?5?; ?4?; ?3?; ?2? 
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: 
?5? - отлично; ?4?- хорошо; ?3? - удовлетворительно; ?2?- неудовлетворительно. 
Исполнительская практика 
Оценка ?5? (?отлично?): 
- артистичное поведение на сцене; 
- увлечённость исполнением; 
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; 
- слуховой контроль собственного исполнения; 
- корректировка исполнения при необходимой ситуации; 
- убедительное понимание чувства формы; 
- выразительность интонирования; 
- единство темпа; 
- ясность ритмической пульсации; 
- яркое динамическое разнообразие. 
Оценка ?4? (?хорошо?): 
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; 
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; 
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; 
- стабильность воспроизведения нотного текста; 
- выразительность интонирования; 
- попытка передачи динамического разнообразия; 
- единство темпа. 
Оценка ?3? (?удовлетворительно?): 
- неустойчивое психологическое состояние на сцене; 
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; 
- слабый слуховой контроль собственного исполнения; 
- ограниченное понимание динамических, технологических задач; 
- темпо-ритмическая неорганизованность; 
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов; 
- однообразие и монотонность звучания. 
Оценка ?2? (?неудовлетворительно?): 
- частые ?срывы? и остановки при исполнении; 
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения; 
- ошибки в воспроизведении нотного текста; 
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; 
- отсутствие выразительного интонирования; 
- метро-ритмическая неустойчивость. 
Историко-теоретическая подготовка 
Оценка ?5? (?отлично?): 
- вокально-интонационные навыки: 
чистота интонации; 
ритмическая точность; 
синтаксическая осмысленность фразировки; 
выразительность исполнения; 
владение первоначальными навыками пения с листа; 
- ритмические навыки: 
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; 
- слуховой анализ: 
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; 
- творческие навыки: 
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; 
- теоретические знания по музыкальной грамоте в соответствии с программными требованиями. 
Оценка ?4? (?хорошо?): 
- вокально-интонационные навыки: 
недостаточно чистая интонация; 
недостаточная ритмическая точность; 
синтаксическая осмысленность фразировки; 
выразительность исполнения; 
недостаточное владение первоначальными навыками пения с листа; 
- ритмические навыки: 
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; 
- слуховой анализ: 
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; 
- творческие навыки: 
умение самостоятельно применять полученные знания в творческой деятельности; 
- теоретические знания по музыкальной грамоте в соответствии с программными требованиями. 
Оценка ?3? (?удовлетворительно?): 
- вокально-интонационные навыки: 
неточная интонация; 
недостаточная ритмическая точность; 
синтаксическая осмысленность фразировки; 
недостаточная выразительность исполнения; 
слабое владение навыками пения с листа; 
- ритмические навыки: 
слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; 
- слуховой анализ: 
слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; 
- творческие навыки: 
неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; 
- теоретические знания по музыкальной грамоте в соответствии с программными требованиями. 
Оценка ?2? (?неудовлетворительно?): 
- вокально-интонационные навыки: 
неточная интонация; 
ритмическая неточность; 
отсутствие синтаксической осмысленности фразировки; 
невыразительное исполнение; 
невладение навыками пения с листа; 
- ритмические навыки: 
невладение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; 
- слуховой анализ: 
невладение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; 
невладение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; 
- творческие навыки: 
неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; 
- несоответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте программным требованиям. 
Итоговая аттестация
- Фронтальный опрос;
- Беглый текущий опрос;
- Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
- Контрольные уроки в конце каждого триместра
Основными формами контроля над уровнем подготовки является: контрольный урок.
        Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком промежуточной и итоговой аттестации. 

VI. Программа творческой, методической и 
культурно-просветительской деятельности школы 
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности школы является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям. 
Творческая программа: 
Организация творческой деятельности путём участия в конкурсах, фестивалях, мастер-классах, олимпиадах, концертов, творческих вечеров, и др. Совместные концерты с РДК. Работа в данном направлении ведется по плану организаторов мероприятий. 

Культурно-просветительская программа: 
Культурно-просветительская работа школы строится по направлениям: 
организация посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); 
организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; 
участие в проектных, школьных, районных, городских и региональных мероприятиях; 
выступление в различного уровня концертах и праздничных мероприятиях, посвящённых юбилейным и знаменательным датам, выступают перед учащимися общеобразовательных школ. 
концертно-просветительская работа с социально-незащищённой частью взрослого населения и детей; 
традиционно сложившаяся форма концертно-просветительской деятельности внутри школы. 

Методическая программа: 
Основополагающей целью методической деятельности при реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства является методическое обеспечение функционирования и развития учреждения. 
Для реализации данной цели определены следующие задачи: 
I. Улучшить качество методического обеспечения учебного процесса. 
II.Совершенствовать качество образовательного процесса. 
III. Определить соответствие уровня профессиональной компетентности и создать условия для повышения квалификационной категории педагогических работников. 
Организация методической работы 
Мероприятия: 
1. Участие в обучающих семинарах, посвящённых содержанию и ключевым особенностям дополнительных общеразвивающих программ, организованных Методическим кабинетом на базе ОДШИ, в мастер-классах, организованных ССУЗ и ВУЗ художественно-эстетической направленности 
Ульяновской области. 
2. Заседания методического объединения музыкальных отделений по проблемам введения дополнительных общеразвивающих программ. 
3. Участие в конференциях преподавателей по итогам образовательного процесса, разработки основной образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации и введения дополнительных общеразвивающих программ. 
4. Участие преподавателей в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы школы. 
5. Участие преподавателей в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения дополнительных общеразвивающих программ. 
6. Участие преподавателей в проведении мастер-классов, круглых столов, ?открытых? уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации дополнительных общеразвивающих программ. 
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, заседания МО, презентации, приказы, инструкции, рекомендации и т. д. 
Важным моментом при осуществлении дополнительных общеразвивающих программ является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности преподавателей на всех этапах реализации дополнительных общеразвивающих программ. 
Школа имеет график прохождения курсов повышения квалификации, что является современным требованием аттестации административного и педагогического состава. 

Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность преподавателей к реализации дополнительных общеразвивающих программ: 
• обеспечение оптимального вхождения преподавателей в систему ценностей современного образования; 
• освоение новой системы реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; 
• овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства. 
Методический фонд школы является базой для накопления и хранения информационно - методического материала: банка образовательных программ, системы работы по организации внеклассной деятельности, передовой педагогический опыт, библиотека. Весь материал активно используется для оказания конкретной помощи преподавателям в самообразовании и повышении профессионального мастерства. Ведущей методической линией является работа по изучению наиболее эффективных средств в работе преподавателей, направленных на развитие творческого потенциала личности ученика и созда ние условий для развития творческого потенциала преподавателя. 
VII. Материально-техническая база: 
1. Концертный зал; 
2. Библиотека; 
3. Помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека); 
4. Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой). 

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м. 
В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования. 


VIII. Кадровый состав: 
Преподаватели первой и  высшей  квалификационной категории.
 
IX. Перечень рабочих программ 

Пение
Музыкальный инструмент
Ансамбль
Музыкальный букварь
Ритмика и гимнастика



р

э


III

=