ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

.

Печать

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мир информатики»

Направленность: информатика и ИКТ

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 810 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)

 

Автор-составитель:

Петченко Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования

Москва, 2023

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей, она дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей. Программа «Мир информатики» предназначена для учащихся 8-10 лет, стремящихся освоить собственный уровень владения .

Актуальность.

В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Обучение в пределах внеурочной деятельности может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Этим и обуславливается актуальность программы.

Рабочая программа дополнительного образования «Мир информатики» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), авторской программы УМК «Технология. 3 класс» (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, «Просвещение» 2014г.), программы Информатика. 3–4 классы (Авторы: Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С.,М: Бином, 2012). Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность. Важно воспитывать с ранних лет умение работать в коллективе, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Социальное направление направлено и на патриотическое воспитание учащихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Все эти аспекты учтены в тематике проектных работ обучающихся.

Цель и задачи программы

Цели:

овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере,

овладение опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

овладение умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности; развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;

практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития;

практическое применение полученных знаний, умений и навыков, а также созданных проектов в общественно-полезная и патриотической деятельности;

Задачи:

освоение навыков безопасной работы на компьютере;

начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

ознакомление со способами организации и поиска информации;

создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;

создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации;

развитие творческих и интеллектуальных способностей;

создание творческих проектов, направленных на патриотическое воспитание;

создание творческих проектов, направленных на активное участие в общественной жизни класса, школы, города.

Основные характеристики образовательной программы

Возраст обучающихся по программе 8-10 лет (3 класс).

Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.

Срок реализации программы – 1 год. Объем учебных часов по программе – 34.

Программа реализуется в рамках дополнительных образовательных услуг. Количество учащихся в группе - 15 человек.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста (непрерывная работа за ПК не более 15 мин.) и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Режим занятий: один раз в неделю по 45 минут.

Форма организации деятельности по программе – групповая.

Продолжительность образовательного процесса составляет 34 учебные недели. Начало занятий 01 сентября, завершение 24 мая.

Общая характеристика курса

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся – проектной деятельности. Для того, чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности обучающихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде информационного продукта. Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. 

В то же время проекты, выполняемые обучающимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного, системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:

позволяет научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению;

учит обучающегося размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;

позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Данный курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования умений и навыков. Изучение темы предполагает выполнение небольших проектных заданий в ходе изучения темы, реализуемых с помощью изучаемых технологий. В результате изучения темы создается итоговый проект социального направления, который с успехом может использоваться в жизни класса, школы, города, для участия в различных выставках, мероприятиях, конкурсах, проектах.

Место курса в учебном плане

Место внеурочной деятельности «Мир информатики» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель – это целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера, а обработанную информацию использовать не только для учебы, но и для деятельности на благо общества. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач до того, как они придут в старшие классы, подобно тому, как в начальной школе учат читать и писать – чтобы в старших классах эти умения служили уже инструментом в многотрудной учебной деятельности. Информатика в начальной школе изучается школьниками легко и охотно.

Методы обучения:

самостоятельная индивидуальная работа;

групповая работа;

проектная работа.

Формы обучения:

мини-лекции с элементами дискуссии;

компьюте

рные практикумы.

Занятия включают лекционную и практическую часть. В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение обучающимися практических заданий за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании обучающихся в процессе выполнения ими практической работы.

Кроме разработки проектов под руководством учителя, обучающимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учениками этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов. На каждом уроке материал излагается следующим образом:

повторение основных понятий и методов работы с ними;

изучение нового материала;

основные приёмы работы (самостоятельная практическая работа);

проекты

для самостоятельного выполнения.

Формы подведения итогов реализации программы:

опрос,

наблюдение,

выставки,

конкурсы,

вик

торины,

защита прое

ктов.

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч.)

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на компьютере.

Тема 2. Интернет и его возможности (2 ч.)

Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. Работа с информацией, полученной через Интернет.

Тема 3. Создание текста на компьютере (5 ч.)

Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art. Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.

Тема 4. Создание рисунков на компьютере (6 ч.)

Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать изображения. Приемы рисования в Paint. Работа с фрагментами изображения. Создание новогоднего рисунка.

Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты (2 ч.)

Поиск и создание текстового и графического материала. Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.

Тема 6. Создание презентаций (6 ч.)

Знакомство с программой Power Point. Создание презентации. Макет и дизайн слайда. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание презентации «День защитника Отечества».

Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (3 ч.)

Поиск и создание текстового и графического материала. Создание поздравительной открытки или презентации.

Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5 ч.)

Поиск и создание текстового и графического материала. Создание открытки для ветерана. Поиск и создание текстового и графического материала. Создание презентации на тему «Город-герой».

Тема 9. Подведение итогов (4 ч.)

Создание презентации «Наш дружный класс». Урок-викторина «Увлекательный мир информатики». Итоговый урок. Выставка работ.

Планируемые результаты освоения программы «Мир информатики»

Личностные. Учащийся будет:

проявлять чувство сопричастности с жизнью своего

класса,

народа и Родины

;

определять личностный смысл учения;

выбирать дальнейший образовательный маршрут;

регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;

ответственно относиться к собственному здоровью;

участвовать в работе группы, ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе;

Метапредметные. Учащийся будет уметь:

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

предлагать решения и способы выполнения отдельных этапов создания проектов;

самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения проекта текстовые и графические материалы;

выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;

осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять правильность действий и вносить необходимые изменения

.

Предметные: Учащиеся будут знать:

об

использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

правила техники безопасности;

правила работы за компьютером;

названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

назначение сети Интернет;

возможности текстового редактора WORD;

назначение и возможности графического редактора PAINT;

назначение и работу программы

Power

Point

.

Обучающийся будет уметь:

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

включить, выключить компьютер;

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

свободно набирать информацию на

русском и

английском регистре;

создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;

оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);

работать с доступной информацией;

работать с программами

Word

,

Paint

, ,

Power

Point

;

создавать презентацию, используя все возможности

Power

Point

;

составлять и защищать творческие мини-проекты.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

самостоятельно разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;

распределять обязанности в группе;

экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Введение

1

знакомятся правилами техники безопасности при работе с ПК; учатся бережному отношению к компьютерной технике;

знакомятся с основными устройствами ПК и их назначением; знакомятся с особенностями хранения информации на компьютере; работа с тренажерами мыши и клавиатуры

Создание текста на компьютере

6

знакомятся с понятием текстового процессора, его назначением и основными объектами; овладевают навыками ввода, редактирования, форматирования текста, вставки иллюстраций из различных источников и настройки их параметров; применяют полученные знания и навыки для разработки проекта информационного бюллетеня

Интернет и его возможности

2

знакомятся с понятием международной компьютерной сети Интернет, ее роли в жизни человека, способами поиска информации в сети Интернет; учатся искать нужную информацию в Интернете и сохранять ее на диске для дальнейшего использования

Создание рисунков на компьютере

5

знакомятся с понятием графического редактора, основными элементами и инструментами растровых графических редакторов; осваивают приемы рисования и работы с изображениями; применяют полученные знания и навыки для создания новогоднего рисунка.

Выпуск новогодней стенгазеты

2

используя полученные ранее знания и навыки, ищут в различных источниках или создают самостоятельно текстовые и графические материалы для новогодней стенгазеты; самостоятельно печатают и оформляют газету

Создание презентации

6

знакомятся с понятием компьютерной презентации и программой Power Point; учатся создавать презентации, подбирать дизайн и макеты слайдов в зависимости от типа информации, добавлять к слайдам иллюстрации, настраивать анимацию; самостоятельно планируют и разрабатывают презентацию на тему «День защитника Отечества»

Проект «Поздравление

с 8 марта»

3

используя полученные ранее знания и навыки, ищут в различных источниках или создают самостоятельно текстовые и графические материалы для создания поздравительной открытки или презентации на тему «Поздравление с 8 марта»

Проект

«Никто не забыт, ничто не забыто»

5

используя полученные ранее знания и навыки, ищут в различных источниках или создают самостоятельно текстовые и графические материалы для создания поздравительной открытки для ветерана и презентации на тему «День Победы»

Подведение итогов

4

Создают презентацию «Наш дружный класс»; участвуют в итоговой викторине «Увлекательный мир информатики», в выставке работ

Всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение (1)

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер.

Хранение информации на компьютере.

Тема 2. Создание текста на компьютере (6)

2.1. Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста.

2.2. Ввод текста.

2.2. Ввод и редактирование текста.

2.3. Форматирование текста.

2.4. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art.

2.5. Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках. (Практическая работа)

Тема 3. Интернет и его возможности (2)

3.1. Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет.

3.2. Работа с информацией, полученной через Интернет.

Тема 4. Создание рисунков на компьютере (5)

4.1. Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты.

4.2. Сохранение, загрузка и печать изображения.

4.3. Приемы рисования в Paint.

4.4. Работа с фрагментами изображения.

4.5. Создание новогоднего рисунка. Практическая работа.

Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты (2).

5.1. Поиск и создание текстового и графического материала.

5.2. Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.

Тема 6. Создание презентации (6).

6.1. Знакомство с программой Power Point. Создание презентации.

6.2. Макет и дизайн слайда.

6.3. Вставка фигур, рисунков.

6.4. Настройка анимации.

6.5. Создание презентации «День защитника Отечества». Поиск и создание текстового и графического материала.

6.6. Создание презентации «День защитника Отечества». Практическая работа.

Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (3)

7.1. Поиск и создание текстового и графического материала.

7.2. Создание поздравительной открытки или презентации. Практическая работа.

7.3. Создание поздравительной открытки или презентации. Выставка работ.

Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5)

8.1. Поиск и создание текстового и графического материала.

8.2. Создание открытки для ветерана.

8.3. Поиск и создание текстового и графического материала

8.4. Создание презентации на тему «День Победы».

8.5. Создание презентации на тему «День Победы».

Тема 9. Подведение итогов (4)

9.1. Создание презентации «Наш дружный класс».

9.2. Создание презентации «Наш дружный класс».

9.3. Урок-викторина «Увлекательный мир информатики».

9.4. Итоговый урок. Выставка работ.

Материально-техническое обеспечение программы

Технические средства обучения:

компьютеры (1

5

– ученических и 1 – учительский);

мультимедийный проектор;

экран;

принтер;

сканер;

колонки.

Программные средства:

операционная система

Windows

XP;

текстовый процессор

Word;

графический редактор

Paint

;

программа

Power Point

;

программа-антивирус

Free Avast

;

программа «Интернет-Цензор» (сетевой фильтр)

Браузеры

Google Chrome,

Yandex

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

использованной при разработке программы

УМК «Информатика», 3-4 класс. (ФГОС). Авторы – Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С.:

Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С.

Информатика: учебник для 3

класса :

в 2 ч. Ч. 1. -

М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.—96

с. :

ил.

Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С.

Информатика: учебник для 3

класса :

в 2 ч. Ч. 2. -

М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.—112

с. :

ил.

Информатика. УМК для начальной школы [Электронный ресурс

] :

3–4 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: Г. Э.

Курис

, М. С.

Цветкова.—

Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. —116

с. :

ил.

Информатика. УМК для начальной школы [Электронный ресурс

] :

3–4 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова, М. Н.

Бородин.—

Эл. изд.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.—89

с. :

ил.

Интернет-ресурсы

«Виртуальные лаборатории по информатике» — цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции (

www.school-collection.edu.ru

) к темам учебника.

Электронное мультимедийное приложение «Мир информатики» (части 1, 2, 3 и 4) к учебникам в открытом доступе на методическом портале издательства (

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/

).

Электронное методическое приложение:

сайт авторской мастерской в Интернете на методическом портале издательства (

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/

);

сетевой курс для учителей начальной школы «Информационная среда начальной школы» (

http://metodist.lbz.ru/nio/apkippro/ns.php

).

Дополнительная литература, рекомендуемая при использовании вариативной составляющей с формированием различных траекторий обучения информатике и развития информационной активности детей, размещена на сайте методической службы http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/umk2-4.php (раздел «Внеурочная деятельность»)

Приложение 1

Календарно-поурочное планирование

34 часа (1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план.

факт.

Тема 1. Введение (1)

1.

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер.

Хранение информации на компьютере.

1

Тема 2. Создание текста на компьютере (6)

2.

Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста.

1

3.

Ввод текста.

1

4.

Ввод и редактирование текста.

1

5.

Форматирование текста.

1

6.

Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art.

1

7.

Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.

1

Тема 3. Интернет и его возможности (2)

8.

Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет.

1

9.

Работа с информацией, полученной через Интернет.

1

Тема 4. Создание рисунков на компьютере (5)

10.

Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты.

1

11.

Сохранение, загрузка и печать изображения.

1

12.

Приемы рисования в Paint.

1

13.

Работа с фрагментами изображения.

1

14.

Создание новогоднего рисунка.

1

Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты (2).

15.

Поиск и создание текстового и графического материала.

1

16.

Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.

1

Тема 6. Создание презентации (6).

17.

Знакомство с программой Power Point. Создание презентации.

1

18.

Макет и дизайн слайда.

1

19.

Вставка фигур, рисунков.

1

20.

Настройка анимации.

1

21.

Создание презентации «День защитника Отечества»

1

22.

Создание презентации «День защитника Отечества»

1

Тема 7. Проект «Поздравление с 8 марта» (3)

23.

Поиск и создание текстового и графического материала

1

24.

Создание поздравительной открытки или презентации

1

25.

Создание поздравительной открытки или презентации

1

Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5)

26.

Поиск и создание текстового и графического материала.

1

27.

Создание открытки для ветерана.

1

28.

Поиск и создание текстового и графического материала

1

29.

Создание презентации на тему «День Победы».

1

30.

Создание презентации на тему «День Победы».

1

Тема 9. Подведение итогов (4)

31.

Создание презентации «Наш дружный класс».

1

32.

Создание презентации «Наш дружный класс».

1

33.

Урок-викторина «Увлекательный мир информатики».

1

34.

Итоговый урок. Выставка работ.

1