Отдел образования

администрации Ленинского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

Принята на заседании

методического совета

от «_____» _____________20__ г.

МУ ДО «Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

Протокол № ____________________

Утверждаю:

Директор МУ ДО

«Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

_______________/ Т.Р. Тихонова/

«__» ______________ 20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Мягкая игрушка своими руками»

объединения «Мягкая игрушка»

возраст учащихся: 7–13 лет

срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Рузмикина Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования

Саратов, 2024 г.

1. Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка своими руками» относится к программам художественной направленности.

Программа разработана с учетом ряда нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ред. от 08.08.2024);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию. дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановление от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (VI раздел);

Приказ министерства образования Саратовской области от 21.08.2023 №1450 «О внесении изменений в приказ министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 № 1077»;

Распоряжение Правительства Саратовской области от 13.07.2021 № 193-Пр. О региональном плане мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

Устав МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова (от 27.11.2023);

Программа развития МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова на 2020-2025 годы (протокол № 1 от 07.09.2020);

Положение о применении дистанционных (электронных) образовательных технологий в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района г. Саратова (приказ № 228/1 от 08.09.2021);

Программа воспитания МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова «Поколение.

ru

» (утв. Приказом № 401/2 от 29.08.2024);

Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова (утв. приказом № 227 от 06.08.2020).

Актуальность 

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт.

Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра. Взрослые с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка, приобретённая в магазине. Кроме того, вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Кроме того, создание мягкой игрушки – процесс не просто увлекательный, творческий. Мягкая игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.

К сожалению, далеко не все дети умеют мастерить своими руками игрушки, заниматься рукоделием. Данная программа – попытка научить детей изготавливать игрушки самостоятельно, развить склонности к рукоделию, разбудить воображение, подготовить ребенка к восприятию мира декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность. Обучение по этой программе способствует:

-развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и кисти руки.

-развитию мелкой моторики, цветовосприятию, глазомеру;

-развитию чувства красоты и гармонии;

-творческой самореализации;

-расширению представлений о профессиях, связанных декоративно-прикладным творчеством, дизайном и т.д.

Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №  678-р), является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитательный потенциал данной программы основан на реализации Программы гражданско-патриотического воспитания МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района г. Саратова «Поколение.ru».

Отличительные особенности программы.

Анализ ряда программ данной направленности («Мягкая игрушка», Головко Л.А., г. Можги, 2016 г.; «Мягкая игрушка», Рыжова Л.Д., г. Вахтан, 2015г; «Мягкая игрушка», Шишлова Т.Ю. г. Дзержинск, 2016 г. и др.) позволил выделить следующие особенности данной программы:

срок реализации программы – 3 года, каждый из которых соответствует определённому этапу:

1год – 1этап – стартовый, формирование основных представлений учащихся о предмете, начальный курс обучения практическому шитью по готовой выкройке и с элементами конструирования игрушки по единой универсальной выкройке.

2 год – 2 этап – базовый направлен на расширение, систематизацию и детализацию содержания деятельности учащихся, совершенствование специфических умений владение приемами изготовления несложных игрушек и приемами оформления поделок.

3год – 3 этап – базовый поддерживается стремление учащихся самостоятельно сочетать знакомые техники, по собственной инициативе объединять разные способы изготовления мягкой игрушки для свободного и разнопланового экспериментирования с материалами и инструментами;

процесс формирования у учащихся универсальных учебных действий организован в рамках занятий, реализации проектной деятельности, социальных акций и мероприятий.

Адресат программы. Возраст учащихся 7 – 13 лет: дети младшего и среднего школьного возраста. При построении учебного процесса учитываются индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся каждой из этих возрастных категорий.

Возрастные особенности

Дети в младшем школьном возрасте (7–10 лет) начинают осознавать свою принадлежность к социуму и примеряют на себя множество новых ролей: ученики, одноклассники, друзья, граждане.

В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Дети учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Учатся ставить цели самостоятельно. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.

Важно поддерживать в этом возрасте творческие интересы детей и направлять их по верному пути, раскрывая способности и таланты.

Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту (11-13 лет) решаются специфические задачи личностного развития и взросления ребенка, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, экологические и социальные темы, возможности познания мира.

Дети этого возраста отличаются особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам, родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах и партнерского общения. При решении той или иной задачи подросток ориентируется не только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества (особенности, умения, знания, черты характера), как на решающее условие ее решения.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.

Склонность к фантазированию – также отличительная особенность этого возраста. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел.

Необходимо большое внимание уделять созданию ситуации успеха. Дети этой возрастной группы стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда. Основные задачи развития на этом возрастном этапе – развитие логического мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие самостоятельности детей в учебной деятельности. Для этого необходимо создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей младших подростков.

Объем программы. Срок освоения программы.

Образовательный курс программы дополнительного образования «Мягкая игрушка своими руками» рассчитан на три года обучения. Численный состав групп – постоянный:

в группе первого года обучения согласно Уставу ЦДТ – 15 человек (7–8 лет);

в группе второго года обучения – 12 человек (9–10 лет);

в группе третьего года обучения – 12 человек (11–13 лет).

1-ый год обучения – 144 часа;

2-ой год обучения – 144 часа;

3-ий год обучения – 144 часа;

Режим занятия.

Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность каждого занятия 2 академических часа (с перерывом между ними – 10 минут).

1.2. Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия – создания мягкой игрушки.

Задачи:

Обучающие

обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

познакомить с основными элементами графической грамотности на примере изготовления выкроек-лекал;

обучить различным технологиям изготовления мягкой игрушки.

Развивающие

содействовать развитию художественного вкуса, творческой активности, фантазии;

способствовать развитию внимания, воображения, наблюдательности.

Воспитательные

прививать интерес и уважение учащихся к народному творчеству, к труду;

содействовать успешной социальной адаптации учащихся;

способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам, старшим.

1.3. Планируемые результаты.

Учащиеся первого года обучения

должны знать

правила организации рабочего места;

правила поведения, технику безопасности на занятиях и при работе с инструментами и приспособлениями;

основные понятия графической грамоты, изученные в рамках программы (осевая симметрия, симметричная фигура плоской формы и др.);

назначение и принципы работы с инструментами и приспособлениями, используемыми для изготовления мягкой игрушки;

технологию выполнения ручных швов, предусмотренных программой первого года обучения, требования, предъявляемые к их выполнению;

основные виды материалов и фурнитуры, используемых для изготовления мягкой игрушки;

приемы раскроя изделий по выкройкам-лекалам;

технологию выполнения простых изделия по готовым выкройкам-лекалам;

виды аппликаций (предметная, сюжетная, шрифтовая, орнаментальная).

должны уметь

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

применять безопасные приемы при работе с инструментами и приспособлениями, используемыми в работе;

правильно осуществлять рабочие действия с инструментами и приспособлениями;

выполнять ручные швы, изученные в рамках программы;

выбирать материалы для изготовления изделий с учетом свойств;

производить обмеловку выкроек-лекал на материале и производить раскрой деталей изделия;

изготавливать мягкую игрушку и другие изделия из знакомых материалов по 2-4 выкройкам-лекалам и описанию;

выполнять аппликации различных видов, предусмотренных программой.

Метапредметная и личностная результативность:

-демонстрирует устойчивую заинтересованность в творческой деятельности, как способ самопознания и познания мира;

-проявляет в работе фантазию, образное мышление, творческое воображение.

Учащиеся второго года обучения

должны знать:

технологию выполнения простых и сложных ручных швов, применяемых при изготовлении мягкой игрушки требования, предъявляемые к их выполнению;

спецификацию деталей кроя в соответствии с моделью игрушки;

приемы увеличения и уменьшения выкроек-лекал для изготовления мягких игрушек;

свойства меховых, нетканых, ворсовых и др. сложных материалов, используемых при изготовлении мягкой игрушки, приемы работы с ними;

приемы изготовления сложной игрушки с шарнирным креплением конечностей;

основные правила и средства композиции.

должны уметь:

самостоятельно выбирать модель, подготавливать выкройки-лекала и систематизировать детали кроя в соответствии с моделью игрушки;

изменять размеры исходных выкроек-лекал;

производить раскрой меховых, нетканых, ворсовых и др. сложных материалов, используемых при изготовлении мягкой игрушки;

изготавливать сложную игрушку из меховых, нетканых, ворсовых и др. сложных материалов и их комбинации;

изготавливать сложные игрушки с шарнирным креплением конечностей;

грамотно использовать композиционные решения при декорировании мягкой игрушки и в аппликации.

Метапредметная и личностная результативность:

- принимает и выполняет задание в соответствии с планом;

- готов к сотрудничеству со сверстниками и со старшими;

-проявляет такие личностные качества как ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.

Учащиеся третьего года обучения

должны знать:

приемы создания чертежа конструкции для изготовления выкройки-лекал мягкой игрушки;

приемы моделирования выкройки-лекала при изменении положения игрушки (стоя, сидя, лежа);

технологию изготовления объемной каркасной игрушки;

должны уметь:

разрабатывать чертеж конструкции для изготовления выкройки-лекал мягкой игрушки;

вносить изменения в выкройки-лекала с учетом различного положения игрушки (стоя, сидя, лежа);

изготавливать объемную игрушку с проволочным каркасом;

изготавливать полезные изделия для дома и семьи.

Метапредметная и личностная результативность:

- способен оказывать помощь товарищам по группе в затруднительных ситуациях;

-способен оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

-проявляет интерес к традициям и культуре родного края.

1.4. Содержание программы

Учебный план

первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

тестирование, анкетирование

2

Город швейных принадлежностей.

1

3

4

опрос

3

Волшебный магазин тканей.

1

3

4

анализ текстильных материалов

4

Технология выполнения швов

1

7

8

практическое задние

5

Конструирование плоской мягкой игрушки

1

5

6

анализ работ

6

Изготовление плоской мягкой игрушки из фетра и флиса

1

11

12

мини-выставка

7

Аппликация.

1

11

12

мини-выставка

8

Чудеса Рождества

1

11

12

практическая работа

9

Пальчиковый театр своими руками

1

11

12

показ спектакля

промежуточная аттестация

10

Конструирование простой объемной мягкой игрушки

1

3

4

анализ работ

11

Изготовление простых объемных игрушек из трикотажных носков

1

11

12

викторина

12

Аксессуары и подарки

1

11

12

практическое задние

13

Сударыня Матрешка

2

6

8

самостоятельная работа по технологической карте

14

Конструирование усложненной объемной мягкой игрушки

2

4

6

анализ работ

15

Разноцветные игрушки.

1

3

4

анализ работ

16

Изготовление усложненной объемной игрушки

1

11

12

контрольное задание

17

Изготовление игрушки в виде конуса

1

11

12

практическое задние

18

Итоговое занятие

0

2

2

выставка

Итого

20

124

144

Учебный план

второй год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

беседа, тестирование

2

Материалы для мягкой игрушки

1

1

2

опрос

3

Конструирование сложной мягкой игрушки.

2

10

12

практическое задание

4

Технология изготовления сложной мягкой игрушки.

1

11

12

работа с карточками

5

Декоративное оформление готовых изделий.

1

7

8

анализ работ

6

Создание сказочной композиции

1

11

12

коллективная работа

7

Мастерская Деда Мороза

1

11

12

практическая работа

8

Создание композиции «И вот она нарядная…»

1

11

12

мини-выставка

9

Технология изготовления мягкой игрушки с шарнирным креплением.

2

10

12

анализ работ промежуточная аттестация

10

Технология изготовления мягкой игрушки с нитяным креплением

1

11

12

практическое задание

11

Технология изготовления мягкой игрушки с пуговичным креплением.

1

11

12

практическое задание

12

Аксессуары и подарки.

1

11

12

самостоятельная работа

13

Традиционная народная игрушка

2

6

8

беседа, показ

14

Куклы –оберег

1

1

2

самостоятельная работа

15

Изготовление пасхальных сувениров из фетра

1

11

12

мини выставка

16

Итоговое занятие

0

2

2

выставка

Итого:

18

126

144

Учебный план

третий год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

беседа тестирование

2.

Изготовление мягкой игрушки в положении «стоя»

1

3

4

анализ работ

3

Изготовление мягкой игрушки в положении «сидя»

1

3

4

анализ работ

4.

Изготовление мягкой игрушки в положении «лежа»

1

3

4

анализ работ

5.

Изготовление объемной каркасной игрушка в положении «стоя»

1

11

12

практическое задание

6.

Изготовление объемной каркасной игрушка в положении «сидя»

1

11

12

практическое задание

7.

Изготовление объемной каркасной игрушка в

в положении «лежа»

1

11

12

практическое задание

8.

Основы композиции

2

6

8

устный опрос

9.

Создание кукольного спектакля

1

11

12

коллективная работа.

Промежуточная аттестация

10.

Традиционная народная русская игрушка-Матрещка

2

6

8

самостоятельная работа

11.

Кофейные игрушки

1

5

6

самостоятельная работа

12.

Куклы-тильды

1

9

10

самостоятельная работа

13.

Мягкая игрушка в стиле «Тедди» с шарнирным креплением

1

11

12

мини -выставка

14.

Аксессуары и подарки.

1

11

12

самостоятельная работа

15.

Предметы

быта. Игрушки-трансформеры

1

11

12

мини -выставка

16

Краснокнижные животные Саратовской области

2

10

12

контрольное задание

17

Итоговое занятие

0

2

2

выставка

Итого:

19

125

144

Перечень примерных массовых мероприятий на первый год обучения

Для учащихся:

День открытых дверей «Будем знакомы» – сентябрь.

Кукольный спектакль «Подарок для мамы» – ноябрь.

Выставка «Эй, Маслёна-красота, отворяй-ка ворота!» – февраль.

Игровая программа «Путешествие по дням Масленицы» – март.

Совместно с родителями:

Кукольный спектакль «Подарок для мамы» – ноябрь.

Мастер-класс «Изготовление цветов» из распущенных лент – март.

Творческий отчет «Радужное настроение» – апрель.

Перечень примерных массовых мероприятий на второй год обучения

Для учащихся:

День открытых дверей «Мы снова вместе» – сентябрь;

Кукольный спектакль «Берегите мам» ‒ ноябрь;

Выставка творческих работ «Новый год и Рождество» ‒ декабрь;

Выставка «Эй, Маслёна-красота, отворяй-ка ворота!» ‒ февраль;

Творческий отчет «Радужное настроение» – апрель;

Выставка творческих работ – апрель.

Совместно с родителями:

Кукольный спектакль «Берегите мам» ‒ ноябрь.

Мастер-класс «Изготовление цветов» из распущенных лент ‒ март.

Праздничное представление «В ожидании новогоднего чуда» – декабрь.

Творческий отчет «Радужное настроение» – апрель.

Выставка творческих работ – апрель.

Перечень примерных массовых мероприятий на третий год обучения

Для учащихся:

День открытых дверей «Мы снова вместе» – сентябрь.

Кукольный спектакль «Берегите мам» ‒ ноябрь.

Выставка творческих работ «Новый год и Рождество» ‒ декабрь.

Выставка «Эй, Маслёна-красота, отворяй-ка ворота!» ‒ февраль.

Творческий отчет «Радужное настроение» – апрель.

Выставка творческих работ – апрель.

Совместно с родителями:

Кукольный спектакль «Берегите мам» ‒ ноябрь.

Мастер –класс «Изготовление цветов» из фоамирана ‒ март.

Праздничное представление «В ожидании новогоднего чуда» – декабрь.

Творческий отчет «Радужное настроение» – апрель.

Выставка творческих работ – апрель.

Содержание учебного плана

первый год обучения

1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с планом на учебный год. Правила поведения в клубе и на занятии. Вводный инструктаж. Техника безопасности работы с инструментами. Организация рабочего места.

Практика. Круглый стол «Будем знакомы». Беседа «История игрушки». Входная диагностика.

2. Город швейных принадлежностей.

Теория. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Виды игл и их назначение. Разновидность ножниц.

Практика. Заправка нитки в иглу. Вырезание фигуры по контуру

3. Волшебный магазин тканей.

Теория. Виды тканей, их свойства и назначения. Виды набивки, используемые в игрушке. Основные цвета, холодные, тёплые и нейтральные цвета, сочетание цветов.

Практика. Исследование тканей на осыпаемость, сминаемость, растяжимость. Сочетание цветов. Лицевая и изнаночная сторона меха. Виды меха используемые для изготовления игрушки.

4. Технология выполнения швов.

Теория. Виды швов. Технология выполнения швов. Вид швов, используемые для изготовления мягких игрушек.

Практика. Выполнение швов «сметочный», «потайной», «обметочный», «петельный», «стачной».

5. Конструирование плоской мягкой игрушки

Теория. Заготовка лекал. Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования выкроек. Правила кроя игрушки. Правила хранения выкроек-лекал.

Практика. Приемы раскроя деталей по выкройкам-лекалам. Требования к линиям и припускам

6. Изготовление плоской мягкой игрушки из фетра и плиса.

Теория. Изготовление плоских игрушек по выкройке (лекалу)

Практика. Технология изготовления плоских игрушек. Выбор ткани. Заготовка лекал и раскрой деталей плоской игрушки. Соединение деталей петельным швом. Оформление игрушек: крепления глаз и носа. Мини-выставка готовых работ.

7. Аппликация.

Теория. Виды аппликации (предметная, орнаментальная, плоская, объемная). Выбор сюжета аппликации. Порядок изготовления аппликации.

Практика. Изготовление лекал (перенос контуров отдельных фигур на бумагу). Выбор колорита (цветного сочетания). Вырезание фигур из цветной бумаги и фоамирана (работа с ножницами). Наклеивание крупных фигур на фон, мелких деталей на крупную фигуру.

8. Чудеса Рождества.

Теория. Ангел – символ Рождества. Елочное украшение – ангел.

Практика. Изготовление Рождественских ангелов из фоамирана по технологической карте

9. Пальчиковый театр своими руками

Теория. Что такое пальчиковый театр? Этапы изготовления фигурок-персонажей, надевающихся на отдельный пальчик

Практика. Коллективная работа по изготовлению сказочных композиций: выбор сказки, разбор сказки по сюжетам, выполнение на бумаге эскиза выбранного сюжета, выбор способов изготовления, коллективное творчество (индивидуальная работа по пошиву пальчиковых кукол), соединение индивидуальных работ в композицию, оформление сказочных сюжетов, оценка результата совместного творчества. Показ спектакля.

10. Конструирование простой объемной мягкой игрушки

Теория. Правила выполнения эскиза игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Конструирование симметричных деталей выкроек. Заготовка лекал. Правила кроя игрушки. Правила хранения выкроек-лекал.

Практика. Приемы раскроя деталей по выкройкам-лекалам. Требования к линиям и припускам

11. Изготовление простых объемных игрушек из трикотажных носков

Теория. Особенности изготовления простых объемных игрушек из доступных материалов (носков) виде шариков.

Практика. Подбор материала. Заготовка выкроек лекал (кругов разного диаметра). Изготовление деталей швом: «смёточным». Набивка деталей Соединение деталей потайными стежками. Оформление игрушки (нос из кожи, глаз, усиков из бисера) для «Гусеница Фрося», «Гриб-игольница», «Массажный совенок», «Новогодний снеговик.

12. Аксессуары и подарки

Теория. Многообразие аксессуаров, их роль в создании подарков, уюта и комфорта. Форма, размеры, цветовая гамма. Технология изготовления метелок/цветов из распущенных атласных лент.

Практика. Изготовление метелок и цветов из распущенных атласных лент по технологическим картам.

13. Сударыня Матрешка

Теория. Разнообразие Матрешек. Форма игрушки. Изготовление плоских игрушек по выкройке (лекалу).

Практика. Технология изготовление игрушки Матрешки из фетра по технологической карте. Применение техники «Аппликации» в изготовление игрушки Матрешки.

14. Конструирование усложненной объемной мягкой игрушки

Теория. Правила выполнения эскиза игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Технология конструирования симметричных деталей. Заготовка лекал. Правила кроя игрушки. Правила хранения выкроек-лекал.

Практика. Приемы раскроя деталей по выкройкам-лекалам. Требования к линиям и припускам

15. Разноцветные игрушки

Теория. Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Различные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Разные виды украшения игрушек из меха, ткани и пряжи.

Практика. Украшения игрушки: из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпака, волос, парика.

16. Изготовление усложненной объемной игрушки

Теория. Особенности изготовления усложненных объемных игрушек. Схемы изготовления игрушек. Правила раскроя, раскладки парных деталей.

Практика. Подбор материала. Заготовка лекал. Раскладка деталей. Раскрой и сшивание деталей смёточным швом. Оформление игрушки.

17. Изготовление игрушки в виде конуса

Теория. Схема изготовления игрушки «Пушистик» в виде конуса. Правила раскроя, раскладки парных деталей.

Практика. Подбор материала. Заготовка лекал. Раскладка деталей. Раскрой и сшивание деталей смёточным швом. Оформление игрушки.

18. Итоговое занятие.

Практика. Выставка работ. Подведение итогов.

Содержание учебного плана

второй год обучения

1. Вводное занятие.

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в клубе и на занятии

Практика. Входная диагностика

2. Материалы для мягкой игрушки.

Теория. Свойства материалов, используемых для изготовления мягкой игрушки (мех, флис, нетканые материалы и др.). Определение лицевой и изнаночной стороны. Особенности работы с изученными материалами

Практика. Ручные работы с изученными материалами (обмеловка выкроек-лекал, раскрой, соединение, набивка деталей и др.). Выбор инструментов и приспособлений

3. Конструирование сложной мягкой игрушки.

Теория. Правила работы с готовыми выкройками-лекалами (копирование, градация). Систематизация деталей кроя. Условия хранения выкроек-лекал.

Практика. Выбор моделей игрушек. Работа с выкройками-лекалами (градирование, моделирование).

4. Технология изготовления сложной мягкой игрушки

Теория. Особенности изготовления усложненных объемных игрушек. Анализ моделей игрушек. Выбор модели. Анализ технологического процесса изготовления игрушки

Практика. Подготовка выкроек-лекал. Выбор цветовой гаммы, материалов. Раскрой материала, заготовка деталей. Особенности набивки деталей. Соединение деталей: веревочное крепление, проволочное крепление, стационарное крепление потайными стежками. Оформление игрушки: изготовление носа из кожи, усов из лески. Крепление фурнитуры: носа, глаз и др.

5. Декоративное оформление готовых изделий.

Теория. Материалы и фурнитура для декорирования изделий. Традиционные и нетрадиционные варианты использования материалов для декорирования

Практика. Отделка готового изделия

6. Создание сказочной композиции

Теория. Роль сказки в жизни ребенка.

Практика. Этапы коллективной работы по изготовлению сказочных композиций: выбор сказки, разбор сказки по сюжетам, выполнение на бумаге эскиза выбранного сюжета, выбор способов изготовления, коллективное творчество (индивидуальная работа), соединение индивидуальных работ в композицию, оформление сказочных сюжетов, оценка результата совместного творчества (проведение выставок, конкурсов)

7. Мастерская Деда Мороза

Теория. История Нового года в России. Животные-символы года по Восточному календарю.

Практика. Изготовление мягкой игрушки животных по Восточному календарю. Подготовка выкроек-лекал. Выбор цветовой гаммы, материалов. Раскрой материала, заготовка деталей. Особенности набивки деталей. Соединение деталей. Оформление игрушки: изготовление носа из кожи, усов из лески. Крепление фурнитуры: носа, глаз.

8. Создание композиции «И вот она нарядная…»

Теория. Новогодние игрушки: традиции и обычаи.

Практика. Изготовления мягких игрушек на Новогоднюю елку из фетра и флиса.

9. Технология изготовления мягкой игрушки с шарнирным креплением

Теория. Технология изготовления простейших, комбинированных и усложнённых игрушек с веревочным креплением конечностей. Особенность этих игрушек при сборке деталей

Практика. Работа с выкройками. Шарнирное соединение деталей, сборка игрушки. Окончательное оформление игрушки.

10. Технология изготовления мягкой игрушки с нитяным креплением

Теория. Технология нитяного крепления лапок, где игрушка может менять позы: посадить, поставить, помахать лапкой

Практика. Работа с выкройками. Нитяное соединение деталей, где туловище протыкается насквозь, а сами лапки захватываются с внутренней стороны. Нить подтягиваем, закрепляем узелками и концы прячем внутри туловища. Окончательное оформление игрушки

11. Технология изготовления мягкой игрушки с пуговичным креплением

Теория. Технология пуговичного крепления лапок. Виды пуговиц для крепления.

Практика. Работа с выкройками. Пуговичное соединение деталей, сборка игрушки. Окончательное оформление игрушки.

12. Аксессуары и подарки

Теория. Изготовление цветов из фетра. Технология изготовления цветов из фетра Многообразие цветов, их роль в создании подарков, уюта и комфорта интерьера. Форма, размеры, цветовая гамма.

Практика. Изготовление цветов из фетра. Выбор цветка и его цветовой гаммы. Создание лекал, раскрой фетра. Сбор цветка Создание композиции.

13. Традиционная народная игрушка

Теория. История создания народных мягких игрушек с использованием текстильных материалов. Роль текстильной игрушки. Особенности народной текстильной игрушки

Практика. Технология изготовления мягких игрушек с использованием текстильных материалов.

14.Куклы-обереги и сувениры

Теория. Обереги. Обрядовые куклы.

Практика. Изготовления куклы-Масленицы по технологической карте

15. Изготовление пасхальных сувениров из фетра

Теория. Пасхальные традиции. Символы Пасхи.

Практика. Изготовления пасхального яйца из фетра по технологической карте

16. Итоговое занятие

Практика. Подведение итогов. Выставка работ.

Содержание учебного плана

третьего года обучения

Вводное занятие.

Теория. Вводный инструктаж. Техника безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места. Правила поведения в клубе и на занятии. Знакомство с планом работы на учебный год

Практика. Входная диагностика.

Изготовление мягкой игрушки в положении «стоя»

Теория. Приемы разработки конструкции мягкой игрушки. Моделирование конструкции мягкой игрушки, в положения «стоя»

Практика. Разработка конструкции мягкой игрушки по заданной модели. Создание комплекта выкроек-лекал. Приемы моделирования конструкции мягкой игрушки, в положении «стоя». Изготовление мягкой игрушки.

3. Изготовление мягкой игрушки в положении «сидя».

Теория. Приемы разработки конструкции мягкой игрушки. Моделирование конструкции мягкой игрушки, в положения «сидя».

Практика. Разработка конструкции мягкой игрушки по заданной модели. Создание комплекта выкроек-лекал. Приемы моделирования конструкции мягкой игрушки, в положения «сидя». Изготовление мягкой игрушки.

4. Изготовление мягкой игрушки в положении «лежа».

Теория. Приемы разработки конструкции мягкой игрушки. Моделирование конструкции мягкой игрушки, в положении «лежа».

Практика. Разработка конструкции мягкой игрушки по заданной модели. Создание комплекта выкроек-лекал. Приемы моделирования конструкции мягкой игрушки, в положения «лежа». Изготовление мягкой игрушки.

5. Изготовление объемной каркасной игрушки в положении «стоя».

Теория. Технология изготовления простейшей, усложненной и комбинированной игрушки с каркасом. Особенности изготовления каркасной игрушки в положении «стоя». Характерная черта этих игрушек – каркас из проволоки.

Практика. Выбор модели. Анализ технологического процесса изготовления каркасной игрушки. Работа над выкройками-лекалами. Раскрой деталей игрушки. Соединение деталей, сборка игрушки. Окончательное оформление игрушки.

6. Изготовление объемной каркасной игрушки в положении «сидя» Теория. Технология изготовления простейшей, усложненной и комбинированной игрушки с каркасом. Особенности их изготовления каркасной игрушки в положении «сидя». Характерная черта этих игрушек – каркас из проволоки.

Практика. Выбор модели. Анализ технологического процесса изготовления каркасной игрушки. Работа над выкройками-лекалами. Раскрой деталей игрушки. Соединение деталей, сборка игрушки. Окончательное оформление игрушки.

7. Изготовление объемной каркасной игрушки в положении «лежа»

Теория. Технология изготовления простейшей, усложненной и комбинированной игрушки с каркасом, особенности их изготовления каркасной игрушки в положении «лежа». Характерная черта этих игрушек – каркас из проволоки.

Практика. Выбор модели. Анализ технологического процесса изготовления каркасной игрушки. Работа над выкройками-лекалами. Раскрой деталей игрушки. Соединение деталей, сборка игрушки. Окончательное оформление игрушки.

8. Основы композиции.

Теория. Основные правила создания композиции. Виды: замкнутая композиция, открытая композиция, симметричная композиция, ассиметричная композиция. Основы композиции в иллюстрации.

Практика. Этапы работы над композицией

9. Создание кукольного спектакля.

Теория. Беседа: «Роль кукольного спектакля в жизни ребенка. Виды кукол и управление ими»

Практика. Этапы коллективной работы по созданию кукольного спектакля: выбор спектакля, разбор героев, распределение ролей, изготовления героев, (индивидуальная работа), соединение индивидуальных работ в композицию, оценка результата совместного творчества (показ спектакля)

10.Традиционная народная русская игрушка – Матрешка

Теория. История создания Матрешки. Роль текстильной игрушки. Особенности народной текстильной игрушки. Изготовление Матрешки с использованием текстильных материалов.

Практика. Технология изготовление игрушки Матрешка из фетра по технологической карте. Применение техники «Аппликации» в изготовлении игрушки Матрешка.

11. Кофейные игрушки

Теория. История возникновения чердачной игрушки. Что это – кофейная (чердачная) игрушка?

Практика. Технология изготовления кофейной (чердачной) игрушки. Основные этапы изготовления кофейной (чердачной) игрушки-зайчика: раскрой ткани, сшивание деталей швом «назад иголка». Пропитка изделия и его сушка, оформление игрушки.

12.Куклы-тильды

Теория. История создания куклы «Тильды».

Практика. Основные этапы изготовления куклы «Тильды»: создание выкройки, раскройка деталей, сшивание отдельных частей, создание тела куклы, моделирование и воплощение прически и одежды, рисование лица, подбор дополнительных аксессуаров.

13. Мягкая игрушка в стиле «Тедди» с шарнирным креплением (12).

Теория. История создания игрушек в стиле «Тедди». Особенности изготовления мягкой игрушки в технике «мишек-Тедди». Шплинтовое крепление для мишек Тедди (1).

Практика. Технология изготовления мягких игрушек в стиле «Тедди» с шарнирным креплением. Работа над выкройками-лекалами. Соединение деталей. Технология вставки шплинтов в лапы, в голову мишки Тедди. Сборка игрушки. Окончательное оформление игрушки: мордочки, носа игрушки (11).

14. Аксессуары и подарки (12).

Теория. Многообразие аксессуаров и подарков, их назначение.

Практика. Изготовление броши «Роза» из фоамирана по технологической карте.

15. Предметы быта. Игрушки «трансформеры» (18).

Теория. Игрушка-трансформер. Технологии превращение обычных игрушек в полезных помощников. Основные этапы выполнения (1).

Практика. Особенности игрушек-трансформеров и превращение обычных игрушек в полезных помощников: хрюшку в подушку, ежика в игольницу, цыпленка в шкатулку, совушку в горячую головушку (грелка). Выбор модели. Анализ технологического процесса изготовления игрушки-трансформера. Работа над выкройками-лекалами. Соединение деталей, сборка игрушки. Окончательное оформление игрушки (17).

16. Краснокнижные животные Саратовской области (12)

Теория. История создания Саратовской Красной книги.

Практика. Изготовление объемных каркасных животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области: ушастого ежика, желтого сурка, степного хорька, косули.

17. Итоговое занятие (2).

Практика. Подведение итогов. Выставка работ (2)

С учетом важности усиления воспитательной составляющей образовательного процесса, в том числе в организациях дополнительного образования, обозначенных в ряде основополагающих документов (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ред. от 8.08.2024 г.), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и др.), на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принципов патриотизма разработана Программа воспитания МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова «Поколение.ru» (рабочая программа воспитания организации – далее РПВ).

Спроектированный на основе РПВ Календарный план воспитательной работы реализуется в рамках данной ДОП и представляется в Рабочей программе педагога дополнительного образования к ДОП «Мягкая игрушка своими руками».

1.5 Формы аттестации и их периодичность.

Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – опрос, анализ работ, контрольное практическое задание, викторины, работа по карточкам, самостоятельная работа.

Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год, в декабре и мае, в форме показа спектакля, выставки работ, анализа работ, коллективной работы.

Итоговый контроль проводится в конце обучения в форме отчётной выставки работ.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение

Программа ориентирована на изготовление широкого спектра игрушек. Содержание программы объединено в темы, каждая из которых предусматривает усвоение теоретических и практических навыков. Практические задания способствуют развитию у учащихся умения создавать игрушки разных видов и техник изготовления.

В работе над игрушкой учащиеся должны познать все этапы создания: от использования готовых выкроек-лекал до их изготовления, градации и моделирования, а также оформления игрушки. При этом их цель – создание авторской неповторимой работы.

Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение изученного, обращение к которому диктует практика. Такой методический прием придает объемность «линейному» последовательному освоению материала в данной программе.

Учащийся должен не только правильно аккуратно соблюдать последовательность, научиться шить игрушку, но и уметь использовать полученные умения при создании предметов быта, сувениров. Поэтому важным методом обучения здесь является инструктаж последовательности действий и операций, в основе чего лежат принципы наглядности и доступности.

Большая часть времени от занятий занимает практическая часть. Занятия проходят в виде бесед, практикумов, игр, конкурсов и др. Типы занятий – вводные занятия, занятия по углублению и закреплению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий и др. На них используются в сочетании словесные, наглядные и практические методы обучения.

Словесные методы обучения – рассказ, беседа, объяснение. Для более доступного изложения изучаемого материала используется их сочетание с наглядными – показ, демонстрация, иллюстрация. Например, демонстрация приемов работы иглой с одновременным объяснением; демонстрация готовых изделий; текущий инструктаж проводится с целью устранения затруднений учащегося; работа с графическими информационными материалами: зарисовка схем, чертежей, выкроек-лекал изделий обязательно сопровождается комментариями педагога.

Практические методы обучения в основном используются в упражнениях, практических заданиях и самостоятельной работе учащихся.

Занятия строятся с учетом следующих дидактических принципов – от простого к сложному; учет возрастных особенностей учащихся, применение наглядности, системности.

Особое внимание на занятиях в объединении уделяется организации рабочего места. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы было удобно ими пользоваться, не затрачивая время на поиск. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет падать с левой стороны. Важно напомнить учащимся о правильном положении корпуса во время работы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см. Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами. На первых занятиях необходимо изучить технологию выполнения ручных швов, которые используются при изготовлении игрушек.

Следует обратить внимание учащихся на то, что мягкие игрушки можно выполнить не только из ткани, но и из других материалов. Поэтому в программе изучаются различные текстильные материалы, в том числе и пряжа. Основой для таких игрушек служат помпон и клубок.

Программа предусматривает составление композиций из сшитых игрушек, объединив их по темам. Животные могут встретиться в зоопарке, а птицы на птичьем дворе и т.п. Эта работа способствует развитию фантазии, прививает навыки работы с другими материалами.

Целью занятий-конкурсов является выявление лучших работ. Используется такая форма работа как презентация игрушки, на которой каждый учащийся или группа представляют свою. Главное в этом конкурсе – оценить каждую работу. Педагог заранее продумывает за что, по какой номинации будет отмечена каждая работа. Это может быть самая оригинальная, добрая, аккуратная, забавная и т.п. игрушка. После занятий-конкурсов игрушки экспонируются на выставку.

Большое значение придается выполнению итоговой работы по проектированию собственной игрушки и шитью по своему замыслу. В процессе изготовления изделий, учащиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Научить всему, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач педагога.

Техническое обеспечение:

учебный кабинет, подсобное помещения;

оборудование учебного кабинета: столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр.

Методические и дидактические материалы:

раздаточный материал;

инструкции по ТБ;

шаблоны, выкройки-лекала;

карточки с образцами швов,

схемы;

таблицы;

образцы игрушек;

мини-выставки;

стенды с мягкими игрушками и фотографиями.

стенды с образцами мягкой игрушки;

литература по истории народной игрушки, декоративно-прикладному творчеству, по изготовлению мягкой игрушки.

таблицы спектральных цветов, цветовой круг, таблицы с различными цветовыми композициями;

таблицы по материаловедению.

Материально-техническое обеспечение:

материалы: искусственный мех, флис, фетр, атласные ленты и синтепон (материал для набивки);

отделочные материалы: ленты, кружево, тесьма, бусины и т.п.

канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши – простые и цветные; ручки шариковые; фломастеры, ластик, линейка;

швейные иглы, швейные нитки, мулине;

атласные ленты, бусины, бисер;

бумага (калька, ватман, картон, цветная, салфетка);

клей (карандаш, ПВА, момент).

Календарный учебный график

Календарный учебный график представлен в печатном варианте программы

Оценочные материалы

Оценочные материалы

Оценка эффективности реализации программы. Оценивание успешности деятельности обучающихся в рамках данной программы решается в двух аспектах: качественном и количественном.

Качественный аспект содержит в себе анализ динамики повышения качества выполняемых работ.

Количественный аспект определяется участием обучающихся в мероприятиях, выставках, мастер-классах, конкурсах.

В объединении «Мягкая игрушка» проводится ежегодная педагогическая диагностика по методикам: анкетирование родителей (Степанов Е.Н. «Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»), методика 4. «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова, «Изучения уровня воспитанности учащихся объединения (методика Н.П. Капустина)»

Подведение итогов реализации программы осуществляться в форме выставки работ учащихся.

При выведении итоговой/промежуточной оценки учитывается следующее:

успешность годовой работы учащегося;

оценка на контрольном занятии;

творческие достижения (участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня) учащегося в течение учебного года.

Достижение личностных и метапредметных результатов освоения Программы проверяется использованием малоформализованных форм (беседа, наблюдение и т.д.).

Примерные варианты контрольных заданий

Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?

Какие швы используют, для изготовления мягкой игрушки?

Когда применяют шов «через край»?

В каких случаях используют шов «петельный»?

Правила техники безопасности при работе с иголками, булавками.

Правила раскроя игрушек из ткани.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Правила раскроя парных деталей.

Правила техники безопасности при работе с электроутюгом.

Особенности раскроя игрушек из меха.

Выполнение срезов и надрезов при выворачивании.

Использование шва «потайной».

Основные швы.

Обработка края детали.

Технология изготовление игрушек на основе шарика.

Оценивание контрольного задания проводится по следующим критериям:

Таблица 2– Критерии оценки качества выполнения контрольных заданий

Балл

Критерии оценивания

3

полное понимание учащимся специальной терминологии и умение самостоятельно выполнять заданные приемы и операции. Технически качественное и художественно осмысленное выполнение отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания. Обнаруживает желание продолжать выполнение задания.

2

общую цель и содержание задания в целом учащийся понимает правильно, хотя и не всегда точно в той части, которая касается способов действия. Грамотное выполнение задания с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), знание специальной терминологии и умение выполнять заданные приемы и операции. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания.

1

частичное знание учащимся специальной терминологии и умение продемонстрировать заданные приемы и операции с помощью педагога. Выполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание техники выполнения изученных операций и действий т.д. Задание выполняет, не проявляя заинтересованности в правильном его выполнении.

0

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение учащимся программы учебного предмета. Проявляет безразличие не только к содержанию задания, но и к ситуации организации задания.

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения и определяется по четырем уровням, характеризующимися 4-мя показателями. При оценивании каждому показателю присваиваются баллы.

Таблица 3 – Показатели оценивания уровня реализации программы

Показатель

Характеристика показателя

Балл

Владение теоретическими знаниями по дисциплине в соответствии с годом обучения

Полное свободное владение учащимся теоретическими знаниями по дисциплине в соответствии с годом обучения

3

неполное владение учащимся теоретическими знаниями по дисциплине в соответствии с годом обучения

2

слабое усвоение учащимся теоретического программного материала соответствующего года обучения

1

полное отсутствие у учащегося теоретических знаний по дисциплине в соответствии с годом обучения

0

Качество выполнения практического задания

Высокий уровень выполнения учащимся практического задания

3

недостаточно точное выполнение учащимся практического задания. Незначительные ошибки как в подборе инструментов и материалов, так и в процессе выполнения текущих операций, что, практически не отражается на качестве готового изделия.

2

неточное исполнение учащимся практического задания, отражающееся на качестве готового изделия в целом.

1

непонимание учащимся задачи, поставленной педагогом и неумение выполнять практическое задание.

0

Участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня

Учащийся принимает участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

3

Учащийся принимает участие в мероприятиях различного уровня.

2

Учащийся принимает участие только в мероприятиях ЦДТ.

1

Учащийся не принимает участие в конкурсах и мероприятиях.

0

Уровень творческого потенциала

Учащемуся легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования. Творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. В помощи педагога не нуждается. Находится в постоянном поиске любых возможностей для выхода своей творческой энергии и получает удовлетворение скорее от самого процесса, чем от результата. Образы необычны, большое внимание к деталям. Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них. Не боится критики, инициативен, настойчив. Восприятие им художественных объектов отличается активностью, живостью и эмоциональностью. Освоение способов творческой деятельности идет быстро и легко. Творческий продукт имеет полностью завершенный вид. Навыки саморегуляции достаточно развиты, отсюда высокая продуктивность. Как правило, деятельность сопровождается положительным эмоциональным настроем, состоянием воодушевления, часто выходит за рамки заданного. Интерес к проблемно-поисковым типам задач постоянен, их решение в приоритете, принципиально самостоятельно. Регулярная адекватная самооценка.

3

Учащийся справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; и продуцирование оригинальных идей, но не стремится к наибольшему их числу. За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Интерес к творчеству непостоянен. Образы интересны, детализированы. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив. Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Способен к напряженной деятельности, «погружению» в задание. Умеет работать самостоятельно, однако это проявляется не всегда. Освоение способов творческой деятельности идет в среднем темпе, успех в освоении не постоянен. Творческий продукт имеет завершенный вид, однако не все детали проработаны. Навыки саморегуляции развиты недостаточно. Восприятие художественных объектов отличается живостью и эмоциональностью. Уровень характеризуется недостаточно развитыми навыками адекватной самооценки.

2

Учащийся испытывает трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; продуцирование оригинальных идей. Не заинтересован в предстоящей творческой работе, не стремится участвовать в её коллективных видах, не проявляет инициативу, не участвует в дискуссиях, не делится своими творческими замыслами с товарищами. Задания воспринимает пассивно, мыслит инертно. Крайне низкая продуктивность. Образы малоинтересны, не проработаны. Избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи педагога или товарищей. Освоение способов творческой деятельности идет крайне медленно, предпочитает действовать по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид. Навыки саморегуляции проявляются слабо. Неудачи сопровождаются длительными негативными эмоциями. Как правило, сосредоточен на себе, испытывает трудности с общением.

1

Непонимание задачи учащимся, поставленной педагогом и неумение выполнять практические задания. Отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

0

Высокий уровень освоения программы 8 – 9 баллов;

Средний уровень освоения программы 6 – 7 баллов;

Уровень освоения программы – ниже среднего 4 – 5 баллов;

Низкий уровень освоения программы 0 – 3 баллов.

С учетом важности усиления воспитательной составляющей образовательного процесса, в том числе в организациях дополнительного образования, обозначенных в ряде основополагающих документов (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ред. от 8.08.2024 г.), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и др.), на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принципов патриотизма разработана Программа воспитания МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова «Поколение.ru» (рабочая программа воспитания организации – далее РПВ).

Спроектированный на основе РПВ Календарный план воспитательной работы реализуется в рамках данной ДОП и представляется в Рабочей программе педагога дополнительного образования к ДОП

2.5 Список литературы и электронных ресурсов

Для педагога:

1. Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки». Ярославль, «Академия развития». 2019.

2. Каминская Е.А. Мягкая игрушки своими руками, Азбука рукоделия. 2021. 66с.

3. Кэролин Белл «Новогодние игрушки своими руками, издательство Амфора, 2020. 48с.

4. Моисеева Е., Зайцева А. Мягкая игрушки своими руками, Азбука рукоделия. 2020. 66с.

5. Практическое руководство. Мягкая игрушка. Издательство «Кузьма». 2019. 32с.

6. Русецкая И. Шьем игрушки – пушистики. СПб; Питер. 2018. 80с.

7. Уроки труда. Мягкая игрушка. Издательство «Кузьма». 2021. 32с.

8. Энциклопедия рукоделия «Мягкая игрушка»100 новых моделей. Владис. 2021.

9. Инфоурок [Электронный ресурс] info@infourok.ru

Для учащихся:

Агапова И., Давыдова М., Мягкая игрушка своими руками. М: Айрис Пресс, 2020.

Ариничева, Е.А. Куклы мастерим из разных материалов. – Ярославль.: Академия развития. – 2023. – 96 с.

Белова Н.Р., Кононович Т.П., Кочетова С.В., Неботова 3.Л. Мягкая игрушка, М.: Рипол Классик; СПб.: Валери СПД. 2001. 344 с.

Войнатовская Е. Текстильные броши-собачки: мастер-класс и выкройки от Nkale. – СПб: Питер, 2018. 32 с.

Мягкая ткань. Книга 1, 2. Батист. Сукно. Автор: Минаев Б. Издательство: Время Год: 2021 – 2016

Народная игрушка Автор: Е.И. Ковычева Издательство: М.: Владос Год: 2022 Страниц: 168

Путянина Е.Б. «Шьем мягкую игрушку». - Ростов – на Дону, Феникс 2021

Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. Герои любимых сказок. Издательство:

АСТ

,

Сова

. 2021.

Интернет-ресурсы

http://www.hand-made-toys.net/

http://handmade.idvz.ru/forum

http://igrushHYPERLINKp://igrushka.kz/"kHYPERLINK "http://igrushka.kz/"a.kz/

http://ten2x5.narod.ru

http://wHYPERLINK "http://www.osinka.ru/"wHYPERLINK "http://www.osinka.ru/"w.osinka.ru