«Дополнительное образование в ДОУ как ступень для развития талантов детей в системе дошкольного образования»
Подготовили:
Зоркова Ирэна Николаевна - музыкальный руководитель
Огородникова Ольга Николаевна – воспитатель
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Большинство семей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы. Родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Каждый ребенок неповторим и уникален. Это шкатулка, в которой лежат сокровища. Но шкатулка закрыта, и мы не можем сразу увидеть, какие сокровища в ней спрятаны. Задача педагогов дополнительного образования – подобрать ключик к каждой шкатулке и достать сокровища, которые там спрятаны.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, развитию творческой активности.
На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
Положительными результатами работы дополнительного образования можно считать:
– более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования и культуры: Свердловская государственная академическая филармония, детская музыкальная школа, Невьянский государственный историко - архитектурный музей, центр чтения « Радуга»;
– повышение качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО – пройдены курсы повышения квалификации (центр повышения квалификации и переподготовки « Луч знаний»).
Организация дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду осуществляется в форме занятий во второй половине дня, уже 3 год. Накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую программы МДОУ, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных детьми на непосредственной образовательной деятельности, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование.
Модель организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ строилась следующем образом:
I этап - Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
II этап - Назначение и подготовка педагогов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
III этап - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям.
VI этап - Создание нормативной базы.
V этап - Организация проведения рекламы.
VI этап - Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг.
На 1 этапе - Определение спектра дополнительных образовательных услуг. Для исследования потребительского рынка и социального запроса родителей, с целью определения спектра дополнительных услуг было проведено анкетирование родителей всех возрастных групп в котором родители (представители воспитанника) смогли высказать свои пожелания по направлениям дополнительного образования.
В нашем детском саду самыми востребованными оказались художественно – эстетическое и общеразвивающее направления.
На 2 этапе - Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг: администрация определяет и назначает педагогов по дополнительному образованию в соответствии с образованием, прохождением КПК.
Педагоги прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности» .
На 3 этапе - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям. Педагоги составляют и разрабатывают программы по дополнительному образованию.
Художественно - эстетическое направление :
Программа « Малышок» В. Петрова
,
Москва
Программа « Синтез» К. Тарасова, М. Петрова, Т.
Рубан
, Москва
Программа « Сольное пение» ( 3- 7 лет)
Программа « Гармония развития» (1,5 – 3 лет)
4 этап - Создание нормативной базы – разрабатываются и утверждаются положение об организации дополнительных образовательных услуг, издаются приказы и утверждаются: учебный план, расписание, график работы педагогов, список посещающих детей.
5 этап - Организация проведения рекламы.
Созданы объявление, где каждый желающий мог ознакомиться с условиями проведения дополнительных образовательных услуг.
6 этап - Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, учитывают:
- интересы детей
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Занятия проводятся: музыкальный зал, кабинет психолога, кабинет музыкального руководителя.
Формы работы разнообразные и меняются в зависимости от поставленных задач.
Программа « Малыш» В. Петрова , Москва
Программа « Синтез» К. Тарасова, М. Петрова, Т. Рубан, Москва
Эти программы направлены на развитие эмоционального восприятия у детей на основе синтеза искусств (музыка, литература, живопись). Они рекомендованы Министерством образования Российской Федерации. Произведения искусства объединены в тематические блоки и даны в порядке возрастающей сложности, что помогает нашим воспитанникам лучше воспринимать музыкальный образ. Например: темы «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Музыка бывает разной», «Как создается спектакль (балет или опера), а дальше идет знакомство с мировыми шедеврами балет «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка», знакомимся с творчеством В. Моцарта, И.С. Баха и органной музыкой, А. Вивальди «Времена года». Методическое обеспечение (видеослайды) программы дает возможность развивать в детях мышление, музыкальную и зрительную память, воображение, лежащее в основе творческой интерпретации. В связи с этим на ранних этапах музыкальности необходимо ввести ребенка в мир музыки, помочь ему формировать культурные навыки слушателя и зрителя.
Программа « Сольное пение» ( 3- 7 лет)
Пение – это самый любимый вид музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Целью программы является – развитие творческого потенциала, формирование его эстетической культуры, посредством приобщения к вокальному искусству. Занятия вокалом дают возможность развивать голосовой аппарат, формируют интерес к вокальному и музыкальному творчеству, самовыражению, развивают познавательный интерес и приобщают наших воспитанников к концертной деятельности, а также поддерживают инициативу в вокальном развитии. На занятиях дети учатся правильно пользоваться певческим дыханием, налаживается слуховокальная координация, подготавливает детей к творческой импровизации в пении.
Программа « Гармония развития» (1,5 – 3 лет)
В основу заложена программа Д.И.Воробьевой «Гармония развития»: интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника, С- Петербург.
Основная идея предполагает всестороннее гармоничное развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно - волевой сферы ребенка.
Цель программы направлена на целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности. Программное содержание разделено по блокам :
Реальные объекты мира (жива
я-
неживая природа, человек, животные, растения, здания, тран
спорт)
Вторая
натура (художественное изображени
е-
живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)
Звучащее искусство (музыка, поэзия, проза, фольклор)
Спортивно-двигательное
,
пластическое, театрализовано- игровая деятельность ( пантомим
а, спортивные и дидактические игры, драматизация)
Собственно продуктивная изобразительная деятельность
(
рисование, аппликация, лепка, конструирование)
Данная программа развивает у детей психические процессы, речь, воображение, фантазию. Формирует умения целенаправленно включаться в творческий процесс посредством физических и словесных действий.
Ребенок постепенно поднимается на новые ступени развития, а педагог накапливает свой профессиональный и творческий опыт.
Основными формами обучения и развития детей на занятиях:
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
• занятия-инсценировки;
• занятия-путешествия;
• занятия-игры;
• познавательно -досуговые занятия: дидактические игры, развлечения;
• упражнения, игры;
• контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
• научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
• нетрадиционные: домашнее задание: прочтение сказки, просмотр передачи или спектакля на телеканале «Культура» посещение концерта или спектакля в театре, моделирование.
Планируя занятия, педагог самостоятельно выбирает для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.
Все темы занятий, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Занятия не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Отслеживание результатов дополнительного образования - проведение родительских собраний, анкетирование родителей по предоставлению дополнительных услуг, а также выставки детских работ или фотоотчет, анализ количества воспитанников, посещающих программы.
Для родителей на сайте и в групповых чатах размещается информация по содержанию программ и фотоотчет с темой занятия и названием творческой работы.
Наши занятия дарят нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
· позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
· созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
· повышению эффективности созданного программно- методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
· обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
· созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.
Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.
Современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.