муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Североонежская средняя школа»
филиал дополнительного образования «Дом детского творчества»
Тема статьи:
Дополнительное образование в оздоровительном лагере.
(из опыта работы по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам)»
Автор: Швецова Галина Борисовна,
педагог дополнительного образования
Дополнительное образование в оздоровительном лагере.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому организованный отдых в лагере - это период, когда дети, подростки могут «сделать свою жизнь» полной интересных открытий, полезных увлечений и занятий. В то же время, дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Право детей на отдых неоспоримо, и государство стремиться всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло своё отражение в Федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков. Вместе с тем, наряду с созданием экономической базы организации летнего отдыха, немаловажной составляющей остаётся процесс воспитания детей. За последние годы произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования: педагоги разрабатывают авторские программы, стремятся создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твоё лето - 2023» Автор- разработчик: педагог дополнительного образования Швецова Г.Б., создана в рамках летней оздоровительной компании и была реализована в стационарном детском оздоровительном лагере «Буревестник». Стационарный детский оздоровительный лагерь как центр оздоровления, образования и развития детей выступает в качестве одного из важнейших объектов модернизации образовательного процесса, которая возможна через практики организации дополнительного образования. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.Детский лагерь «Буревестник» является популярным местом отдыха в каникулы среди детей и подростков Архангельской области, что обусловлено постоянной работой администрации над совершенствованием условий реализации программ смен; досуговой, творческой, оздоровительной, спортивной и образовательной деятельности.
При разработке программы мы руководствовались теории педагогической поддержки доктора педагогических наук Олега Семеновича Газмана, согласно которой летние каникулы не перерыв в педагогической деятельности, не «отпуск» педагога с нивы воспитания, а особое временное пространство, дающее нам педагогам уникальный профессиональный шанс встретится с ребенком не скованным школьной нормативностью и родительской опекой. С его точки зрения летние каникулы обладают уникальными возможностями для того, чтобы стать для детей временем не только досуговой деятельности, но и социально-творческой деятельности. Детский и подростковый досуг вообще (а в период летний «больших» каникул и подавно) должен быть динамичным, активным, насыщенным яркими событиями и новыми видами деятельности, разнообразным, интересным, познавательным и т. п.
Сопутствующими факторами для разработки дополнительной программы стали так же следующие факторы:
-лагерь находится удаленно от цивилизации;
- отсутствует устойчивая мобильная связь, а следовательно, нет выхода в интернет;
-конкуренция среди учреждений по отдыху;
- необходимо максимально удовлетворить потребность в насыщенной интересной деятельности;
- возможность к дальнейшей профориентационной деятельности;
- приобретение новых навыков полезных для дальнейшего использования;
- высокие требования к программе у родителей и детей.
Что ожидают от пребывания в загородном лагере дети и взрослые?
С точки зрения взрослых детский лагерь – это оздоровление детей, обеспечение продолжения процесса образования через активное взаимодействие ребенка с новой социальной средой, через изменение видов деятельности, воспитание самостоятельности, формирование новых личностных качеств.
С точки зрения детей лагерь – это новые, увлекательные мероприятия, интересные и яркие события, новые знакомства, свобода от учебы, свобода от родительской опеки, первые шаги самостоятельности.
Поэтому наша цель была педагогически целесообразно и гармонично согласовать ожидания, как детей, так и взрослых.
Для достижения поставленной цели проводилось практическое изучение воспитательного потенциала лагеря «Буревестник». Нами были выбраны пять ключевых групп ресурсов, отражающих основные сферы жизнедеятельности лагеря:
-ресурс удовлетворенности отдыхом в течение всей смены (анкетирование детей, родителей и педагогического состава);
-ресурс кадровой обеспеченности, связанный с кадровым составом специалистов, работающих в лагере;
-ресурс методический, связанный с программно-методическим обеспечением жизнедеятельности лагеря, содержанием и формами работы, используемыми при организации жизнедеятельности лагеря (непосредственное обсуждение модуля программы с каждым педагогом);
-фоновый ресурс или ресурс среды, связанный с используемыми для организации жизнедеятельности лагеря помещений учреждения (спортивные и игровые площадки, помещения для отдыха и активности, смена пространства и т. д.);
-материално-технический ресурс (анализ возможностей среды и материального обеспечения, закупка дополнительного оснащения);
Каждый ресурс прорабатывался индивидуально с непосредственным участием педагогов ответственных за свой модуль.
Проанализировав ключевые ресурсы администрация пришла к выводу, что
для успешной реализации задач по воспитанию детей необходимо организовать сотрудничество нескольких организаций, так как именно оно позволит объединить их ресурсы. Сетевое взаимодействие – совместная деятельность образовательных учреждении по использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов для достижения общей цели.
Было принято решение о совместной деятельности ДОЛ «Буревестник» и филиала дополнительного образования «Дом детского творчества».
Дополнительное образование в лагере – один из немногих способов совместить отдых ребенка и организовать полезный досуг, обеспечивающий личностное развитие, интерес к обучению. Для достижения этой цели мною была разработана краткосрочная комплексная программа «Твое лето -2023», где учтены разные направления деятельности – от народного художественного или декоративно-прикладного творчества до робототехники и спорта, а заниматься дети могли в разнообразных объединениях: кружках, клубах, лабораториях, творческих мастерских.
Программа «Твоё лето-2023» по продолжительности является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены, 18 дней, в стационарном детском оздоровительном лагере «Буревестник». Программа рассчитана на детей и подростков возраста 7–17 лет, программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Цель Программы: создание условий для обеспечения активного, интеллектуального, творческого и эмоционально насыщенного летнего отдыха обучающихся, всестороннего развития личности ребёнка на основе включения его в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность загородного лагеря.
Программа многофункциональна и многопланова. Она позволяет удовлетворить широкий диапазон интересов ее участников. В содержание включены модули по направлениям: художественное - «Творческое лето», «Театральное лето», «Красочное лето», техническое- «Лето с Лего», туристско-краеведческое -«Туризм и лето» и физкультурно-спортивное «Спортивное лето». Предусматривается свободный выбор модуля программы, объединения, а также свободное посещение мероприятий, проводимых на мобильных площадках и игровых пространствах.Основной блок программы реализуется через студии, мастерские, форум-площадки.
Программа, реализуемая в лагере отличается от дополнительных общеразвивающих программ, которые реализуются в течение учебного года. Основное отличие программы в их краткосрочности, но при этом целостности, законченности содержания.
Сейчас дополнительное образование проходит этап модернизации и больших изменений. Очень большая конкуренция среди программ дополнительного образования, поэтому дополнительное образование так же заинтересовано в участии и выполнении плана охвата дополнительным образованием. В данной схеме выгода есть для всех сторон, для лагеря, для дополнительного образования и главное для потребителя услуги - ребенка и родителя. Дети из лагерей возвращаются не только отдохнувшими, но и с новым багажом знаний, умений, навыков, которые помогают им в жизни.
В этом году с целью организации летнего отдыха детей «Лето- 2024», на базе детского оздоровительного лагеря «Буревестник» планируется реализация программы «Космические истории. 3,2,1! Поехали!». Автор- разработчик: педагог дополнительного образования Швецова Г.Б. (Программа утверждена Распоряжением Министерства образованием Архангельской области от 01.12.2023г. № 2066).
Почему выбрала тему космос, детей всегда увлекают путешествия, приключения. В детстве много кто мечтает стать космонавтом, еще бы, ведь детворе кажется, что нет ничего невозможного, и они полны энтузиазма, чтобы осваивать новые просторы. Раз столько ребят в детстве мечтают стать космонавтами, значит, у космонавтики, действительно есть будущее. Главное, чтобы дети мечтать не перестали. А мы взрослые можем помочь воплощению мечта детей ведь ДОЛ «Буревестник» находится около
г. Мирный, где располагается наш космодром « Плесецк». И конечно гордость нашего пос. Североонежск -это то, что он является малой Родиной настоящего космонавта, Героя России И.В.Вагнера. Наша задача донести об этом нашим детям.
Работа по программе в летнем оздоровительном лагере будет интересным и полезным подарком для детей. Она позволит в игровой форме приобщить наших детей к достижениям отечественной космонавтики, что, несомненно, послужит воспитанию у детей патриотических чувств и гордости за свою страну. С помощью программы дети больше узнают о звездном небе и космическом пространстве, познакомятся с историей освоения космоса и современными техническими средствами (ракетами, кораблями, спутниками), почувствуют важность профессии космонавта. Творческие мероприятия позволят детям раскрыть индивидуальные способности, развить воображение, образное мышление. Появится интерес детей к исследованию космоса.
Во время лагерной смены будут работать:
- Экскурсионное бюро: бортпроводники расскажут о интересных предложениях по посещению самых удивительных уголков нашей малой Родины, г. Мирный, космодрома Плесецк. Ребят ждут фантастические экскурсии!
- Художественный салон: мы живем в удивительном мире с разнообразной флорой и фауной. Кто нарисует, слепит, создаст самые удивительные фантастические небесные тела. Вас ждут звезды!
-Творческая мастерская: космонавты займутся созданием памятных сувениров. На мастер-классах они освоят скрапбукинг, лепку из полимерной глины, изготовление свечей, рисование на ткани.
- Научная лаборатория: наши космонавты под управлением бортпроводников проведут серию необычных опытов и экспериментов. Научатся делать космическую колу, неньютоновскую жидкость, которая становится то твердой, то жидкой, электричество из картошки. Ребят ждут чудеса!
- Планетарий: первые шаги в астрономию, наблюдение ночного неба, проблемы черных дыр. Нужно предложить пути её решения. Экипажи получат награды!
- Конструкторское бюро: все экипажи будут создавать надежные и быстрые спутники, луноходы. Работу которых продемонстрируют в конце смены. Экипажи получат награды!
- Космоигротека: самые заковыристые интеллектуальные маршруты развернуться перед юными космонавтами в виде квестов и других умственных соревнований. Покорить их возможно только силой мысли. Девочки и мальчики сыграют в различные игры, на этапах которых придется решать логические задачи и собирать головоломки.
- Фотокосмос: на память детям останется много ярких фотографий о жизни космической смены. А как их создать, этот секрет откроют вам бортпроводники.
В завершение космического лагеря все экипажи готовят грандиозное шоу с демонстрацией новых достижений, здесь и пригодятся все полученные за смену знания. Это приключение останется сильным воспоминанием на всю жизнь.
Для организации работы данных мастерских, необходимы: квалифицированные педагогические кадры и краткосрочные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Выводы. Дополнительное образование в оздоровительном лагере мы рассматриваем как площадку самостоятельного обретения знаний, обретения опыта. Основное преимущество организации дополнительного образования детей в лагере заключается в свободной творческой деятельности детей, а сам лагерь выступает как расширение образовательного пространства, как «место сборки»: совместной деятельности, «проживания» знания, различных форм предъявления результатов, умения взаимодействовать на основе интереса, творчества, вовлеченности в общее дело всех детей. Ценность системы дополнительного образования в оздоровительном лагере - в динамичности, актуальности содержания, результативности.
Конечно же, готового рецепта «Идеальное лето» не существует, но наш коллектив убежден, что взаимопонимание и хорошее настроение - залог радостного лета!