Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка №12 Советского района Волгограда»
«Дорога добра начинается с детства»
Автор-составитель: Орлова Оксана Александровна, воспитатель
Волгоград, 2024
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
М. Пришвин.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Задача воспитателя – формировать в детях доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, прививать любовь к Родине. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, стремление совершать добрые поступки. Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками. Доброта способствует формированию позитивных взаимоотношений с другими людьми, улучшает эмоциональное состояние ребенка, воспитывает в нем чувство сопереживания. Когда дети учатся быть добрыми, они приобретают навыки мирного разрешения конфликтов, начинают лучше понимать других и устанавливать более прочные социальные связи. Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму. Доброта спасет мир. Это должно стать девизом нашего времени. К доброте в народе всегда относились по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойными и добрыми людьми. Идем ли мы по улице, садимся в автобус, играем с ребятами. Ведь быть добрым – это делиться последним, что у тебя есть. Быть добрым – улыбаться людям, хотя в душе тебе очень плохо; это любить окружающий мир, приносить пользу людям. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить. К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания. Доброта формируется в семье. Родители должны учить ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывать умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Если родители посеют в своем ребенке любовь, то смогут вырастить хорошего человека. Задача родителей– создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Мария Монтессори выдающийся педагог и психолог сформулировала краткие заповеди для родителей. Они просты, но, если вдуматься в каждую из них, это многотомная мудрость в нескольких словах. Эти заповеди необходимо знать каждому, кто хочет вырастить своего ребёнка достойным человеком, любящим своих близких и уважающим законы общества.
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
Содержание работы воспитателя состоит в том, чтобы обогащать представления детей о людях и их взаимоотношениях, эмоциональных состояниях, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости.
Формирование эмоциональной отзывчивости – сложный процесс, который требует от всех участников образовательного процесса кропотливости и ответственного отношения. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных и иногда противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, представления детей о добре могут быть различными. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и гуманности даст хорошие результаты. Необходимо развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Именно осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, развитию гуманных чувств и как следствие, отзывчивому отношению (поведению). А потому хорошей практикой в детском саду является организация проектов, тематических дней, акций и даже минуток «Дари добро».
Цель моей работы – воспитание доброты у дошкольников посредством социальных акций. Цель акции – привлечение внимания в какой-либо проблеме, привлечение ресурсов для решения какой-либо проблемы, непосредственно решение проблемы. Акция предполагает работу с детьми, родителями и социумом, направленную на привлечение их внимания либо к самой проблеме, либо к способам ее решения. Доброй традицией нашего сада стало участие родителей с детьми в социальных акциях.
Для наших детей социальная акция – это участие в мероприятиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания внимания и помощи тем, кто в ней нуждается. В этом учебном году мы участвовали в акции «День пожилых людей». С целью формирования духовно – нравственных качеств, воспитания чувств сострадания и милосердия принимаем постоянное участие в акциях «Добрый автобус», «Дети в беде». Умение дарить подарки – это труд, приятно дарить подарки не только родным, но и людям просто находившимся рядом и даже далеко. Социальные акции очень часто приурочены к праздничным датам – «День Матери», «День отца», «День защиты детей», «День милосердия», и т.д.
Ежегодное участие в акции для животных из приюта «Шанс» стало нашей традицией. Родители и дети -помогли собрать корма, лекарства и все необходимое приюту бездомных животных «Шанс». Дети с любовью нарисовали рисунки и написали письма своим любимым подопечным животным. И также с любовью и благодарностью получили ответное видеописьмо из приюта, и приглашение в гости.
Наш опыт показывает, что социальные акции являются одним из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста.
Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности.
Практическая ориентированность этой формы работы запускает механизм трансформации знаний в личное отношение к социальной проблеме.
Вовлечение в акции представителей различных возрастных и социальных групп способствует восстановлению психологических связей между поколениями, воспитанию толерантности и эмпатии. В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интеграции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.
Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности. С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты. А самое главное воспитывать в детях такое качество, как доброта.