Достижение качества технологического образования школьников на уроках технологии(труд) в соответствии с требованиями ФГОС средствами информационно-коммуникационных технологий.
Гусева Татьяна Ивановна (tatjanaguseva777rambler.ru@mail.ru), учитель технологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 (МБОУ СШ №9), г.Гуково, Ростовской области.
«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования. Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач и уменьшить домашнее задание, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д. В настоящее время практически во всех сферах жизни достаточно интенсивно развиваются инновационные процессы, связанные с внедрением новых технологий. Одним из факторов развития инновационного потенциала человека является реализация его интеллектуальных особенностей. Именно интеллект, или умственное развитие, мыслительная деятельность человека составляют основу достижений. Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития интеллектуального потенциала человека. Перед педагогами стоит задача — создать соответствующую, развивающую творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных способностей каждого учащегося. Своей целью обучения по образовательной области « Технология » в основной школе считаю: формирование у учащихся технико – технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально – трудовой адаптации на основе профессионального самоопределения. Для достижения качества технологического образования в соответствии с требованиями ФГОС я на своих уроках применяю ИКТ, так как считаю, что наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрена информатизация образования (комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий), которая направлена на более эффективное усвоение предметного содержания материала и способствует повышению мотивации у учащихся. Современному педагогу всё сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и электронных средств обучения. Представление учебного материала в традиционной форме обучения (используя объяснительно-иллюстративный метод представления материала) уже не способствует повышению роли предмета технология в рейтинге других предметов, не формирует интерес к данному предмету. Дети считают этот предмет не нужным в современной жизни, так как сегодня всё, что необходимо человеку можно купить. Чтобы изменить отношение к предмету технология и повысить мотивацию учащихся к изучению данного предмета необходимо использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии – (совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств), которые являются эффективным и современным инструментом развития познавательной деятельности учащихся. Использование ИКТ повышает не только интерес к предмету, но и воспитывает национальную культуру, приобщает к красоте, расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся, представляя материал в меняющейся ситуации. Поэтому, при проведении уроков с ИКТ использую следующие методы и приемы (кроме традиционных):
1.Методика организации компьютерного практикума (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с тренажёрами, подготовка презентаций)
2.Методика использования творческих заданий с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, создание памяток на урок, схем, таблиц, презентаций)
3.Методика использования обучающе-контролирующих программ .Такие программы дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
ИКТ использую на следующих этапах:
- при объяснении нового материала – визуализация знаний;
- при закреплении изученного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы);
- при контроле и проверка (тестирование с оцениванием – контролирующие программы);
- для самостоятельной работы учащихся.
Инновационность представленного опыта состоит в том, что для проведения уроков технологии мною создан электронный УМК по предмету технология на электронных носителях, который включает в себя:
1.рабочую программу;
2.уроки – презентации, построены на основе структуры урока, которая включает в себя:
• повторение пройденного материала (тесты, вопросы, кроссворды);
• знакомство с новым материалом;
• практическое задание по теме урока;
• закрепление полученных знаний на уроке (ответы на вопросы, решение тестов или кроссвордов);
• запись домашнего задания (материалы, инструменты, доклад, презентация)
3.тестовые задания для проверки знаний учащихся
(ко всем разделам программы по технологии).
Разрабатывая свой дидактический инструментарий, я, как учитель технологии, храню его на электронных носителях, при необходимости применяя на уроке (например, тестовые формы контроля знаний детей) и вне его (например, проработка ребёнком пропущенного материала урока в домашних условиях). Таким образом, инструментарий учителя, позволяет особым образом наполнить ресурсное обеспечение урока, подчеркнуть его инновационность, акцентировать внимание учащихся на цифровых образовательных ресурсах. Только при наличии хорошей современной материально-технической базы, УМК и современного инструментария возможно эффективное использование ИКТ в образовательном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии помогают мне в учебной деятельности и в процессе подготовки к урокам:
• создание цифровых образовательных ресурсов (способ представления информации с помощью компьютерных программ Рower Рoint)-презентаций (“представление”), мультимедийных презентаций и учебных фильмов по предмету, где сочетается динамика, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Разрабатывая свой дидактический инструментарий, учитель технологии может хранить его на электронных носителях, при необходимости применяя на уроке (например, тестовые формы контроля знаний детей) и вне его (например, проработка ребёнком пропущенного материала урока в домашних условиях).Таким образом, инструментарий учителя, позволяет особым образом наполнить ресурсное обеспечение урока, подчеркнуть его инновационность, акцентировать внимание учащихся на цифровых образовательных Только при наличии хорошей современной материально-технической базы, УМК и современного инструментария возможно эффективное использование ИКТ в образовательном процессе.В результате использования ИКТ были разработаны презентации по всем темам уроков.
Проведение уроков технологии посредством ИКТ позволяют мне развивать мышление учащихся.
На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.
В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Развитие мышления и творческих способностей с использованием ИКТ я использую в следующих случаях:
Для более глубокого восприятия учебного материала;
В проектной деятельности;
В презентационной деятельности;
При создании
мультимедийных
докладов, рефератов, сочинений;
При работе в локальной и глобальной сети.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности формирования универсальных учебных действий в основной школе является включение обучающихся в проектную деятельность. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Под проектом понимается завершённая творческая работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся. Цель проектов - сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, способствовать развитию творческой личности. Усвоение содержания предмета «Технология» обеспечит учащимся:
- экономическое образование;
- экологическое;
- информационное обеспечение;
- эстетическое образование в сочетании с дизайнерскими навыками и др. (нигде не говорится научить строгать, пилить планку, а творчески подойти к разработке изделия).
Вывод: при рыночных отношениях общеобразовательная школа не должна обязательно давать своим воспитанникам профессию, но должна формировать личность, готовую правильно осуществить выбор профессии.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Важной составляющей работой над проектом является умение правильно защитить проект, а для этого нужны и важны коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра.
Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский.
На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития деревообработки, выбор формы изделия, выбор материалов для его изготовления, технология изготовления, разработка технологической карты. Источником информации могут быть как классические (специальные книги подеревообработке, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.
Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по деревообработке , то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта.
Считаю, что использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:
1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,
2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.
Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся, так как во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТи во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.
Заключение.
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.
Результатом использования современных образовательных технологий с применением ИКТ считаю:
Стабильно качество знаний по предметам
,
которые я преподаю, 100%-ный уровень
обученности
учащихся в классах, где работаю.
Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над
узколичностными
.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии с применением ИКТ, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, добиваюсь высоких результатов в творческих интеллектуальных конкурсах,что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Таким образом, новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, дают возможности реализации личностно- ориентированного подхода в обучении для каждого учащегося.
Список использованной литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.; 2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fsu.edu.ru/p1.html, свободный. — Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.
3Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 88с.
4.Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
5.О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
6.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
7.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
8.М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.
9. Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
10.Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В.. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.
11.Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.