Конспект непосредственно образовательной деятельности
средняя группа
Тема: «Дружная семья»
Цель: Формировать представление детей о семье.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Задачи:
Формировать у детей понятие «семья». Закреплять умение называть имена членов своей семьи.
Развивать игровую деятельность детей.
Развивать умение проявлять доброжелательность, дружелюбие по отношению к окружающим.
Совершенствовать умение детей участвовать в диалоге.
Активизировать в речи детей слова: стимулировать детей рассказывать о своей семье; обогатить словарный запас: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; дать родственные понятия.
Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Развивать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.
Формировать умение слушать небольшие стихотворения.
Формировать потребность в двигательной активности.
Закреплять умение координировать речь с движением.
Материал:
демонстрационный: силуэт ладошки, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребёнка.
Ход деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю поиграть.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, попробуйте ее отгадать.
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапывают грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать?
(Дети отгадывают загадку).
Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики?
Что же это за теплушки, в которые они прячутся?
Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Присаживайтесь на стульчики. Ручки посчитаем, спрятали в кулачок.
Воспитатель: (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я -
Вот и вся моя семья.
(Дети подражают воспитателю).
Воспитатель: Как вы думаете, о чем же эта игра?
Правильно, о семье.
У меня, что- то есть в сундучке. А что там отгадайте. (Дети отгадывают).
Посмотрите, а эта ладошка. Найдем на ней самый маленький пальчик – мизинчик. А где у вас мизинчик, покажите.
Как ласково называют вас дома? (Ответы детей).
Воспитатель: В сундучке есть еще шапочки, посмотрите. Как вы думаете, какую шапочку можно одеть на мизинчик? А почему?
Дети: Мизинчик маленький и шапочка маленькая.
Воспитатель: Таня, найди шапочку и надень на мизинчик.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком шел снежок.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!
- О ком я вам прочитала стих? (о маме)
- Почему девочке было хорошо с мамой?
- Расскажите, какая у вас мама? (Дети высказываются)
Воспитатель: Найди шапочку, которую наденем маме.
- Наденем на какой пальчик?
- Покажите, где у вас пальчик - мама?
Дети: На безымянный пальчик. (Показывают)
Воспитатель: А как вы помогаете маме? (Дети высказываются).
Покажем, как вы ей помогаете.
Физ. минутка. (Дети встают)
Помогаем маме
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
Воспитатель: Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому–нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь. (Е.Серова)
- Что можно сказать про такого папу?
- Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? ( Дети произносят ласковые слова)
Воспитатель: Покажите пальчик – папу. Это средний пальчик.
Какая шапочка папе подойдет? Наденем на средний пальчик шапочку.
Воспитатель: Поиграем с нашими ладошками.
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!
(хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны
(показывают руки ладонями вверх),
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые
(поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони долгими годами
(постукивают кулачком о ладони)
Пахнут добрые ладони щами с пирогами
(подносят ладони к лицу)
По кудрям тебя погладят добрые ладони
(имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят теплые ладони
(складывают ладони, подносят к лицу, дуют)
Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки
(хлопают в ладоши)
Воспитатель: Что же умеет делать бабушка?
Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая ...!» Дети произносят слова
Воспитатель: На какой пальчик-бабушку наденем шапочку? На указательный.
Воспитатель: Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это? Правильно, дедушка.
У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет! (Р.Гамзатов)
- Кто хочет рассказать о своем дедушке?
- Наденем шапочку дедушке.
Воспитатель: Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая, дружная семья на нашей ладошке. В семье помогают друг другу, заботятся и дружно живут. В семье все друг друга называют ласково нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети: доченька, дочурка.
Игра «Скажи ласково»
Таким образом, дети изменяют слова.
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Мама - мамочка, мамулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Я благодарю вас, друзья мои, за участие в игре. Всем спасибо! До свидания!