Конспект  непосредственно образовательной  деятельности

средняя группа

Тема: «Дружная семья»

Цель: Формировать представление детей о семье.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Задачи:

Формировать у детей понятие «семья». Закреплять умение называть имена членов своей семьи. 

Развивать игровую деятельность детей.

Развивать  умение проявлять доброжелательность, дружелюбие по отношению к окружающим.

Совершенствовать умение детей участвовать в диалоге.

Активизировать в речи детей слова: стимулировать детей рассказывать о своей семье; обогатить словарный запас: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы;  дать родственные понятия.

Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.

 Развивать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.

Формировать умение слушать небольшие стихотворения.

 Формировать потребность в двигательной активности.

Закреплять умение координировать речь с движением.

Материал:
демонстрационный: силуэт ладошки, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребёнка.

Ход деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю поиграть.

 Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:  А сейчас послушайте загадку, попробуйте ее отгадать.

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся,

Если вскапывают грядку -

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(Дети отгадывают загадку).

Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики?

Что же это за теплушки, в которые они прячутся?

Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Присаживайтесь на стульчики. Ручки посчитаем, спрятали в кулачок.

Воспитатель: (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - Я -

Вот и вся моя семья.

(Дети подражают воспитателю).

Воспитатель: Как вы думаете,  о чем же эта игра?

Правильно, о семье.

У меня,  что- то  есть в сундучке.  А что там отгадайте.  (Дети отгадывают).

Посмотрите,  а эта ладошка. Найдем на ней самый маленький пальчик – мизинчик. А где у вас мизинчик, покажите.

Как ласково называют вас дома? (Ответы детей).

Воспитатель: В сундучке есть еще шапочки, посмотрите. Как вы думаете, какую шапочку можно одеть на мизинчик? А почему?

Дети: Мизинчик маленький и шапочка маленькая.

Воспитатель: Таня, найди шапочку и надень на мизинчик.

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение:  

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком шел снежок.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!

- О ком я вам прочитала стих? (о маме)

- Почему девочке было хорошо с мамой?

- Расскажите, какая у вас мама? (Дети высказываются)

Воспитатель: Найди шапочку, которую наденем маме.

- Наденем на какой пальчик?

- Покажите, где у вас пальчик - мама?

Дети: На безымянный пальчик. (Показывают)

 Воспитатель: А как вы помогаете маме? (Дети  высказываются). 

Покажем, как вы ей помогаете.

Физ. минутка. (Дети встают)

Помогаем маме

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Воспитатель: Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому–нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь. (Е.Серова)

- Что можно сказать про такого папу?

- Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? ( Дети произносят ласковые слова)

Воспитатель: Покажите пальчик – папу. Это средний пальчик.

Какая шапочка папе подойдет? Наденем на средний пальчик шапочку.

Воспитатель: Поиграем с нашими ладошками.

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!

(хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны

(показывают руки ладонями вверх),

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые

(поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони долгими годами

(постукивают кулачком о ладони)

Пахнут добрые ладони щами с пирогами

(подносят ладони к лицу)

По кудрям тебя погладят добрые ладони

(имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят теплые ладони

(складывают ладони, подносят к лицу, дуют)

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки

(хлопают в ладоши)

Воспитатель: Что же умеет делать бабушка?

Давайте  похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая ...!» Дети произносят слова

Воспитатель: На какой пальчик-бабушку наденем шапочку? На указательный.

 Воспитатель: Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это? Правильно, дедушка.

У меня есть дедушка,

Как зима, седой,

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет! (Р.Гамзатов)

- Кто хочет рассказать о своем дедушке?

- Наденем шапочку дедушке.

Воспитатель: Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая, дружная семья на нашей ладошке. В семье помогают друг другу, заботятся и дружно живут. В семье все друг друга называют ласково нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети: доченька, дочурка.

Игра «Скажи ласково»

Таким образом, дети изменяют слова.

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Мама -  мамочка, мамулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

 Я благодарю вас, друзья мои, за участие в игре. Всем спасибо! До свидания!