Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ДТ «Юлдаш» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Статья
Духовно - нравственное воспитание детей
посредством хореографического искусства.
Автор/разработчик:
Селиванова Ольга Ивановна
педагог дополнительного образования
Уфа – 2023
Всякое искусство, и искусство воспитания тоже,
имеет целью выполнить то, чего недостает от природы.
Аристотель.
Перед современной системой дополнительного образования, перед семьей, школой и обществом в целом стоит задача воспитания гармонично развитой, духовно богатой личности. Важность духовно-нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и другие авторы. Воспитание духовных и нравственных начал необходимо начинать с самого раннего периода жизни ребёнка. От того насколько успешно в этом возрасте осуществляется весь процесс закладки моральных качеств, зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
В процессе воспитания участвуют родители, учителя образовательных учреждений, педагоги дополнительного образования. Функциями нравственного воспитания являются включение учащихся в различные виды деятельности, в том числе и в занятия хореографией, которые развивают творческие способности ребёнка, способствуют физическому развитию учащихся и обогащают их духовно.
Хореографическое искусство на сегодняшний день является самым востребованным и массовым видом деятельности учащихся. Танцевальные занятия привлекают как детей, так и родителей. Потому что танец - это не просто ритмичные движения под музыку, а проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка.
Как показывает практика, родители приводят детей на танцы, потому что знают, что именно в детстве происходит бурный рост организма, активно формируется нервная и костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат и закладываются основы хорошего здоровья. А также формируется интеллектуальное и физическое развитие ребёнка. И моя задача, как руководителя танцевального коллектива, создать условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках творческой деятельности на занятиях хореографией.
К нам в коллектив приходят и записываются совершенно разные дети, различного уровня воспитанности и развития, различного возраста и из разных семей, имеющие средние музыкальные и хореографические способности, но те, которые хотят заниматься танцами. И я, конечно же, пытаюсь создать наиболее комфортные условия для воспитания детей в коллективе, для «познания собственных возможностей и становление индивидуальности в процессе обучения танцам».
В основе программы по воспитательной работе танцевального коллектива «Звёздочки» лежат основные направления воспитания и социализации учащихся: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание, физическое воспитание и ЗОЖ, а также работа с родителями.
Очень важно отметить, что в современных условиях нравственного воспитания детей важную роль играет гендерный подход. Занятия в танцевальном коллективе, как никакая другая деятельность, способствуют тому, что ребенок может прочувствовать свое женское, либо мужское начало. Дети к возрасту 3-4 лет начинают понимать, что они, либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. А в возрасте с 4 до 7 лет у них формируется гендерная устойчивость - детям становится понятно, что их гендер не изменяется, т.е. мальчики – это будущие мужчины, а девочки – женщины.
В целом для мальчиков характерно стремление к лидерству, к риску, энергичность, активное поведение, а также мнение, которое не зависит от группы. Девочкам, напротив, более присущи чувствительность, общительность, добросовестность, старательность, уверенность в себе, при этом они имеют больше терпения, чем мальчики. Важная задача педагога при гендерном подходе – не ставить девочек в пример мальчикам и наоборот, т.е. не сравнивать представителей разного пола.
Как в жизни, так и в хореографии, одним из первых требований преподавателя является воспитание дисциплины. К.С. Станиславский писал: «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве». Дисциплина приносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании, прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
В начале учебного года на занятиях я озвучиваю «Правила поведения в танцевальном зале». Обязательно объясняю, почему до занятия не допускаются девочки с распущенными волосами или другими прическами, кроме требуемых, хорошо убранных волос, что на занятиях обязательна специальная форма и танцевальная обувь. Перед концертом необходимо объяснять детям, что такое сцена, зрительный зал, правила поведения на сцене и за кулисами, костюмы, причёска, аккуратный внешний вид, и т.д. После концерта проводим анализ концертных выступлений коллектива, прорабатываем как положительные, так и отрицательные моменты их выступлений. Уделяю внимание каждому ребенку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
Для поддержания дисциплины на занятиях так же важна правильная мотивация и стимулирование учащихся новыми, интересными номерами, упражнениями и, конечно же интересными игровыми моментами.
Огромное значение в формировании и развитии нравственных и патриотических чувств детей служат концертные выступления, фестивали, участие в различных конкурсах, и не только танцевальных (в Юлдаше проводятся конкурсы, в которых дети и родители принимают активное участие), постановка новых танцевальных номеров. Дети начинают болеть за общее дело, за свою команду, коллектив.
Так, коллектив принимает участие в совместных просмотрах и совместных обсуждениях программ как профессиональных, так и любительских коллективов, проводятся открытые уроки и мероприятия с участием детей и родителей, таких, как День Матери, Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.
Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в танцевальном репертуаре коллектива, т.е. каждый ребёнок группы задействован в танцевальном номере. Это является стимулом для занятий. У нас, к сожалению, пока нет такого, что дети занимаются «только» в моём объединении. Я работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которых приводят родители, поэтому многие посещают и другие объединения как в школе, так и в Юлдаше.
В духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся большое внимание уделяем подбору музыкального сопровождения к танцам. Музыка и танец, сочетаясь между собой, взаимно обогащают друг друга. Не может быть танца без музыки. Любой танец строится, на основе музыкального произведения. И «Важно, чтобы музыкальный материал… был разнообразным по содержанию, ясным по форме, четким в ритмическом отношении». Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным, формируют гармонически развитую, духовно богатую личность.
Особое внимание в коллективе уделяется работа с родителями. Как и вся работа в образовательном учреждении, она ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Основные формы работы с родителями:
Родительские собрания, индивидуальные беседы – по мере необходимости, консультации (индивидуальные и по группам). Организация совместной деятельности родителей и детей - привлечение родителей к проведению календарных праздников - Новый год, День защитника Отечества, весенний праздник мам, выпускной праздник, к организации экскурсий. Организация работы родительского комитета. Поощрение родителей за сотрудничество благодарственными письмами - в конце полугодия, по итогам года, на отчетных концертах. В то же время ребенок видит, что между педагогом и его родителем установлен хороший педагогический контакт, ребенок более внимательно относится к требованию педагога, что в дальнейшем приводит к полному раскрытию творческого потенциала личности.
Заключение.
В заключение я, как руководитель танцевального коллектива, могу с уверенностью сказать, что дети, занимающиеся танцевальным искусством - это личности, в которых раскрыт творческий потенциал.
Занятия учащихся в танцевальном коллективе являются прекрасным средством их духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как:
1. Организуют и воспитывают детей, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают распущенность.
2. Занимаясь в коллективе, учащиеся развивают в себе особо ценное качество - чувство ответственности, коллективизма, самостоятельности, целеустремлённости, доброты.
3. Приучают детей четко распределять своё свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.
4. В коллективе учащиеся учатся способности сопереживать чужой беде.
5. Благотворно влияют на здоровье ребенка.
Психологами доказано, что после урока танцев у детей улучшается настроение, они легче сходятся со сверстниками: они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, лишний вес, замкнутость и т.д. У них улучшается координация движений.
Многие отечественные педагоги, в том числе Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, трактовали патриотизм, как любовь к человечеству «Быть человеком — это…» — «Быть добрым, благодарным, самостоятельным и ответственным. Думать о других. Добиваться своей цели». Хочется верить, что все, чему мы стараемся научить наших детей, поможет им в будущем стать Человеком. В современном мире ребёнок окружён множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства. Мы должны объяснить нашим детям, насколько важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов.
Душа ребёнка — пламенный сосуд,
Прозрачны стены, совершенны формы.
Но от того, чем мы его наполним
Зависит будущего человека суть.
Литература
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Мастерство хореографа в современном танце: учебное пособие д/ высшей школы (ВУЗы) Издательство: Лань, Год издания:2019. 519стр.
ISBN:978-5-8114-1960-9, 978-5-91938-220-1
Даниловская
А.А. Хореографическое искусство: традиции и инновации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 20 марта 2014 года. Курган, 2014
horeograf.com
Все для Хореографов и Танцоров, Методические пособия
var-veka.ru
›
blog
/horeografiya-vazhnyy-predmet.html
nsportal.ru
›
…
muzykalnoe-iskusstvo
…2020/02/16…
dlya