«Духовно нравственное воспитание в ДОУ»

Воспитатель: Еприна Эльвира Егоровна

МАДОУ «Детский сад «Журавушка».

   Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно(психически) и духовно здорового человека.

   Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

 Одним из направлений работы детского сада является духовно-нравственное воспитание детей и создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им, используя богатый опыт предков.

  Работа построена в соответствии с личностно - ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования.

  Задачи духовно - нравственного воспитания

 -формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни народа;

 -возрождать народные традиции;

 -знакомить с историей Ямала;

 -помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей народов Севера;

 -знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;

 -повышать познавательную активность;

 -воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

 Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

       1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.

   В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.

      2. Знакомство детей с жизнью и бытом предков, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.

   Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.

     3. Знакомство детей с народным костюмом.  

    Воспитательное значение при этом имеют его характерные особенности, необычайный колорит, который за частую приравнивается к произведениям искусства;

  4.Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью.

  Все это тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.

 5. Праздники и развлечения.

      Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье», «День Оленевода», «Вороний День»,

 6.  Народные подвижные игры.

    Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты познают язык.

  Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств.

 Духовно – нравственное воспитание обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

    Для реализации духовно – нравственного воспитания используются следующие методы: наглядные, словесные, практические.

 Наглядные методы:

 • Чтения рассказов;

 • Экскурсий в музеи;

• Наблюдение;

• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

 Словесные методы:

 • Чтение литературных произведений;

 • Чтение стихотворений детьми, воспитателем;

• Беседы, обобщающие рассказы;

 • Загадывание загадок;

• Рассматривание наглядного материала;

• Проведение викторин, досугов;

 Практические методы:

 • Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек);

 • Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей;

 Формы работы с детьми:

 • Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания;

 • Все виды художественно творческой деятельности детей;

 • Проведение совместных праздников;

• Экскурсии, целевые прогулки;

• Организация выставок;

 • Творческие вечера;

  Направления духовно – нравственного воспитания:

 1. Духовно – образовательное (занятия, беседы);

 2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки);

 3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты);

 4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам);

 Особое внимание уделяется работе с родителями:

 Апробированы следующие формы работы с родителями:

 • Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

 • Лектории;

 • Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

 • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары);

• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье;

 • Индивидуальные консультации;

 •Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;

 • Индивидуальная работа с детьми;

• Совместные праздники;

    Работа по программе «Духовно-нравственное воспитание» формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

    В настоящее время разрабатываются наглядные пособия, приобретается необходимая литература, что обогащает работу по данному направлению прежде всего практическим материалом и отвечает идейной направленности.

  Главным результатом в работе по духовно – нравственному воспитанию должно стать усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла.

  Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода.

И закончу свою работу словами В. Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».