«Духовно нравственное воспитание в ДОУ»
Воспитатель: Еприна Эльвира Егоровна
МАДОУ «Детский сад «Журавушка».
Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно(психически) и духовно здорового человека.
Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Одним из направлений работы детского сада является духовно-нравственное воспитание детей и создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им, используя богатый опыт предков.
Работа построена в соответствии с личностно - ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования.
Задачи духовно - нравственного воспитания
-формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни народа;
-возрождать народные традиции;
-знакомить с историей Ямала;
-помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей народов Севера;
-знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;
-повышать познавательную активность;
-воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.
В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.
2. Знакомство детей с жизнью и бытом предков, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.
Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
3. Знакомство детей с народным костюмом.
Воспитательное значение при этом имеют его характерные особенности, необычайный колорит, который за частую приравнивается к произведениям искусства;
4.Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью.
Все это тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.
5. Праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье», «День Оленевода», «Вороний День»,
6. Народные подвижные игры.
Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты познают язык.
Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств.
Духовно – нравственное воспитание обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
Для реализации духовно – нравственного воспитания используются следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы:
• Чтения рассказов;
• Экскурсий в музеи;
• Наблюдение;
• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
Словесные методы:
• Чтение литературных произведений;
• Чтение стихотворений детьми, воспитателем;
• Беседы, обобщающие рассказы;
• Загадывание загадок;
• Рассматривание наглядного материала;
• Проведение викторин, досугов;
Практические методы:
• Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек);
• Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей;
Формы работы с детьми:
• Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания;
• Все виды художественно творческой деятельности детей;
• Проведение совместных праздников;
• Экскурсии, целевые прогулки;
• Организация выставок;
• Творческие вечера;
Направления духовно – нравственного воспитания:
1. Духовно – образовательное (занятия, беседы);
2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки);
3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты);
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам);
Особое внимание уделяется работе с родителями:
Апробированы следующие формы работы с родителями:
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• Лектории;
• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары);
• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье;
• Индивидуальные консультации;
•Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;
• Индивидуальная работа с детьми;
• Совместные праздники;
Работа по программе «Духовно-нравственное воспитание» формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
В настоящее время разрабатываются наглядные пособия, приобретается необходимая литература, что обогащает работу по данному направлению прежде всего практическим материалом и отвечает идейной направленности.
Главным результатом в работе по духовно – нравственному воспитанию должно стать усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла.
Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода.
И закончу свою работу словами В. Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».