Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников


Содержание
Введение
Актуальность
Содержательная часть
Особенности современного этапа
Особенности гражданско-патриотического воспитания
Формы и методы гражданского воспитания
Формирование патриотизма в современном дополнительном образовании
Выводы
Заключение
Список используемой и рекомендуемой литературы

Введение

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество. Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении.
Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрас-тающему поколению любви к Отчизне, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной.

Актуальность

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи. А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест.
Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммой по патриотическому воспитанию, занимает важное место в обеспечении, как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки. Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Чернышевский В. Г. Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной.

Содержательная часть

Особенности современного этапа

В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы. Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся. 29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой. Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около
140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным. Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи.
Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:
- Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
- Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения.
- Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну.
- Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности.
- Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины.
Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать
свою роль в развитии Отечества.

Особенности гражданско-патриотического воспитания

Понятие «гражданское воспитание» в последнее время все чаще употребляется не только в узком значении (как организация определённого направления внеклассной деятельности учащихся, например: нравственное воспитание, экологическое воспитание, гражданское воспитание и т.д.), но и в широком значении этого слова - как определённая область деятельности образовательных организаций, которая способствует воспитанию демо-кратических гражданских ценностей и поведения всех участников образо-вательного процесса.
Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность социальных институтов, органов управления и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Участие школьников в социально ориентированной деятельности спо-собствует реализации важнейших принципов воспитания, в том числе народности и учёта национальных особенностей.
Для эффективного достижения поставленных целей, в рамках гражданско-патриотического воспитания необходимо сделать акцент на формировании уважительного отношения к истории региона, героическим событиям прошлого и чувства гордости за достижения соотечественников в области культуры, искусства и спорта.
Ведущей целью системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, через развитие детского общественного движения является возрождение, сохранение и развитие гражданских и патриотических тенденций и традиций в интересах консолидации общества, поддержания общественной стабильности, уважения и доверия к социальным институтам и органам управления.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков через развитие детского общественного движения;
- формирование сознания граждан и патриотических чувств на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину в системе детского общественного движения;
- воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту гражданского общества;
- организационно-методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в системе детского общественного движения.
Формы и методы гражданского воспитания
Социально-воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования требует постоянного внимания и системного подхода, преодоления формализма в реализации всех её направлений, дальнейшей оптимизации процессов планирования, контрольно-аналитической деятельности. Необходимо совершенствовать модели воспитания, шире использовать информационные технологии, совершенствовать работу по формированию у воспитанников качеств гражданина-патриота. Наибольшими возможностями с точки зрения гражданского воспитания обладает внеурочная деятельность. Именно в ней ребёнку, подростку, юноше и девушке предоставляется многообразие сфер деятельности, где можно быть успешным, «самовоспитывать» себя в соответствии со шкалой гражданских ценностей.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, педагога и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Рассматривая внеурочную деятельность как основу формирования гражданской позиции и социальной активности, следует уяснить, что возможны следующие пути создания педагогом воспитывающей среды во внеурочной деятельности:
1) придание педагогической интерпретации природным и социальным фак-торам с помощью различных педагогических приемов: разъяснение непонятных явлений и фактов, этические и эстетические оценки, организация наблюдения детьми предметов и явлений и т.д.;
2) конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.
Использование активных форм и методов воспитательной работы (сюжетно-ролевых, проблемно-ситуационных и деловых игр, дискуссий, диспутов, дебатов, диалогов, проблемных столов, ситуационных практикумов, тренингов, моделирования жизненных ситуаций, работы в малых группах, интерактивных и социальных театров, открытых трибун, молодежных лекторских групп, и т.д.), основанных на демократическом стиле взаимодействия, способствует формированию у обучающихся критического мышления, инициативы и творчества.
Целесообразным будет использование тренинговых и тестовых методик, способствующих развитию навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формированию у воспитанников умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия. (Тренинги социальным навыкам и умениям преодоления стресса; психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля; классные часы по проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношению к самому себе с привлечением психолога; совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений; психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с детьми и др).
Свою эффективность по развитию жизненных навыков учащейся молодежи, предотвращения распространения ВИЧ/СПИДа и формирование ответственного безопасного поведения показал «Маршрут Безопасности» - современный коммуникативный инструмент по вопросам репродуктивного здоровья, который состоит из передвижной интерактивной выставки по методу «Равный-равному».
Реализация ключевых целей гражданско-патриотического воспитания требует применения педагогами адекватных средств, форм и методов организации гражданского воспитания. В истории воспитания педагогическим сообществом было выработано значительное разнообразие форм и методов работы. Наиболее часто встречаются следующие их классификации:
1. По месту учащихся и преподавателя на уроке или мероприятии:
- пассивные;
- активные;
- интерактивные.
2. По мотивации:
- игровые;
- деловые;
- заинтересовывающие.
3. По форме взаимодействия учащихся на занятии:
- групповые и индивидуальные.
4. По месту в учебном процессе:
- модульные и линейные (сквозные).
5. По месту в изучении темы:
- установочные;
- вводные;
- проблемные;
- обобщающие.
6. По компоненту знаний: приобретения новых знаний, закрепляющие, повторение дополнительных знаний.
7. По форме: семинар, лекция, ролевая игра, дискуссия, анализ докумен-тов и др.
Кроме того, формы и методы гражданского воспитания можно разделить на такие группы:
1. Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации).
2. Дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы).
3. Целенаправленные(обмен идеями, суждениями, мнениями).
4. Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных дейст-вий или действий группы).
5. Поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования).
6. Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление).
7. Аналитические (критическое мышление, дедукция – от частного к об-щему и индукция – от общего к частному).
8. Репродуктивные (воспроизводство готовых сведений).
9. Игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций).
10. Проектные (цель – способы деятельности, а не накопление знаний).
Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных педагогов, музейных работников позволил выбрать методы и формы работы, которые лучше всего отвечают целям гражданско-патриотического воспитания:
- Привлечение детей к изучению истории родного края, быта, традиций и обычаев людей, которые его населяют, посредством совместной деятельности в территориальном сообществе.
- Создание игровых мотиваций, соответствующих ситуации.
- Практическая работа с артефактами, документами.
- Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
- Конструктивно-предметная деятельность на основе различных проявлений творчества.
- Работа в группах.
- Встречи, беседы, общение.
- Самостоятельное проведение экскурсий.
В соответствии со своими функциями педагогический коллектив выбирает формы работы с учащимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Методы гражданского воспитания, используемые в рамках предметной (монопредметной, надпредметной) модели. В рамках личностно ориентированной образовательной парадигмы приоритетными методами гражданского воспитания считаются диалоговые, активные, интерактивные, т.е. максимально включающие обучающихся в работу на уроке, требующие высказывания своей позиции и четкой ее аргументации, исполнения роли в предложенной ситуации и т.д. Приведём перечень методов и приемов, с использованием которых могут быть проведены активные и интерактивные занятия:
- работа с понятиями;
- учебное сотрудничество в малых группах;
- проведение ролевых и деловых игр;
- обсуждения в виде дискуссий, диспутов, дебатов, круглых столов и т.п.;
- поиск альтернатив и принятие решения;
- моделирование или анализ ситуаций.
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующими положениями:
- учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;
- определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;
- учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
Все эти формы, методы и приемы работы могут быть использованы для реализации учебного и гражданского воспитательного проекта, главной целью которого является развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения, действовать в информационном пространстве, используя его возможности, и развитие критического, конструктивного мышления учеников.
Характерной для метода проектов является самостоятельная деятельность учеников (индивидуальная или в составе малой группы), во время которой они выполняют определенную работу, направленную на достижение конкретного результата. Сама же деятельность содержит элементы учебы и приобретения определенного опыта посредством использования технологизированных действий и приемов. Для такого вида деятельности характерной является кооперативная или групповая учеба, когда действует принцип, «обучая – учусь», так как в процессе деятельности учебные наработки ученика непременно становятся достоянием всей группы.
Особенностью метода проектов является то, что результат деятельности всегда является конкретным и измеряемым, – создание какого-то продукта – выставки, публикации, веб-страницы, экспозиции, и т.п.
В основе первых двух направлений модели лежит идея воспитываю-щего гражданского обучения, в основе остальных – идея гражданского воспитания как формирования опыта деятельности.
Организация воспитательного процесса в образовательной организации требует целенаправленного, постоянного привлечения внимания детей и молодёжи к нравственным идеалам, культурным, семейным, социально-историческим, религиозным традициям, передаваемым из поколения в поколение многонациональным народом.
Гражданско-патриотическое развитие личности предполагает формирование умения человека оценивать и сознательно выстраивать на ос-нове традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; осоз-навать себя неотъемлемой частью сообщества людей, близких по духу, мировоззрению, традициям.
Мы строим гражданское общество – общество, активно выражающее свои запросы и интересы, способное к самоорганизации на всех уровнях: от детских общественных организаций до общенационального (государственного) уровня.
У нас общее гражданское самосознание.
В детской душе заложено глубинное стремление к жизни по совести, свобо-де, справедливости и равенству.
Неотъемлемые признаки гражданского общества:
Свобода для деятельности, для созидания и развития гражданского общества и личности. (Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения).Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности.
Совесть как хранитель духовных, нравственных, религиозных традиций и ценностей народа.
Справедливость через качество межличностных отношений. Действовать по правде. (Мы – партнеры, мы защитники нравственных идеалов).
Равенство возможностей. (Мы – товарищество. Мы - оплот традиционных моральных и нравственных норм в детском движении «Юная Республика»). (Мы – наследники славных традиций).
Свобода! Совесть! Справедливость! Равенство!

Формирование патриотизма в современном дополнительном образовании.

Исходя из вышеизложенного, в МОУ ДО ЦТ имени Д.Шервашидзе г. Лабинска разработана, апробирована и успешно осуществляется пролонгированная программа «Патриотическое воспитание через привлечение творческого потенциала юных лабинцев».
Целью программы является развитие системы военно- и гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и юношества г. Лабинска и Лабинского района на основе развития системы филологического твор-чества в уч¬реждениях дополнительного, внешкольного образования и распространения его результатов по школам и учебным заведениям города и района. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, их творческие наработки.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- выявление творческих учащихся, работа с ними с целью создания
оригинальных произведений;
- вовлечение в работу по выявлению одаренных учащихся и распространению продуктов их творчества учителей-филологов, аппарата детских общественных организаций школ города и района;
- использование в качестве исходного материала для создания оригинальных литературных и журналистских работ документальных, биографических данных рассказов ветеранов. проживающих в Лабинском районе, либо связанных с его историей своей судьбой, использование местного фольклорного материала;
- тесное взаимодействие с КДМ, УФКиС, военкоматом, воинской частью 3219, казачеством, Лабинским краеведческим музеем и библиотеками;
- издание газеты ПО «Штаб «Патриот», кроме сплочения детских организаций, призванной решать целый комплекс организацион¬но-воспитательных задач;
- издание сборников детских поэтических и прозаических работ, а также фольклорных сборников юных авторов;
- издание учебных пособий историко-патриотического характера для юных лабинцев;
- создание сценариев и съемка художественных и документальных видеофильмов;
- создание механизма, обеспечивающего активное использование продук¬тов творческой деятельности среди широкого круга учащихся в воспитательных целях;
- работа в интернете, создание интернет-сайта, налаживание контактов с аналогичными творческими объединениями на Кубани и в России;
- проведение массовых городских и районных мероприятий;
- участие в освещении городских и районных мероприятий патриотической направленности;
- сотрудничество с районными и краевыми органами СМИ, творческими объединениями, союзами.

Выводы

Организация патриотического воспитания в учреждениях дополни-тельного образования на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Данная система патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированных педагогических кадров. Учреждение выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающих необходимый базис для дальнейшего развития личности.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех учебных учреждениях нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень бы хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.
Заключение
Организация патриотического воспитания в учреждениях дополни-тельного образования на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Система патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Учреждение выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех учебных учреждениях нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень бы хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.