Русских Нина Петровна.,

учитель географии и биологии, директор

МКОУ ООШ д. Комарово

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников в пространстве урока и дополнительного географического образования.

Перед современной школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с развитием у школьников устойчивых духовно – нравственных свойств личности. География как учебный предмет способствует созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения на основе отечественных традиций и ценностей.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Опираясь на основные положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, география способствует формированию у подрастающего поколения таких базовых ценностей как, человек, Родина, многонациональность России и мира, семья, труд, искусство, наука, религия, природа.Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообществ.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Особенность географии заключается в том, что учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей и бережного отношения к природе, традициям своей страны, территории проживания.

Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:

- географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся;

- изучение географии закладывает основы пространственного мышления;

- изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

- география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;

- возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;

- география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;

- география единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, она охватывает всю систему “природа-человек-хозяйство” Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;

- география несет в себе огромный гуманистический потенциал.

Традиционные подходы к духовно - нравственному образованию школьников в основном выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения духовно - нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный, проблемное обучение, метод проектов), способствующих актуализации собственной деятельности в духовно-нравственной практике.

Методическая система опыта работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию строится на основе смешанной модели: реализации целевой комплексной программы средствами всех дисциплин учебного плана школы; внеклассной и внеурочной деятельности во взаимодействии учащихся и родителей.

Приоритетом учителя географии является функция воспитателя, исследователя и только затем учителя – предметника. Возможности содержания новых линий учебных программ и УМК курса «География» (5-9 класс) нацеливают на усиление учебной деятельности с ориентацией воспитания личностных качеств обучающихся.

Духовно – нравственное развитие и воспитание в рамках географического образования включает следующие направления: регионоведение, геоэкологическое образование, патриотическое воспитание, социально – педагогическое партнерство, учебно - исследовательская и проектная деятельность, объединенные единой целевой образовательной программой по духовно – нравственному развитию и воспитанию школьников.

На уроках географии используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные и индивидуальные творческие работы, проектная деятельность, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, применение ИКТ. Выбор методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников важно на каждом этапе урока.

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии включает:

1) выделение нравственной составляющей в каждой изучаемой теме курса географии;

2) воспитание уважения к истории, традициям, культуре своего и других народов;

3) воспитание любви к природе, своему краю, ко всей Земле.

Курс « География России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. Приёмы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах Кировской области, об интересных людях. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, где ребёнок родился, вырос, живёт.

В обучении географии приоритет отдается изучению тем, связанных с познанием демографической ситуации населения России и родного края, быта, культуры, верований народов и стран на фоне их исторического развития, географии религий мира. Воспитание уважения к другим народам и странам особенно важно. Учащиеся работают над темами проектов «Народы России», «Демографическая ситуация д. Малая и Большая Субботиха»», «Народные промыслы моей семьи». Курс «Краеведение» в 6 классе представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. Для формирования духовно – нравственного облика подрастающего поколения важным аспектом было и остается воспитание ценности семьи, что составляет основу гражданского поведения человека. По теме «Население своей местности» изучение традиций и родословной своей семьи проходит в форме мастерской ценностных ориентаций.

Эффективной формой организации детей, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию, к новому опыту путем самостоятельных или коллективных открытий, способствует развитию духовно – нравственной культуры школьников, является мастерская. Смысл мастерских – это освоение учителем философии нового образования, установка на интеллектуальное, эмоциональное, духовно - нравственное развитие ребенка в школе и семье. Выделяют несколько типов мастерских. Мастерская ценностных ориентаций – один из них. Ник Оуэн писал: «Ценности – это вещи, которые указывают нам направления в нашей жизни». Одной из главных ценностей любого общества на протяжении многих веков считается семья.

Так, во время проведения мастерской ценностных ориентаций «Счастливая семья – это…», на первом этапе – индуктор – учащимся необходимо назвать пословицы и поговорки о семье. При работе с материалами - проанализировать стихи и легенды о семье, подчеркнуть в тексте слова и словосочетания, относящиеся к этой теме и составить ассоциативный ряд в виде схемы к слову «семья». На следующем этапе - создание афиши - построить дом и поселите в нем правила счастливой семьи. А затем представить афишу и на этапе рефлексии написать эссе «Счастливая семья – это…». На личном примере учащиеся получают представление о ценностях семейного уклада, традициях, связи поколений и уважительного отношения к старшему поколению. Таким образом, изучение демографической ситуации в России и Кировской области осуществляется на примере своей семьи, ее родословной, что является ступенькой к формированию гармоничной, духовно – нравственной личности, способной создать в будущем полную здоровую ячейку общества.

В комплексном изучении родного края актуальной проблемой является непрерывное геоэкологическое образование школьников. Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять,что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней.

Исследование и анализ экологической ситуации Кировской области, своей малой родины на основе средств массовой информации, экологического мониторинга позволяет учащимся выдвигать гипотезы, включаться в наблюдения и учебные исследования природных сред и объектов на основе полученных теоретических знаний, а также выявлять причины и прогнозировать пути решения экологических проблем своей местности. Школьники участвуют в конкурсах, например экологических плакатов.

Лучшим пропагандистом любви к природе является сама природа. И здесь основное направление – это пробуждение интереса у школьников к познанию окружающего мира. Разработаны темы проектов «Лес и человек», «Чистый воздух», «Река моего детства». Большая практическая, экологически целесообразная деятельность организуется на пришкольном участке. Разбиваются цветники, составляется план местности, исследуется экологическое состояние ландшафта. Итогом проделанной работы является обустройство территории микрорайона школы с участием членов семьи. А через отношения к человеку, к природе формируются такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность.

География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться к художественной литературе и к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Использование звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволяет оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Применение на уроках компьютерных программ, электронных приложений к учебникам, материалов различных сайтов, ЭОР позволяет создать зрительный образлюбой территории.

Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.Эмоционально окрасить содержание научно-естественного образования можно различными способами.

1.Через литературные эпиграфы к уроку:

Например, эпиграфом к первому уроку по географии России, служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

В. Боков

"Путешествие"! Вот оно, слово!

Так и тянет от радости петь.

"Путешествие"! Хочется снова

Над Жюль Верном всю ночь просидеть.

(Вс. Рождественский)

«Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране…»

К.Г. Паустовский

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

2. Через образное описание природы

Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью одни поэты выражали самые разнообразные чувства (А. Пушкин, П. Вяземский, А. Фет, С. Есенин), другие осмысливали взаимоотношения человека и природы (Е.Баратынский, Ф. Тютчев, А. Майков). Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе.

Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

При объяснении круговорота воды в природе можно использовать стихотворение С.В. Михалкова «Море и Туча»:

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

— Эй, ты, Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не смогла?

Отвечала Морю Туча:

— Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай:

Расплатилась, чем могу.

Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаем стихотворение С.Я. Маршака:

В пути, в неведомом краю

Нам компас лучший друг.

Одной заглавной буквой «Ю»

На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая — магнит —

На Север кончиком глядит.

Довольно Север мне найти,

И я в короткий срок

Определить могу в пути,

Где Запад, Юг, Восток.

При рассказе о вулканической деятельности можно использовать стихи Е.К. Мархинина «Цель Плутона»:

Грохочет вулкан. Кратер в огне.

Потоком лава течет.

Пепел в глаза и в рот.

Свет взрывов, как свет зарниц,

Черный, как деготь, пот

Капает с лиц.

Шлак под ногами горяч.

Шлаковый конус крут.

Бомба летит, как мяч.

Бомбы дымят вокруг.

Тему «Погода и ее предсказание» можно проиллюстрировать как отрывками из художественной литературы, так и народными приметами:

Так, если лебеди, на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окликнут твой приход,

Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,

Знай: завтра сонных дев разбудит гром ревучий

Иль бьющий в окна град…

А.С. Пушкин

При изучении горных рек можно взять стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

-Расступись, остарец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

А при характеристике равнинной реки подойдут замечательные строки Н.В. Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде…».

Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

При характеристике природной зоны степь, стихотворение И.З. Сурикова «Степь»

Едешь, едешь – степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху над степью,

Тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет:

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь – как шальные

Кони мчатся степью,

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами

Две – три старых ивы –

И опять в траве волнами

Ветры – переливы.

С описанием ветра знакомимся по строкам В.В. Яроцкой:

Ветер – и работник, и проказник,

Надувает в море паруса,

Может делать сотню дел он разных

И творить в природе чудеса.

Ветерок бывает нежен, ласков:

Летом освежает нас прохладой,

Травам и цветам бормочет сказки…

Иногда ж с ним очень трудно сладить!

Разбушуется, рассердится ветрище,

Обернётся страшным ураганом,

Как разбойник, над землёй засвищет,

Нанося ей вред, и боль, и раны…

Ветер, ветерок, ветрище –

Это всяческие бризы и муссоны…

Снова ветер в небе что-то ищет:

Он за облачком отправился в погоню…

Описание Эльбруса берем из стихотворения А.С. Пушкина

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус двуглавый, величавый,

Белел на небе голубом.

Описание р. Волга из стихотворения Николая Якушева «О Волге»

Неприметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеёк,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает ещё ручеёк,

Что его впереди ожидает.

И.В. Шувалов прекрасно описывает образование каменных углей:

ОТПЕЧАТКИ НА УГЛЕ

Тянулись ввысь из джунглей разогретых

Таинственных растений веера.

Далекое младенчество планеты,

Беспечное ее позавчера.

Не донесли к нам черные скрижали

Великолепья зарослей густых –

Лишь отпечатки тайно удержали,

Лишь знаки отрицательные их.

Чтоб углем стать, за тысячи столетий

Распались их объемы и цвета;

Всей их красы единственный свидетель –

От них оставшаяся пустота.

Как детские ошибки и мечтанья,

Их оттиск смутен и неповторим,

Но о былом своем существованье

Они твердят отсутствием своим.

3. Используя яркое описание природы из произведений русских и советских писателей.

В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие разным эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы И.Тургенева, Н. Гоголя, Л. Толстого, А.Чехова, И. Бунина, С. Аксакова, Н. Некрасова, М. Пришвина, Г. Паустовского… без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

4. Путешествуя с героями любимых книг.

Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический очерк земного шара. Самые известные - это "Пять недель на воздушном шаре", "Путешествие капитана Гаттераса", "Пятнадцатилетний капитан", "Таинственный остров", "Двадцать тысяч лье под водой" и, наконец "Дети капитана Гранта" и "Путешествие к центру Земли".

Для внеклассного чтения можно использовать очередь известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других. Описание природы должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к описанию природы, которое надолго остаются в памяти.

Развивая у учащихся гуманитарно-культурологическое восприятие природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.

Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательной процесса. Она способствует расширению географического кругозора, углублению знаний школьников в области географической науки, совершенствование универсальных учебных действий, ценностных ориентаций понимания системы взаимосвязей «природа – человек – общество». Внеклассная и внеурочная деятельность расширяет процесс познания основ географических наук и учит применять их на практике. Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с урочной деятельностью учащихся.

Цель внеклассной работы – обеспечить всестороннее и гармоничное развитие школьников, что способствует воспитанию человека, сочетающего в себе духовно – нравственное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке и развитие познавательного интереса к географии.

Важным направлением развития духовно-нравственной личности является географическое краеведениено представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала по географии.

На протяжении нескольких лет в школе работал краеведческий кружок разновозрастного коллектива учащихся. Цель кружка – развитие познавательных интересов, географического кругозора учащихся, увлекающихся предметом, становление их гражданами малой родины. Своего отечества при поддержке заинтересованных в данной форме работы родителей.

Члены кружка Ребята участвовали в Днях подсчета птиц, в городском геологический слете, в городском краеведческом марафоне, олимпиадах по краеведению, в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма.Ребята исследовали вопросы этнокультурного наследия территории проживания: элементы материальной и духовной культуры (старые вещи, домашнюю утварь - самовар, поднос, сани, крынки, утюги; народные промыслы, народные праздники, элементы кухни, одежды). Большую заинтересованность проявили учащиеся, взяв интервью у старожилов населения, членов семьи, старшего поколения, жителей населенного пункта. Школьники составили паспорт на каждый предмет, указав имя владельца, материал, из которого изготовлен предмет и применение вещи. Сейчас эти предметы выставлены в краеведческом уголке и используются в учебном процессе разными дисциплинами.

В организации краеведческого образования активно используются экскурсии. В основном, это экскурсии по комплексному изучению географических объектов непосредственно в природе и социуме. В экскурсионных занятиях предлагаются вопросы учащимся для наблюдения и обобщения увиденного, познавательные задания и листы «обратной связи», результатов исследования. Экскурсии по родному краю, городам России позволяют расширить кругозор учащихся.

Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными: кружок, географическая конференция, деловые игры, географические вечера, неделя географии. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм, что повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

Неделя географии - является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы. Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, воспитание любви к своей Родине. В рамках недели географии проходят разнообразные мероприятия:

-Конкурс «Эрудит»;

-Географические игры«Морской ветер» (6-7 класс), «Счастливый случай» (8 класс), экономическая игра «Деловые встречи» (9 класс);

-Фотоконкурсы;

-Встречи с интересными людьми;

-Инсценированные представления;

-Конкурс экологических плакатов;

-Экскурсии в музеи;

-Конкурсы «Знатоки географии», «Знатоки географической карты»;

-Игра по станциям «Путешествие по планете Земля».

Значительна роль внеклассной работы по географии в эстетическом воспитании школьников. На уроках географии из-за недостатка времени учитель не всегда может обеспечить эмоциональное восприятие красоты природы, поэтому во внеурочное время проводятся фотоконкурсы: «Удивительные уголки природы», «Мир глазами путешественника»

Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.

Развитиютворческие способности учащихся помогают инсценированные представления по географии, такие как «Необыкновенное путешествия в Южную Америку», «Загадки океана». Ребята с интересом участвуют в подготовке мероприятий. Эта деятельность позволяет раскрытию личностных качеств учащихся, формированию коммуникационной компетентности.

Разнообразные формы урочной деятельности, внеклассной работы по географии и краеведению тесно связаны друг с другом, направлены на развитие у школьников географического мышления, интереса к предмету и способствуют духовно- нравственному воспитанию школьников.

Опыт преподавания курса «Краеведение», «География» (6-9 кл.) обобщался на педагогических советах, окружных, районных семинарах и конференциях по следующим темам:

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе игры на уроках географии. (2021 г.)- Внеклассные и внеурочные формы деятельности как средство формирования географической культуры школьников. (2009 г.)

- «Воспитание ценности семьи в обучении географии » (2022 г.)

- Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения на уроках географии (2020 г.)

- «Современные информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения географии» (2024 г.)

Учащиеся школы принимают активное участие в общешкольных и городских олимпиадах и конкурсах по географии и краеведению. Уровень обученности по предмету – 100%, качество знаний - от 65 % до 70 %.

Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание школьников в пространстве урока и дополнительного географического образования способствуют расширению географического кругозора школьников, всестороннему и гармоничному развитию личности, нравственных основ поведения и готовность участвовать в качественном улучшении среды территории проживания.