Шахвалеева Мария Рамазановна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №360 г.Челябинска»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Театр – это школа добрых чувств,
красоты и человеческого братства».
В.Рабадан
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющие педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Каждый человек хочет жить в мирной, красивой и богатой стране, которую населяют отзывчивые, сердечные и добрые люди, воспитанные на порядочности, идеалах красоты, сочувствия, душевной чуткости.
Но к большому сожалению сейчас люди могут спокойно пройти мимо лежащего человека, плачущего ребёнка, дерущихся подростков. Не замечают, как легко могут обидеть и даже не задумываются над этим. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его чёрствости. Но сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же. Такой вот замкнутый круг противоречий между идеальными представлениями об окружающем нас мире людей и реальным поведением в нём отдельного человека.
Духовно-нравственный и социальный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин. Это нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих людей, это тенденции закрытому образу жизни, общению. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подрастающего поколения искажены представления о справедливости, великодушии, доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Дошкольный возраст является сенситивным для развития эмоций, чувств, ценностей, духовно-нравственных норм.
Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребёнок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становиться для ребёнка программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания., от условий в которых он участвует.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребёнка. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается, тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным материалом для подражания.
Современные дети быстрее решают задачи, но они реже удивляются, восхищаются и сопереживают, всё чаще возмущаются, проявляют чёрствость и равнодушие. Мир стал агрессивен, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими, издательскими, телевизионными, анимационными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику детей, их нравственность и духовный мир. К сожалению, куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство и фантазирование. Всё это может дать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного перевоплощения и волшебства. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств. Глубоких переживаний ребёнка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Использование театрализованного творчества в моей работе, позволяет воспитывать у детей отрицательное отношение к трусости, жестокости, хитрости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. В нашей группе театрализованная деятельность занимает особое место. Игры-занятия проходят в увлекательной, волшебной и загадочной форме. Это процесс, во время которого ребёнок усваивает традиции, ценности, культуру общества в котором ему предстоит жить.
Основная цель моей работы: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих и интеллектуальных способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности, способствовать успешной социальной адаптации в социуме.
Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, были выделены три направления:
- воспитание гуманных чувств детей;
- воспитание коллективизма;
- воспитание любви к Родине.
В группе созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:
- создана предметно-пространственная среда, которой оборудована театральная зона;
- подобраны специальные тексты;
- моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр:
- в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.
В режимных моментах, дети знакомятся с различными формами театрализованных игр (плоскостной театр, настольный театр, кукольный би-ба-бо, игры-драматизации).
Содержание всех игр-занятий имеет духовно-нравственную и эстетическую направленность. Например, сказки «Репка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть» - учат преодолевать трудности не одному, а совместными усилиями, не опускать руки перед возникающей проблемой, а дружно и смело с ней бороться. «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» эти сказки учат слушаться взрослых. Можно привести множество примеров, где сказки учат трудолюбию, мудрости, заботе о близком, сопереживанию, сочувствию, дружбе. Театрализованные представления пользуются у детей большим спросом. В процессе показа спектаклей ребёнок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Театрализованная деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов, родителей; обновлению содержания форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества и взаимодействия с семьёй.
Таким образом, в соприкосновении с театром вырастают духовно-нравственные личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Литература:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, под редакцией А.М.Виноградовой. -М.: «Просвещение», 1989.
2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М: «Просвещение», 1985.
3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. –М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
4.Куцакова Л.В. Воспитание ребёнка-дошкольника/ Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова Владос – 2004.