Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сказкотерапии
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
С самых древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.
У современных детей в поведении, поступках все больше проявляются безнравственные негативные тенденции, искажены представления о справедливости и доброте, гражданственности и патриотизме, милосердии и великодушии. Книги ушли на второй план, а герои сказок, мультфильмов, не всегда отличаются высокой духовностью и нравственной чистотой. Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными. Родители, к сожалению, не рассматривает детскую литературу как средство воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, однако воспитателем души ребенка может быть каждый, взявший в руки книгу. Поэтому духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале, гуманизме. Мораль - регулятор поведения в обществе.
Острота проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности на сегодняшний день заключается в том, что в век информационных технологий личность каждого человека, а ребёнка в особенности, находится под постоянным воздействием различных потоков информации, как позитивной, так и негативной. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения. В наше время, когда материальные ценности преобладают над духовными, у детей могут быть искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ее влияние на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.
Художественное слово может стать действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника, способствовать формированию у него образа нравственного идеала. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Сказки воспитывают трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, воспитывают у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Главный положительный герой сказок, как правило, своей искренностью, непосредственностью очень близок детям. И его кажущаяся неразумность, пройдя через множество жизненных испытаний, оборачивается мудростью. Он завоевывает уважение и почет, то, о чем в глубине души мечтает каждый ребенок.
Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью имеющими наивысшую ценность. Для девочек -красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков -добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Личность ребенка в будущем определяет идеал, приобретенный в детстве.
Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Но, в связи с особенностями развития психики, сказкотерапия максимально эффективна для воспитанников детского сада. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: застенчивость, страх, неуверенность в себе, капризность, тревожность. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу – детскому психологу.
Виды «лечебных» сказок:
Один из примеров сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ганс Кристиан Андерсен, Павел Бажов, Шарль Перо.
Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.
Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
Дидактические - способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
Психокоррекционные
- оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.
Медитативные
-
формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.
Сказкотерапия для воспитанников детского сада должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:
К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самовыражаться и самореализовываться, благодаря полученным знаниям и опыту.
Нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.
Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:
Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
Развитие коммуникативных способностей.
Обучение преодолению страхов и трудностей.
Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.
Сказкотерапия полезна для дошкольников. Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.
Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.
В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.
Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного.
С помощью сказки мы воспитываем у детей волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, терпение, умение держать слово, веру в успех, целеустремлённость, доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам. Велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. Но самое главное, через сказку ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.
Список литературы
1. Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. – М.: Владос, 2001.
2. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: Линка-Пресс, 2006.
3. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2008.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972. – 137 с.
5. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска: Метод. реком. для педагогической и психокоррекционной работы. – М., 2001. – 124 с.
6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
7. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М., 2006.