* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сказкотерапии

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

С самых древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

У современных детей в поведении, поступках все больше проявляются безнравственные негативные тенденции, искажены представления о справедливости и доброте, гражданственности и патриотизме, милосердии и великодушии. Книги ушли на второй план, а герои сказок, мультфильмов, не всегда отличаются высокой духовностью и нравственной чистотой. Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными. Родители, к сожалению, не рассматривает детскую литературу как средство воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, однако воспитателем души ребенка может быть каждый, взявший в руки книгу. Поэтому духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале, гуманизме. Мораль - регулятор поведения в обществе.

Острота проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности на сегодняшний день заключается в том, что в век информационных технологий личность каждого человека, а ребёнка в особенности, находится под постоянным воздействием различных потоков информации, как позитивной, так и негативной. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения. В наше время, когда материальные ценности преобладают над духовными, у детей могут быть искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ее влияние на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.

Художественное слово может стать действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника, способствовать формированию у него образа нравственного идеала. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Сказки воспитывают трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, воспитывают у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Главный положительный герой сказок, как правило, своей искренностью, непосредственностью очень близок детям. И его кажущаяся неразумность, пройдя через множество жизненных испытаний, оборачивается мудростью. Он завоевывает уважение и почет, то, о чем в глубине души мечтает каждый ребенок.

Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью имеющими наивысшую ценность. Для девочек -красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков -добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Личность ребенка в будущем определяет идеал, приобретенный в детстве.

Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Но, в связи с особенностями развития психики, сказкотерапия максимально эффективна для воспитанников детского сада. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: застенчивость, страх, неуверенность в себе, капризность, тревожность. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу – детскому психологу.

Виды «лечебных» сказок:

Один из примеров сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ганс Кристиан Андерсен, Павел Бажов, Шарль Перо.

Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.

Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».

Дидактические - способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.

Психокоррекционные

- оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.

Медитативные

-

формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.

С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

  Сказкотерапия для воспитанников детского сада должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.

В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самовыражаться и самореализовываться, благодаря полученным знаниям и опыту.

Нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

Развитие коммуникативных способностей.

Обучение преодолению страхов и трудностей.

Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Сказкотерапия полезна для дошкольников. Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

 Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного.

С помощью сказки мы воспитываем у детей волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, терпение, умение держать слово, веру в успех, целеустремлённость, доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам. Велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. Но самое главное, через сказку ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.

Список литературы

1. Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. – М.: Владос, 2001.

2. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: Линка-Пресс, 2006.

3. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2008.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972. – 137 с.

5. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска: Метод. реком. для педагогической и психокоррекционной работы. – М., 2001. – 124 с.

6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.

7. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М., 2006.