Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
                        
                                        МОУ Сертоловская средняя школа №2.
















                                      Реферат 

                                 по физической культуре.

             Тема: ?Дышите правильно - будете здоровы!?





                                                          Выполнила: учащаяся 11 ?А? кл.
                                                          Шадская И.А.
  
                                                          Руководитель:
                                                          преподаватель Рачкова О.И.








                                                         г. Сертолово
                                                            2024 год

Содержание:

План………………………………………………………………..стр. 3
Введение…………………………………………………………...стр. 4
Функция и работа легких, трахеи, глотки, гортани, бронхов…..стр.5
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания……стр.6
Различные методики………………………………………………стр.7
Дыхательная гимнастика………………………………………….стр.8
Дыхание и спорт…………………………………………………...стр.10
Правила здорового дыхания………………………………………стр.11
Заключение…………………………………………………………стр.11
 Список используемой литературы……………………………….стр.12



План.

Введение.
Функция и работа легких, трахеи, глотки, гортани, бронхов.
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.
Различные методики.
Дыхательная гимнастика.
Дыхание и спорт.
Правила здорового дыхания.
Заключение.


Введение.

Йоги говорят:
?Только одно поколение правильно дышащих людей способно изменить мир к лучшему и искоренить все болезни, а на людей, имеющих какие-либо заболевания, будут смотреть как на нечто необыкновенное?. 
Дыхание является самой важной физиологической функцией организма: без дыхания существование человека невозможно. Человек дышит непрерывно – от рождения до самой смерти. Йога, китайский ци-гун и другие учения, существующие уже несколько тысячелетий и непрерывно передающиеся с древних времён - все они акцентируют внимание на тайной силе, которая заключена в дыхании, и раскрывают различные дыхательные техники, служащие, как для оздоровления тела, так и для духовного развития. В последнее время и официальная медицина обнаружила поразительный лечебно-оздоровительный эффект от использования традиционных способов дыхания, ставших предметом пристального внимания со стороны учёных-медиков. Дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс, в результате которого организм из внешней среды потребляет свободные электроны и кислород, а выделяет углекислый газ и воду, насыщенную водородными ионами.
Я взяла именно эту тему, потому что она мне интересна, она заставляет задуматься, поразмыслить о состоянии нашего здоровья, о нашем дыхании.

Цели и задачи моего реферата: 

Изучить органы дыхания.
Рассмотреть лечебную физкультуру при заболеваниях органов дыхания. 
Познакомиться с различными системами, методиками.
Понять, как нужно правильно дышать при занятиях спортом.












Функция и работа легких, трахеи, глотки, гортани, бронхов.

Система органов дыхания - это совокупность структур, позволяющих улавливать кислород и выводить углекислый газ, образованный внутренним дыханием. Центральный орган - это легкие, расположенные по обе стороны сердца. К ним через легочные артерии поступает венозная кровь, а через дыхательные пути - атмосферный воздух. Таким образом, клетки располагают нужным горючим - кислородом, позволяющим выполнять их функции: преобразовывать в энергию питательные вещества пищи, переносимые кровью, образовывать различные виды тканей и постоянно регенерировать. Наше тело действует как обычная свеча: для того, чтобы свеча горела, необходимо зажечь ее, а горение возможно только при наличии кислорода.
Глотка - трубка, отходящая вниз от носовой полости. Пересечение дыхательных и пищеварительных путей.
Полость носа - нагревает, увлажняет и очищает воздух, поскольку является начальным отделом дыхательных путей.
Полость рта - второстепенный путь поступления воздуха, но важный, так как участвует в производстве голоса.
Гортань - хрящевая полость, расположенная между горлом и трахеей, является голосообразующим органом.
Бронхи - трубки, образующиеся при раздвоении трахеи, продолжают ветвиться на более тонкие - долевые и сегментарные бронхи.
Трахея - хрящевая трубка длиной 10-15 см, расположенная между гортанью и началом бронхов.
Легкие - основные органы дыхательной системы, находящиеся в грудной полости. Обеспечивают правильный газообмен крови через альвеолы.
Дыхательные пути - это путь воздуха от ротового и носового отверстий до лёгочных пузырьков (альвеол). Воздухоносные пути расположены вне грудной полости (внеторакально) и в грудной полости (внутриторакально). К дыхательным путям, расположенным вне грудной полости, относятся рот, носо - и ротоглотка, гортань, трахея. Трахея делится на два ствола бронхов, ведущих к левому и правому лёгкому. Отсюда бронхи разветвляются справа на три, слева - на два долевых бронха, потому что правое лёгкое состоит из трёх, левое - из двух долей. От них отходят сегментарные бронхи, снабжающие более мелкие участки лёгких (сегменты).




Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.
?При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты. 
В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости. 
Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное. 
Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания. 
Задачи ?ЛФК: 
оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма; 
улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием; 
уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы; 
ускорить рассасывание при воспалительных процессах; 
уменьшить проявление бронхоспазма; 
увеличить отделение мокроты; 
стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения. 
Противопоказания ?для занятий ЛФК: 
дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости. 
Существуют различные методики лечебной физкультуры:

- ЛФК при острой пневмонии;
- ЛФК при плеврите;
- ЛФК при остром бронхите;
- ЛФК при бронхиальной астме.

Лечебная физкультура (ЛФК) - это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания. ЛФК поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. Занимаясь ЛФК, человек выздоравливает быстрее. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет.

Упражнения по ЛФК.

ИП – сидя на стуле.
Диафрагмальное дыхание.
Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.
Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.
На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.
Поза релаксации ?кучер на козлах?. Расслабить мышцы, глаза закрыть.
В руках гимнастическая палка. Движения руками ?гребля на байдарке?.

ИП – стоя.
На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в ИП.
Руки в ?замок?. На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнеся звук уф или ух.
Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох насчет 1,2; выдох на счет 3,4,5,6; пауза на счет 7,8.
       Выполнять без напряжения, достигать полного расслабления мышц конечностей и ощущения ?отсутствия? тела, исключить все посторонние мысли. Отдельные упражнения могут выполняться утром, днем и вечером: утренние упражнения удаляют метаболические накопления трофических процессов во время сна, обновляют состав газовой среды организма; дневные упражнения регулируют физическое дыхание и циркуляцию тонких жизненных энергий, обеспечивающих психофизическую работоспособность; вечерние упражнения очищают мозг, регулируют баланс полярных биоэлектрических процессов, нормализуют сон и все жизненные процессы.

    Различные методики.

Доказано, дыхательные тренировки — очень эффективный способ оздоровления организма в любом возрасте. С древних времен люди создавали множество дыхательных методик, которые насчитывают более 900 способов и приёмов.
В настоящее время около 400 народностей лечатся, исключительно используя лечебные травы и дыхательные упражнения.
Сегодня учёными и врачами большинства стран в практике лечения разработаны и применяется около 30 технологий дыхательных гимнастик. Ведущие державы мира с 2002 года на государственном уровне при участии Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) внедряют технологии дыхательных упражнений в обязательные программы воспитательных и учебных учреждений.
Суть метода заключается в том, что дыхательный цикл копирует ритм работы сердечной мышцы. Такой тип дыхания позволяет резко улучшить функциональное состояние головного мозга. Человек получает доступ к своим внутренним ресурсам, возникает эмоциональный и душевный подъем, повышается энергетический потенциал организма, включаются механизмы исцеления. 
Специальная дыхательная гимнастика – это ключ, открывающий доступ к подсознательным процессам, лежащих в основе жизнедеятельности. Получив ключ можно сознательно управлять процессами, которые происходят в организме: 
ускорять распад жировой ткани 
омолаживать организм 
управлять сексуальной активностью 
избавляться от заболеваний 
Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика — самостоятельный вид аэробной направленности, кроме того она является прекрасным дополнением ко всем другим системам и средствам оздоровительной тренировки. Дыхание контролируется автоматическими рефлекторными механизмами, поддерживающими обмен организма кислородом и углекислым газом с окружающей средой. Однако при различных функциональных нарушениях вегетативной нервной системы, пониженной двигательной активности, болезнях сердца, сосудов и органов дыхания необходима сознательная коррекция кислородтранспортной функции и насыщения крови и тканей кислородом — посредником энергообеспечения организма.
Эффективность и целительная сила дыхательной гимнастики существенно возрастает при соблюдении основополагающих биоэнергетических принципов.
1. Необходим сознательный контроль и регуляция длительности и глубины вдоха и выдоха и пауз между ними. Наиболее эффективны упражнения с медленным и глубоким носовым дыханием, в котором регулируется объем и скорость движения воздушного потока через левый и правый воздухоносный пути. Долгое и ровное носовое дыхание стимулирует высокочувствительные рецепторы слизистой, наружной поверхности носа и ближайших кожных покровов лица, рефлекторно усиливает деятельность сердца, сосудов, дыхательных мышц, печени, почек, надпочечников, секрецию желудочно-кишечного тракта, ликвидирует застойные явления, повышает тонус центральной нервной системы, обостряет зрительные, слуховые и обонятельные восприятия, уравновешивает эмоциональную сферу, утверждает психический комфорт. Дыхательные упражнения должны сопровождаться мысленным направлением воздушного потока во время вдоха в нижние доли легких до диафрагмы и возвращением его во время выдоха в верхние доли легких.
2. Дыхательный ритм должен согласовываться с пульсовым: счет длительности фаз вдоха и выдоха и произвольная задержка дыхания в паузах регулируется соразмерно с индивидуальной частотой сердечных сокращений. Вдох-выдох следует соотнести по длительности с четным числом биений сердца (4-6-8), задержку дыхания — с половиной длительности вдоха (2-3-4). По мере совершенствования произвольной регуляции дыхательного ритма длительность выдоха должна превышать длительность вдоха на величину задержки дыхания, т.е. в пропорции: 4:2:6 или 8:4:12. Чем продолжительнее выдох, тем длиннее жизнь!
3. Сознательная регуляция задержки дыхания после вдоха и выдоха обеспечивает баланс тонкой жизненной энергии, насыщающей структуры клеток, тканей и органов через плазму крови, ее форменные элементы, через межклеточную и внутриклеточную плазму. Задержка дыхания после вдоха способствует накоплению жизненной энергии и используется как упражнение, восстанавливающее ослабленные функции. Задержка дыхания после выдоха способствует сбросу избытка энергии, накопившейся в состоянии повышенной возбудимости, и используется для уравновешивания негативных психоэмоциональных состояний.
4. Мысленный контроль положения тела, поддержания вертикали позвоночника, координации ритма движений с ритмом глубокого, ровного, мягкого дыхания должен неукоснительно соблюдаться в любых дыхательных упражнениях, при любых положениях тела: стоя, сидя, лежа. Принципы согласованности ?сознания — дыхания — движения? — единственный путь гармонизации жизнедеятельности и оздоровления человека.
Дыхательная гимнастика способствует совершенствованию сознательного контроля движений брюшной стенки и диафрагмы в дыхательном цикле, формированию рационального типа брюшного дыхания вместо верхне-грудного, достижению непрерывности, ненапряженности, легкости, плавности и естественности дыхательного процесса, в котором циркуляция воздуха становится как бы независимой от дыхательных движений.
 Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют "жаждой кислорода". И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.
 
Дыхательные методики. 
Древние системы дыхания
хатха-йога
пранаяма
ци-гун
оздоровительная гимнастика Тай- Цзи Цюань.
дыхание по Ю.И. Першину
дыхание по методу А.Н. Стрельниковой
дыхание по методу Бутейко
дыхание по методу Вилунаса
тренажер Фролова 


Дыхание и спорт.
Дыхательная система - единственная внутренняя система, которой человек может управлять произвольно. Поэтому можно дать следующие рекомендации:
1. Дыхание необходимо осуществлять через нос, и только в случаях интенсивной физической работы допускается дыхание одновременно через нос и узкую щель рта, образованную языком и небом.
2. При выполнении физических упражнений необходимо регулировать дыхание:
- во всех случаях выпрямления тела делать вдох;
- при сгибании делать выдох;
- избегать частых задержек дыхания, что приводит к застою венозной крови в периферических сосудах.
Наиболее эффективно функцию дыхания развивают физические циклические упражнения с включением в работу большого количества мышечных групп в условиях чистого воздуха(плавание, гребля, лыжный спорт, бег и др.) 
       Плавание - лучший регулятор дыхания.
Плавая стилем кроль, нельзя дышать, как попало. Делая первый взмах руками, делается глубокий вдох и сразу же погружается лицо в воду, точно, как это делают пловцы, плавающие стилем кроль. Не надо спешить. Погрузив лицо в воду, надо задержать дыхание и сделать два плавных спокойных взмаха руками и, начиная второй взмах [гребок], начните выдыхать воздух так, чтобы к концу второго взмаха руками, когда поднимите голову над водой, вы могли бы сделать короткий окончательный выдох, чтобы очистить нос от остатков воды, тут же делаете глубокий вдох и все так же сначала. С помощью такого медленного ритмичного плавания, вы прекрасно восстановите здоровье (проделывая его ежедневно и систематически). После нескольких месяцев такого плавания каждый будет чувствовать свое тело необыкновенно свежим и здоровым. 
      Дыхание и бег.
Характер дыхания, его частота, глубина и ритм во время бега зависят от многих причин. И, прежде всего от скорости и продолжительности бега, уровня тренированности, степени утомленности, погоды, трассы, техники бега.
Если нагрузка дозируется правильно, то медленный бег не вызывает неприятных ощущений. Но стоит новичку увеличить темп бега, он сразу начинает задыхаться, появляется тяжелая одышка. 
При медленном равномерном беге дышать через нос можно более или менее свободно лишь в том случае, если бег длится не более 2-5 минут. После этого следует дышать через рот.
Бывает и так, что на пути бегуна может оказаться участок с сильно загрязненным воздухом (потом машин, стройка и т.п.). Тогда обязательно нужно дышать носом или даже задержать дыхание.


Правила здорового дыхания.
Дышите поверхностно, а не глубоко. Наши болезни - от глубокого дыхания.
Главное при дыхании не вдох, а выдох. Наши болезни - от слишком короткого выдоха.
Для здоровья полезно шумное носовое дыхание. Наши болезни - от слабого бесшумного носового дыхания.
Заключение.
Вывод:
10-30 минут ежедневных занятий подарят вам 30-50 дополнительных лет жизни, помогут полностью восстановить силы после напряженного трудового дня, а регулярные упражнения позволят успешно избавиться от бронхита и астмы, гипертонии и стенокардии, улучшить сон и память.











Список используемой литературы.
Ю.Г. Вилунас ?Дыхание, несущее здоровье? ?Комплект? 1998
?Наш друг – бег? ?Физкультура. Спорт? 1972
М.Р. Сапин ?Анатомия человека? ?Феникс? 2004
Энциклопедия ?Аванта +? 1999
Большая Советская энциклопедия ?Большая Российская энциклопедия? 2003

 Используемый сайт:
    http://www.yandex.com



















HYPER13PAGE  HYPER15


4