* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Эдвард де Боно и метод «Шесть шляп мышления»

Метод «Шесть шляп мышления» Елдварда де Боно позволяет структурировать и сделать гораздо более эффективной любую умственную деятельность, как личную, так и коллективную, особенно для ситуаций решения проблем и принятия решений.

В основе «Шести шляп мышления » лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основывается на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не самое лучшее решение, а наиболее успешно пропагандируемое в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором разные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Метод шести шляп – это простой и практичный способ разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен метафорической шляпой определенного цвета.

Мы можем научиться оперировать разными аспектами нашего мышления по очереди. Затем собрать эти аспекты вместе и мы получить «полноцветное мышление». Данный метод обеспечивает более эффективную концентрацию и осознание глубины мышления, а также легкость в овладении собственными мыслями.

Использовать метод на личном уровне возможно в любых областях умственной деятельности, это могут быть, например, важные письма, статьи, планы, решения проблем. В профессиональной деятельности – планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей. В групповой работе – проведение встреч, опять же – оценка, планирование, разрешение конфликтов, обучение.

Некоторые исследования дают основания полагать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс отличается. Если это так, то какая-то система вроде шести шляп просто необходима, потому что не может быть единого «биохимического рецепта» для оптимального мышления.

Белая шляпа: информация

Подробная и необходимая информация. Только факты. Какая еще необходимая информация?Используется для того, чтобы обратить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Желтая шляпа: логический позитив

Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных успехов и положительных сторон. Достоинства. Почему это сработает?Требует переключить свое внимание на поиск преимуществ и положительных сторон рассматриваемой идеи.

Черная шляпа: критика

Предостерегает и заставляет мыслить критично. Что может произойти плохого или что пойдет не так ли? Осторожность.Позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, ею не злоупотреблять.

Красная шляпа: чувство и интуиция

И не пытайтесь их объяснить. Какие чувства у меня возникают?В режиме красной шляпы у участников (если это коллективное обсуждение) есть возможность выразить свои чувства и интуитивные догадки относительно обсуждаемого вопроса, не вдаваясь в объяснение о том, почему это так, кто виноват и что делать дальше.

Зеленая шляпа: креативность

Сосредоточение на творчестве, альтернативных решениях, новые возможности и идеи. Это возможность выразить новые понятия и концепции.Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности вообще даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом

Управление мыслительными процессами. Гарантия соблюдения всех шести шляп.Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, его используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и поставить новую цель.

Как это происходит

В групповой работе наиболее распространенная модель – определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из содержания задачи или проблемы, которую необходимо решить. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «одевают шляпы» определенного цвета в определенной последовательности и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества

Преимущества метода, объявленные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой:Обычно умственный труд представляется скучным и абстрактным. "Шесть шляп" позволяет сделать ее ярким и увлекательным средством управления своим мышлением.

Цветные шляпы – это хорошо запоминающаяся метафора, которую легко применять.

Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детского сада до совета директоров.

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

Метафора шляп является своего рода ролевой речью, на которой легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личностных предпочтений и никого не оскорбляя.

Метод позволяет избежать неразберихи, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

Метод признает значимость всех компонентов работы над задачей (проектом) – эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Недостатки метода

1. Для эффективного применения требуются развитое воображение и тщательная тренировка.

2. Большая психологическая нагрузка.

3. Ожидаемый результат

Использовать метод на личном уровне возможно в любых областях умственной деятельности, это могут быть, например, важные письма, статьи, планы, решения проблем. В профессиональной деятельности – планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей. В групповой работе – проведение встреч, опять же – оценка, планирование, разрешение конфликтов, обучение.