Автор статьи
учитель начальных классов: Винчура Т.М.
Использование презентаций на уроках окружающего мира
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Огромное значение в этом плане имеет яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие учителя отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Применение презентации позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников.
Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности.
Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Каковы же преимущества использования мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах?
Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.
Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
Повышение эмоциональности урока, повышение интереса учащихся к учению, воспитание потребности приобретать новые знания;
Создание доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
Смена форм деятельности, учет психолого-педагогических особенностей младших школьников;
Стимулирование познавательного мышления учеников;
Применение наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.
В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Процесс создания презентации в MicrosoftPowerPoint состоит из таких действий, как:
выбор общего оформления;
добавление новых слайдов и их содержимого;
выбор разметки слайдов;
изменение при необходимости оформления слайдов;
изменение цветовой схемы;
применение различных шаблонов оформления;
создание таких эффектов, как эффекты анимации при демонстрации слайдов.
В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При закреплении новой темы.
Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций способствуют отработке универсальных учебных действий в соответствие с Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартом 2 поколения в начальной школе, которые представляют собой:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества
со
взрослыми и сверстниками
;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
.
В соответствии с обозначенными возможностями применения мультимедиа, являющимися важным средством обучения, развития и воспитания детей, нами разработаны презентации по всем темам курса окружающего мира для первоклассников.
Литература:
1. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Ростов н/Д., 2011.
2. В.Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе.
3. Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках окружающего мира, как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника [Электронный ресурс] – http://www.openclass.ru/