Эффективность здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.
Под здоровьем мы понимаем не отсутствие болезней и отклонений от нормы, а состояние полного психологического и физического благополучия.
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:
комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций,
адекватность требований к ребенку на занятиях и т.д.;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
достаточная двигательная активность.
На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию.
Важно исключить факторы риска на занятиях, к которым относятся
стрессовые ситуации на занятиях
недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;
нарушение физиологических и гигиенических норм;
несоответствие учебной нагрузки возрасту
обучаемых
;
интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;
неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
невозможность индивидуального подхода к учащимся;
недостаточная популяризация культуры здоровья;
Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.
Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.
В начальной школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:
Технологии стимулирования и сохранения здоровья
: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды.
Технологии обучения здоровому образу жизни
: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем.
Коррекционные технологии
: музыкотерапия,
сказкотерапия
,
библиотерапия
, артикуляционная гимнастика.
Здоровьесберегающие технологии каждый педагог применяет индивидуально.
Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Здоровьесберегающие технологии для учащихся начальной школы
Физкультурная минутка
- динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика
- применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз
. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.
Смена видов деятельности
- это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью
предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика
. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры
. Любые: дидактические, ролевые, деловые - игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация
- проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Позы учащихся
.
Н
еправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Эмоциональные разрядки
- это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье
. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.
Работа с родителями
. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.