Эффективность здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс. 

Под здоровьем мы понимаем не отсутствие болезней и отклонений от нормы, а состояние полного психологического и физического благополучия.

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:

комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций,

адекватность требований к ребенку на занятиях и т.д.;

соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; 

рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;

достаточная двигательная активность.

На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.

Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию.

Важно исключить факторы риска на занятиях, к которым относятся

стрессовые ситуации на занятиях 

недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;

нарушение физиологических и гигиенических норм;

несоответствие учебной нагрузки возрасту

обучаемых

;

интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;

неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;

невозможность индивидуального подхода к учащимся;

недостаточная популяризация культуры здоровья;

Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.

Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.

В  начальной школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:

Технологии стимулирования и сохранения здоровья

: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды.

Технологии обучения здоровому образу жизни

: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем.

Коррекционные технологии

: музыкотерапия,

сказкотерапия

,

библиотерапия

, артикуляционная гимнастика.

Здоровьесберегающие технологии  каждый педагог применяет индивидуально.  

Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.  

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Здоровьесберегающие технологии для учащихся начальной школы

Физкультурная минутка

 - динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика

 - применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз

. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.

Смена видов деятельности

 - это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью

предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика

. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры

. Любые: дидактические, ролевые, деловые - игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация

 - проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Позы учащихся

.

Н

еправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Эмоциональные разрядки

 - это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье

. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

Работа с родителями

. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей.

Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.