Лобода Е.С.

ГОУ ЛНР «Свердловский лицей №1»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» В ШКОЛЕ

 Каждый учитель, давая детям знания, желает видеть заинтересованность в своем предмете, стремление работать на уроках. Инновационные педагогические технологии – залог успешной учебной деятельности, поэтому каждая школа работает над этой проблемой.

Инновационные педагогические технологии – это совокупность методов и приемов, которые являются эффективными, современными в образовательной деятельности. Физика – один из самых сложных предметов, который требует концентрации внимания, знаний других предметов. Дисциплина является фундаментом естественных и технических наук, которая развивает аналитическое мышление, учит исследовать, классифицировать и анализировать сложные явления. Особенность преподавания общеобразовательных дисциплин в школе) – это обучение через развитие восприятия мира вокруг нас.

Для меня целью в педагогической деятельности является развитие разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность.

Моя основная задача преподавания в школе - найти такие методы в обучении, чтобы способствовать повышению образовательного уровня учеников, формированию коммуникативных навыков, творческого настроя, познавательной активности.

Применение интерактивных подходов к преподаванию материала повышает интерес к дисциплине.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения - стимулирование обучающихся к самостоятельному изучению материала по дисциплине, необходимое для решения какой-либо ситуации. Обозначив эту самую ситуацию, указываю на логическое разрешение, определяю противоречия и причины их возникновения, аргументирую каждый шаг к решению проблемы.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии применяются мной на уроке при подаче новой темы, при закреплении изученного материала, для контроля полученных знаний, при выполнении домашнего материала, при подготовке к контрольным работам. Информационное обеспечение урока – это фотографии, картинки, анимации физических процессов, которые наполняют содержание урока. На своих занятиях использую не только документальные фильмы, но и фрагменты художественных фильмов. Например, при изучении темы «Вес. Невесомость», обучающимся показываю фрагменты фильмов «Время первых», «Гравитация». Таким образом, ребята могут оценить постановку режиссера с физической точки зрения.

Личностно-ориентированные технологии

Ребенок заслуживает уважения и индивидуального подхода к усвоению им знаний.

Игровые технологии

Игры дети очень любят, игра оживляет урок, а дух соперничества помогает отыскать ответы на вопросы. Например, каждый ученик составляет на уроке свой небольшой кроссворд по теме, а потом обменивается им с соседом по парте. Полюбилось ребятам составленное мной физическое лото. Разделение класса на команды и последующие соревнования делают урок эмоциональным, а изученный материал усвоенным.

Проработав много лет в сфере образования, имея дело с различным контингентом студентов, я пришла к выводу: нужно стремиться, не только сообщать обучающемуся новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, сделать «живыми» основными научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применять их.

Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - совершенствовать организацию учебной деятельности и предложить им нетрадиционные формы занятия.

урок-путешествие: при изучении темы "Эволюция Вселенной" я задаю вопрос о том, хотят ли ребята попутешествовать не только в пространстве, но и во времени. Они хотят этого, и мы отправляемся в путешествие… Конечно, тут не обходится без фильмов и презентаций.

урок-исследование: студенты оживляются при просмотре демонстраций, занятие с демонстрациями хорошо усваивается и запоминается. Если позволить ребятам самим проводить небольшие исследования, урок обязательно достигнет цели.

урок-соревнование: элемент соревнования можно добавить практически в любой урок на этапе закрепления изученного материала.

интегрированный урок: с преподавателем иностранного языка разработали и провели урок «Научно-технический прогресс и изобретение радио». В основу урока положена межпредметная связь дисциплин: физика, тема «Изобретение радио» и иностранный язык, тема «Научно-технический прогресс».

виртуальные интерактивные лабораторные работы предоставляют нам уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. Интерактивность открывает перед учениками огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.

В своей работе я большое внимание уделяю учебно-исследовательской деятельности обучающихся, как одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в сфере образования. Ребята ежегодно являются участниками научно-практической конференции, представляя на них свои интереснейшие работы, такие как: «Великие ученые и их открытия», «Защита информации в сети «Интернет», «Чернобыльская катастрофа»; «Физика и космос», «Парниковый эффект».

Важной формой развития интереса обучающихся к физике и их творческих способностей являются общепризнанная и наиболее массовая форма внеурочной работы физические олимпиады. Олимпиады пользуются популярностью у ребят, так как дают им возможность испытать свои силы и поучаствовать в соревнованиях. Учебная работа на занятиях по физике с применением интерактивных методов способствует развитию творческого взаимодействия и сотрудничества между учителем и обучающимся. Каждый приобретает ценностный опыт сотрудничества, кооперации, переживания, коллективного успеха, которые крайне необходимы в условиях интенсивного поступления информации и быстрых темпов ее обновления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова О. М., Соловьев К. С., Логинов В. А. Интерактивные занятия по физике // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. - Уфа, 2016. С. 66-84.

2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Минск: ТетраСистемс, 2011. 224 с.

3. Короткова Т. Л. Практика внедрения интерактивных форм обучения студентов // SCI-ARTICLE.RU: Электронный научный журнал. 2015. № 20. С. 108-113. URL: http://sci-article.ru/number/04_2015.pdf

4. Федотова Л. Ф. Применение интерактивных методов обучения в высшей школе // Инновации в современной науке Материалы X Международного осеннего симпозиума. – М.,. 2015. С. 52-55.

5. Активные формы учебной работы при изучении общеобразовательных дисциплин [Текст]/ /Высшая школа 1989.-70с

6. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]/ / А.М. Смолкин М. Высшая школа 2003.- 150с.