Эффективные методы и приёмы с целью подготовки учащихся к ОГЭ ?по английскому языку
С каждым годом все больше и больше учащихся сдают экзамен по английскому языку в 9 классе. Для успешной сдачи экзамена необходима серьезная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Большим подспорьем в подготовке к экзамену стало открытие базы заданий ФИПИ. С чего же начать подготовку и как правильно воспользоваться предоставленными материалами? Данная статья поможет грамотно распорядиться не только предоставленным ресурсом, но и собственным временем, которого так необходимо учителям и ученикам выпускных классов.
В начале учебного года ученику и учителю необходимо построить дорожную карту, в которой будет намечен путь подготовки ученика, контрольные точки изучения материала. Здесь же будут отмечаться все успехи и трудности, с которыми сталкивается ученик. Ученик будет визуально понимать на какой стадии подготовки к ОГЭ он находится, а также видеть степень освоения изученного материала на каждой пройденной стадии маршрута, который был проложен совместно с учителем. Преподавателю полезно также завести Тетрадь Достижений Ученика. Здесь он будет фиксировать все результаты каждого ученика. Ученику необходимо иметь комплект тетрадей (для каждого вида речевой деятельности). Например, тетрадь для написания писем, тетрадь для лексико-грамматических упражнений, тетрадь для подготовки к монологическим высказываниям. Отдельные тетради нужны для того, чтобы учитель мог брать тетради на проверку, не оставляя при этом ученика без материалов для подготовки к экзамену. К середине первой четверти учащиеся привыкают к тому, что по понедельникам, например, они сдают тетради с написанными письмами, по средам – грамматические упражнения и т. д.
?В начале учебного года необходим постоянный контроль учителя за качеством выполнения домашних заданий по подготовке к ОГЭ. Еженедельный скрининг результатов выполнения тестов на основе заданий из банка ФИПИ также наглядно показывает учителю наиболее уязвимые места в подготовке к экзамену. Четкая организация подготовки к экзамену не только дисциплинирует ученика, но и экономит время всех участников процесса подготовки к ОГЭ.
?Психологическая готовность ученика к ОГЭ также играет немаловажную роль. Уверенность учащегося несомненно подкрепляют успехи в изучении пред- мета. Однако необходимо помнить о том, что экзамен проходит в непривычной для ученика среде, к которой его также необходимо готовить. В большей степени это относится к устной части экзамена. Так, необходимо тренировать учащихся строить монологические высказывания в шумных местах. Напомним, что на экзамене в аудитории будут сдавать устный экзамен сразу несколько человек. Многим детям внешний шум мешает сосредоточиться, вследствие чего они допускают ошибки. Необходимо приучить учеников сдавать устную часть на компьютере, а также развивать чувство времени, так как отсчет времени на экране также нервирует многих экзаменующихся. Таким образом, знакомые условия сдачи экзамена придадут ученику уверенности в себе.
?Советы по работе с материалами сайта ФИПИ:
?Аудирование. Задание 1. Сделайте с учениками подготовительное упражнение. Во время аудирования необходимо обращать внимание учеников на общий смысл прослушанного. Самое первое задание прослушайте вместе с учениками, делая паузу после каждого говорящего. Обсудите основную идею текста. Объясните, что нужно понимать общий смысл текста, игнорировать неизвестные слова. Задания 2, 3. Внимательно прочитайте задание, выделите ключевые слова. Во время прослушивания особое внимание обращайте на дистракторы (слова, которые повторяются в тексте с целью отвлечения внимания слушающего).
Чтение. ?При работе с текстами также необходимо ориентировать учеников на понимание общего смысла. Поиск похожих слов в тексте и ответах приведет к ошибке. Уделяйте внимание работе со словами, близкими по смыслу.
Говорение. ?Задание 1. Чтение вслух Необходимо обратить внимание учащихся на паузы, интонацию (нисходящая интонация в повествовательном предложении). Необходимо повторить правила чтения, названия дат, географические названия. Если ученик плохо справляется с заданием, просите его на уроках читать вслух тексты, желательно, научно-популярного жанра. На дополнительных занятиях можно предложить послушать текст и подчеркнуть паузы и ударения. Домашним заданием должны быть записи учениками своих ответов, поиск ошибок в своей речи.
?Задание 2. Ответы на вопросы. Объясните ученикам, что если внимательно слушать вопрос, то в ответе они смогут использовать слова из задания. Это же правило поможет не запутаться в грамматике. Более сильным ученикам предлагайте использовать дополнительную лексику, чтобы разнообразить ответы. (Темы, которые должен знать выпускник, можно найти в кодификаторе) На уроках предлагайте всем ученикам дать ответ на вопрос, а затем выбирайте вместе лучший. Тренируйте тематические диалоги.
Задание 3. Для монолога лучше выбрать стандартное вступление и заключение, чтобы ученик чувствовал себя увереннее. Предложите выучить учащимся 5–10 фраз- клише для разных ситуаций. Тренируйте учащихся произносить не менее 12– 14 фраз. В ситуации стресса на экзамене количество фраз в монологе может сократиться.
?За 2 месяца до экзамена проверьте, понимает ли учащийся основную мысль тем, может ли ответить на все вопросы заданий на сайте ФИПИ. Языковой материал Не желательно учить грамматические правила без опоры на текст. Лучше, прорешать упражнение и объяснить ученику его ошибки. Для закрепления материала можно дать несколько упражнений. Единственное, что должно быть выучено заранее- таблица неправильных глаголов. На уроках нужно повторять изученную грамматику также с опорой на тексты. В любом тексте обращать внимание учащихся на словообразование новых слов. Желательно вести словари, в которых будут цепочки однокоренных слов.
Письмо. Чтобы быстрее научить учащихся писать письма предложите им выучить шаблон личного письма, научите отвечать грамотно на вопросы .